Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с народным творчеством Нижегородской области "Нижегородский сувенир"

СКАЧАТЬ (2.07 Mb) 16.05.2024, 20:50
Сильвачева Анна Александровна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №254"
Вид проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь – май
Актуальность проекта: Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Цель проекта: познакомить воспитанников ДОУ с разнообразием декоративно-прикладного творчества Нижегородской области, дать представление о цветовой гамме, орнаментах, элементах узора, о форме изделий, а также местонахождении центров народных промыслов.

Образовательные задачи проекта:
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Познакомить детей с такими видами декоративно – прикладного искусства Нижегородской области, как хохломская и городецкая роспись, чкаловский гипюр, жбанниковская свистулька, берестяной промысел и лозоплетение, резьба по камню (Барнуково), резьба по кости (Варнавино).
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Учить видеть красоту и своеобразие жбанниковской игрушки, хохломской, городецкой росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей, учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Воспитательные задачи проекта:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие задачи проекта:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», ярмарка, коробейник.

Условия реализации проекта:
• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно-речевую, коммуникативную;
• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
• Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
• Создание эстетически-развивающей среды.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
 индивидуально-творческая деятельность
 учебно-игровая деятельность (игры, беседы, познавательная деятельность)
 Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов
 Роспись шаблонов хохломской, городецкой, Полхов-Майданской росписью
 Заучивание стихов
 Дидактические игры
 Самостоятельная творческая деятельность детей
 Выставка детского творчества

Формы работы с родителями в процессе реализации проекта:
 папки-передвижки
 консультации, рекомендации
 обогащение предметно-развивающей среды

Формы работы с педагогами по реализации проекта:
 методические рекомендации
 консультации
 открытые занятия
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства Нижегородской области: хохломской, городецкой росписи, резьба по камню, чкаловский гипюр, резьба по кости, лозоплетение и т.д.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи и промыслах Нижегородской области.
• Дети умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия
• Дети самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях
• Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом: родители принимают активное участие в жизни ДОУ, в создании выставок, в оформлении мини- музея
• Повышение педагогического уровня по данной теме; создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей.

Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь)
 Создание развивающей среды
 Беседы о народных промыслах для выявления знаний детей. Подборка материалов о Нижегородских народных промыслах
 Анкетирование родителей «Народное творчество в жизни дошкольника»
 Разработка НОД.

Основной этап: реализация проекта (октябрь-апрель)
 Проведение НОД по ознакомлению с народным творчеством Нижегородской области на основе метода интеграции: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.
 Совместная работа с родителями
Работа с детьми по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
1.Дидактические игры: «Народные промыслы» Цель: знакомство с характерными особенностями народных промыслов, «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры»;
2. Лото «Чудо узоры» - формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.
3.Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов»;
4. НОД: «Знакомство с Городецкой росписью»
5. НОД: «История хохломской росписи»
6. НОД «История Пол-Майданской росписи.»
7. НОД «Чкаловский гипюр»
8. Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»;
9. Математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»;
Познавательное развитие
1. Дидактические игры: «Нижегородский сувенир», «Чкаловский гипюр», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»
2. Просмотр презентаций «Золотая хохлома», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;
3. Просмотр фотоальбома «Народное искусство»;
4. Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах;
5. Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки Семёновская, Полх-Майданская);
6. НОД «Русские матрешки»;
7. НОД «Чкаловский гипюр»
8. Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи;
9. Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью;
10.Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация), умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Речевое развитие
1.Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», жбанниковская свистулька, ярмарка, коробейник, лозоплетение
2. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
3. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома»;
4.Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
5. Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?»
Художественная литература • Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Художественно-эстетическое развитие
1. Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Сказочные птицы».
2. Лепка «Русская матрешка» - Познакомить с историей русской матрешки, научит лепить форму матрешки и украшать ее узором; декоративная лепка «Городецкие узоры - сколько радости для глаз»;
3. Лепка: «Матрешка»
4. НОД по рисованию: «Семёновские сувениры», «Полх-Майданские узоры», «Роспись силуэта матрешки по мотивам Хохломской росписи», «Укрась тарелочку. Хохлома» «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор на кухонной доске»;
5. Аппликация из природного материала с элементами Городецкой росписи;
6. Выставка рисунков и поделок «Ярмарка мастеров»
Музыкальное воспитание
1. Частушки
2. парный танец
Физическое развитие
1. Комплекс утренней гимнастики «Матрёшки» ,«Заводные игрушки»;
2. Комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
3. Подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»

Роль родителей в реализации проекта:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Помочь детям разучивать стихи, загадывать загадки о народных промыслах, росписях;
3. Участвовать в подборе литературно-поэтических произведений;
4. Рассматривание иллюстраций совместно с детьми и подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству;
5. Изготовление поделок и картин
6. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми улицу Большая Покровская, где представлены в магазинах образцы народного творчества Нижегородской области
7. Анкетирование родителей на тему «Декоративно-прикладное искусство»
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему:
• Консультация для родителей «Роль народного декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном развитии детей»
• Консультация «Народно-прикладное творчество Нижегородской области»

Заключительный этап (май)
 подведение итогов практической деятельности детей
 презентация проекта
 выставка детских поделок

Обобщающий этап
 создание альбома «Народное творчество Нижегородских мастеров»
 оформление выставки рисунков и поделок детей «Ярмарка мастеров»
 Создание д/игр по декоративно-прикладному искусству Нижегородской области
 презентация мини-музея для родителей и педагогического коллектива д/сада

Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству Нижегородской области у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве Нижегородских мастеров и жизни народа родного края. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Систематизировались знания о таких промыслах, как чкаловский гипюр, резьба по кости, резьба по камню, лозоплетение и т.д. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Продукт проектной деятельности:
• Создание мини-музея «Нижегородский сувенир»
• Альбом «Декоративно – прикладное искусство Нижегородской области»
• Создание дидактических игр по декоративно-прикладному творчеству Нижегородской области
• Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству «Ярмарка мастеров».



Список литературы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре. М.: Просвещение, 2006
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.


Категория: Блоги | Добавил: AnnaVospSorokina2000
Просмотров: 80 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог