Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Проект на тему: "Хлеб везде хорош и у нас, и за морем"

СКАЧАТЬ (706.0 Kb) 19.06.2024, 12:05
Половнева Татьяна Николаевна
учитель, руководитель МО развивающего цикла, ГБОУ Школа №2200 г.Москва
Департамент Образования города Москвы
____________________________
ГБОУ Школа № 2200

Проект-исследование «Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем»
Тема работы: Значение хлеба в мировых цивилизациях

Авторы работы:
Андросова Оля,
Игнатова Оксана,
Мартынова Варвара,
Подольская Дарья,
Подольский Дмитрий

Руководитель работы:
Половнёва Татьяна Николаевна, учитель технологии

Москва


Оглавление.
1. Введение.
2. Главная часть:
2.1 Происхождение слова хлеб
2.2 Символы на хлебе
2.3 Формы хлеба в древности
2.4 Хлеб в искусстве Древнего мира
2.5 Значение хлеба в мировых цивилизациях
3. Заключение
3.1 Список используемой литературы

Введение.
Предметом исследования нашего проекта является Хлеб. На земле с её сотворения сменилось великое множество цивилизаций, но от первых цивилизаций (например, традиции Арктиды) сохранилась культура Хлеба.
Цель исследования:
Способность формирования умения находить информацию в разнообразных источниках (исторический материал, памятники изобразительного искусства);
развитие межпредметных связей (история, ИЗО, материальные технологии);
умение работать в группе, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения и своё видение проблемы;
осмысление прошлого, основанное на изучении мировых процессов (моральных ценностях);
освоение техники декупажа, изучение древней фресковой живописи;
изучение истории хлебопечения, сбор рецептов римских авторов;
создание интегрированного урока-презентации для начальной школы, способствующего формированию ценностных ориентиров (единение национальных культур в условиях многонационального государства РФ).
Тип проекта: исследовательский.
Метод работы: сбор информации по теме; сравнение, анализ, собранного материала. Практическое работа: декупаж (на основе римских фресок) на уроке ИЗО, хлебопечение (по рецептам Катона Младшего) на уроке материальных технологий
Источники: египетские настенные росписи, римские фрески; пословицы и поговорки; литература античных авторов (кулинарные рецепты).

Главная часть.
Происхождение слова хлеб.
Считается, что слово "хлеб" греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки - клибанос.
От этого названия древними готами было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов.
У наших предков Хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода. К Хлебу относились как к практически живому существу, он был и до сих пор остается ключевым элементом множества обрядов: свадебного, родильного, похоронного, без него не обходился ни один праздник. Хлебом – солью (соль – также символ Солнца) встречали гостей, с Хлебом встречали новорожденного ребенка, клали Хлеб в колыбель, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, с ним начинали сеять и жать.

Символы на хлебе
В древности, перед тем как расстоявшийся каравай на лопатке перенести в печь, на нем ставили разные знаки:
• Крест («Нахлебный крест». На Востоке был обычай надрезать хлеб крестообразно. Это означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто употребил эти части; исцеляет разделенность.)

Пшеничный хлеб римлян (Помпеи)
• Розу (роза у римлян – знак тайны, у греков – дар Богов)
• Знак семьи или рода.
На булочных изделиях для детей – петуха с пушистым хвостом, белку, котенка, индюка и т. п.;
Египтяне на хлебе оставляли отпечатки своих пальцев, римляне – насечки, китайцы рисовали круг – иероглиф солнца, иногда изображали боевой лук, зерно и стрелы, чтобы подчеркнуть, что хлеб защищен от врагов и злых сил.
В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково – кружочком с точкой посередине.

Формы хлеба в древности
Главными продуктами в древнем Египте считаются хлеб и мясо. Египтяне настолько любили хлеб, что раньше у них было шестнадцать видов хлеба. Египетские мастера производили разнообразные хлебные изделия: круглые, конические, продолговатые хлебы, плетенки, булки в форме сфинксов, рыб, птиц.

Хлеб семет (Древний Египет)
Одной из форм хлеба древних египтян была форма пирамиды. Слово «пирамида» происходит от греческого пирамис (от пирос), означавшего «пирог из меда и муки». Этот пирог имел форму конуса, и греческие паломники сравнивали его с пирамидой. А само слово пирамида, оказывается, производилось известным античным автором Плинием от слова пламя. Звуки Р и Л в Египте путали, поэтому слово пирамида – пиламида сразу сближается со славянским словом пламя. Слова пирог, пламя, пирамида – пиламида оказываются однокоренными.

Пирамидальный хлеб египтян (настенная роспись нубийцев)
Искусство приготовления хлеба из сброженного теста от египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался государственным деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх (особый белый разрыхленный хлеб).
С III века до н. э. в домашних хозяйствах Рима стали приготовлять хлебные лепешки. Хлеб в Риме пекли разных сортов. Многие мучные изделия привозили с островов (например, родосское печенье). Самым дорогостоящим был белый хлеб; пекли также черный хлеб, называвшийся деревенским, «лагерный» (для войска), «плебейский» (для бесплатных раздач бедноте или для продажи по твердым ценам).
Помимо привычной круглой формы (лепешки) стали выпекать хлеб в форме кубиков, лиры или плетёнки, ракушки, свиньи, зайца, цирковых сцен и даже Медузы и бога Приапа.
Рецепты хлебных изделий Рима описаны в трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве». В частности, рецепт «Пирога для жертвоприношений»:
«Пирог для жертвоприношений делай таким образом: 2 фунта (римский фунт = 327 г) творога хорошенько разотри в кадушке. Сделав это, положи туда фунт муки, или, если хочешь, чтобы тесто было нежнее, то полфунта белой муки лучшего качества и хорошенько перемешай с творогом. Положи туда одно яйцо и хорошенько перемешай все вместе. Сделай из этого хлеб, положи его на лавровые листья и пеки потихоньку на горячем очаге под глиняной крышкой».

Хлеб в искусстве Древнего мира.
Насколько великого значение хлеба для древнего мира можно судить по многочисленным памятникам той эпохи. К ним можно отнести как монументальные сооружения, так и фрески, мозаики.
Так, в Риме до наших дней сохранился 13-метровый монумент в честь одного из тогдашних мастеров хлебопечения Марка Вергилия Эврисака, чьи пекарни снабжали хлебом едва ли не весь Вечный город. Эврисак, живший в конце I века до н.э., поставил себе памятник у Эсквилинских Ворот, настоящую трехъярусную башню. На рельефах памятника изображено приготовление хлеба на разных его стадиях. Ослы работают на двух мельницах, работники у стола сеют муку, хозяин берет пробу муки. Машину для вымешивания теста вращает осел. Погонщик следит за тем, хорошо ли тесто вымешано. На двух больших столах тесто раскатывают и формируют.
Рельеф мавзолея
Много изображений сохранилось на фресках Помпеи, например фреска «Булочник-лоточник». Фреска изображает булочника, который пришел со своим товаром на рынок: он поставил корзинки с хлебцами на низенький столик и не успел еще их выложить, как к нему подошли покупатели. На земле, рядом со столиком стоит большая корзина, в которой рядками уложены такие же хлебцы.

Греческая мозаика Египетское изображение Римская фреска «Торговля хлебом»
Источниками сведений о хлебе являются памятники литературы римских и греческих авторов, например Петроний, Марциал, Гораций. Ювенал, Овидий. А также труды историков Светония, Сенеки, Катона Старшего, Плиния Младшего и других.
В сохранившихся до наших дней фрагментах произведений древнегреческих драматургов Антифана и Аристофана, которые жили в IV веке до н.э., упоминаются сорта хлеба, выпекавшиеся в Аттике (уступавшие египетским).
А известный аэд Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом.

Значение хлеба в мировых цивилизациях.
Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В честь хлеба слагались гимны.
Изо дня в день меняются кушанья на нашем столе, и только Хлеб остается неизменным. Сколько бы разных блюд не стояло у нас на столе, без Хлеба он пуст. Это пища, которую ничем нельзя заменить.
В древние времена Хлеб, олицетворявший благополучную жизнь, ни в коем случае не резали, а ломали руками, откуда и возникло слово ломоть. Разрезая, мы рушим энергетическое строение Хлеба. А отламывается он по своему энергетическому рисунку, особенно если при отламывании не мять мякиш. При ломании краюшка перенимает силу всего Хлеба, а при отрезании - только по размеру отрезанного. Есть такое даже выражение «отрезанный ломоть», то есть человек, порвавший связь со своими родными и близкими.
Египтяне были великими хлебопеками древнего мира. Древние греки тоже почитали хлеб. А римляне возвели его создание в ранг искусства.
О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Именно хлеб в Греции считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), все остальное полагалось только обильной добавкой к дефицитному хлебу.
Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый – помогает при заболевании желудка и кишечника. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. В честь мастеров возводились монументы (памятник пекарю Марку Вергилию Эврисаку).Тех, кто готовил хлеб низкого качества наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.
В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в сто тысяч сестерций, в то время как гладиатор только в 10-12 тысяч сестерций.
У суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях.
Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виду ее значение в жизни людей.
«Хлеб везде хорош – и у нас и за морем» гласит пословица, объясняя нам, что культуры везде разные, правители тоже разные, но основные ценности ЕДИНЫ.

Заключение.
Данный проект, основанный на межпредметных связях, помогает более глубокому изучению предметов (история – изучение традиций народов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; ИЗО – работа в технике декупажа; материальные технологии – приготовление хлеба на основе рецептов древнеримских авторов), создает интерес у учащихся к истории не только своего народа, но и мировой истории.
Проект помог учащимся использовать поисковый метод, развил мышление (применение анализа, сравнения в работе с историческим источником и исторической литературой по теме); помог освоить практические навыки работы с декупажем и выпечки хлеба (Приложение 1).
Итогом проекта является создание интегрированного урока на тему «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», который можно использовать на уроках истории в 5 классе (раздел Античность, Древний Восток), на классно-тематических часах, посвященных воспитанию нравственности, так и на уроках в начальной школе.

Список используемой литературы.
1. История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во «Олма-Пресс Образование», 2003
2. Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1(5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997
3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988
4. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
5. И.В. Рак «Мифы Древнего Египта», СПб, изд-во «Петро-РИФ», 1993 г
6. А. М. Прохоров «Большой энциклопедический словарь»
7. Марк Порций Цензорий Катон Старший «О сельском хозяйстве» (электронная энциклопедия Академик)
8. Материалы из Википедии. Хлебопечение Древнего Рима
9. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). М.: Вентана – Граф, 2004
10. Ермакова В.И. Основы кулинарии, 10-11 кл..-М.: Просвещение, 2002.
11. Похлебкин В.В. Национальные кухни народов. –М:”Пищевая промышленность”, 1978.
12. Рон Коленьюк. Лучшие блюда мира. –М: “ Эксмо”, 2000.
13. Н.А. Горяева, Б. М. Неменский. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – 5 класс, 2010
14. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. “Путешествие в прекрасное” (в 3-х ч.), М, Баласс,1999 г.
15. Неменский Б.М. “Искусство вокруг нас”, М, Просвещение, 2005 г.

Приложение 1
Практическая часть работы.

Работа с декупажем на основе фрески с изображением кухонной посуды на уроке изобразительного искусства

Приготовление хлеба по рецепту Катона Старшего
на уроке материальных технологий


Категория: Блоги | Добавил: Polovnevatn
Просмотров: 25 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог