Игнатьева Олеся Авдеевна - Учитель-логопед, МАДОУ № 81«Солнышко» комбинированного вида В.Новгород
Дмитриева Валентина Валерьевна - Воспитатель, МАДОУ № 81 « Солнышко» комбинированного вида В.Новгород
Фионова Наталья Михайловна - Воспитатель, МАДОУ № 81 « Солнышко» комбинированного вида В.Новгород
Целевая аудитория: дети старшей группы, воспитатели, учитель- логопед, родители.
Срок реализации - 2 недели
Тип проекта - информационно-познавательный, творческий, игровой.
Актуальность:
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в окружающий его мир. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду.
В детском саду и в школе, на заводе и в угольной шахте, на борту океанского лайнера и в просторах космоса — всюду люди пользуются результатами труда повара-кондитера, одной из древнейших профессий в мире.
Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить детей с профессией кондитера, в работе которого есть место выдумке, фантазии, изобретательности.
Наш проект содержит методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В данное время, это актуально, так как значительно увеличилась численность таких детей в обществе и практически в каждой группе детского сада есть дети с ОВЗ.
Коррекционно- развивающая работа построена таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ повышалась познавательная мотивация, ребенок учился планировать и контролировать свои действия, оценивать их. Так же очень важно, чтобы ребенок мог работать в группе, общаться со взрослыми и другими детьми, выражать и отстаивать свое мнение. Вся коррекционно- развивающая работа спланирована и предполагается к реализации совместно с учителем- логопедом МАДОУ.
Цель проекта: Закреплять представление детей о том, что такое профессия;
расширять знания детей о профессии повара, повара-кондитера; воспитывать уважение к труду повара; повысить познавательную мотивацию детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- формировать познавательную активность в ходе работы;
- создать условия для развития творческих способностей детей,
- развивать любознательность, интерес к данной профессии;
- развивать у детей умение использовать в речи логически построенные высказывания;
- формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации;
-вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций, чтению стихов, отгадыванию загадок по теме;
- развивать у детей способность создавать композиции из соленого теста;
- поддерживать инициативу в проявлении творчества.
- воспитывать уважительное отношение к людям труда
Коррекционно-развивающие задачи: (для детей с ОВЗ)
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие умения ориентироваться на плоскости;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие межполушарных связей;
- закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
Предполагаемый результат:
• У детей повысится уровень знаний о труде повара -кондитера, результатах его работы, появится интерес к процессу приготовления кондитерских изделий;
• Благодаря совместным действиям в период работы, детский коллектив станет сплоченным, воспитанники будут учитывать интересы сверстников, в группе создастся благоприятная и комфортная атмосфера;
• Обогатится опыт старших дошкольников, по развитию творческих способностей и эстетического восприятия; • У воспитанников появится интерес к поисковой деятельности;
• Расширится кругозор детей, родителей, педагогов по теме проекта;
• Обогатится словарный запас детей.
Этапы:
1. Подготовительный:
Постановка задач и обсуждение проекта, подготовка материалов, подбор литературы, работа с родителями.
2. Основной:
Проведение мероприятий проекта.
3. Заключительный:
Анализ результатов деятельности, подведение итогов проекта.
Необходимое оборудование:
Проектор, материалы для творческой работы, атрибуты для сюжетно- ролевых игр, дидактические, настольно- печатные игры, художественная литература по теме, иллюстрационный материал по теме. Для детей с ОВЗ: нейроскакалка, игровой комплекс «МиниЛарчик» В.В.Воскобовича, балансир.
Содержание работы:
Социально-коммуникативное развитие
1. Экскурсия на кухню детского сада.
Задачи:
- знакомить с работой поваров, рабочих кухни непосредственно на рабочем месте;
- знакомить с кухонным оборудованием, техникой, ее размещением;
- развивать внимание, память, мышление, словарный запас;
- формировать интерес к профессии повара, уважение к его труду.
Экскурсия организуется во второй половине дня, когда на кухне выключены газовые и электрические плиты. Повар рассказывает детям об оборудовании кухни, назначении основных орудий труда, техники; о кухонной посуде, ее назначении; о размещении столов, разделочных, жарочных шкафов для удобства работы и т.п. Угощает детей булочками.
2. Сюжетно-ролевые игры.
С/р игра «Сварим вкусный суп из овощей».
Задачи:
1. Закрепить умение у детей организовывать сюжетно-ролевую игру.
2. Закрепить представление о предметах посуды и продуктах для приготовления еды.
3. Развивать воображение, речь детей.
4. Обогатить словарный запас по данной теме.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы: игрушки, посуда (кастрюля, поварешка, ножи, разделочная доска), муляжи овощей, баночка с солью, шапочка повара, фартуки.
Задание. Педагог с детьми рассматривают схему приготовления супа. Затем педагог предлагает детям поиграть в повара и самим приготовить суп из овощей.
С/р игра «Приглашение на день рождение».
Задачи:
1. Закрепить умение у детей организовывать сюжетно-ролевую игру.
2. Закрепить умение у детей выбирать роли и подбирать атрибуты и предметы-заместители.
3. Развивать у детей диалогическую речь.
4. Закрепить правила этикета (поведение в гостях, прием гостей в своем доме).
5. Закрепить умение сервировать стол.
Задание.
Педагог организовывает праздник, распределяют роли. Мама с именинником сервируют стол, готовят угощения, встречают и провожают гостей, убирают дом после праздника.
С/р игра «Кафе «Подснежник».
Задачи:
1. Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни.
2. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы-заместители.
3. Познакомить с работой повара на пищеблоке во время экскурсии.
4. Расширение словаря по данной теме. Знакомство с различными видами щей.
Игровой материал: игровая зона с мебелью, набор посуды, муляжи овощей, корзина, фартуки и колпаки, столовые приборы.
Игровые роли: повар, поварята, официанты, посетители.
Предварительная работа: экскурсия на кухню.
Задание: воспитатель входить в группу в одежде повара, предлагает угадать профессию. Приносит овощи в корзинке, дети их рассматривают и решают, что можно из них приготовить. Обсуждают виды щей, рассматриваю схему приготовления щей, распределяют роли, готовят и накрывают на стол.
С/р игра «Приготовим компот»
Задачи:
1. Расширение знаний о сюжетно-ролевой игре.
2. Закрепление знаний об овощах и фруктах, их названиях, внешнем виде, характере произрастания, кулинарных качествах.
3. Развивать умения сравнивать и группировать предметы по признакам.
4. Развивать мышление, логику, память, тренировать внимание, развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материалы: игровая зона с мебелью, набор посуды, фрукты и овощи, посуда, фартуки и колпаки.
Задание. Педагог предлагает детям рассмотреть овощи и фрукты, описать их внешний вид, выбрать, что подходить для приготовления компота. Далее рассматривают схему приготовления компота, распределяют роли и готовят компот. Затем накрывают на стол.
3. Знакомство с кулинарными книгами.
Задачи:
- знакомить с понятиями «кулинарная книга», «рецепт», «национальная кухня»; - развивать целенаправленное внимание, речь; - формировать культуру обращения с книгой, интерес к профессии кулинара, национальным традициям разных народов.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кулинарные книги разных народов. Обращает внимание на расположение материала, разделы, рецепты, фотографии блюд. Подробно останавливается на некоторых рецептах, продуктах, украшениях блюд. Дает детям задание познакомиться с кулинарными книгами и тетрадями своих мам, запомнить один простой рецепт и рассказать о нем детям.
Книги воспитатель оставляет в группе в течение нескольких дней, чтобы дети в свободное время могли более подробно рассмотреть иллюстрации и фотографии, обменяться впечатлениями.
Познавательное развитие
1. Беседы по иллюстративному материалу: «Предметы – помощники», «Еда полезная и вредная»
2. Дидактические игры.
Поварята
Задачи:
- давать понятие о том, какие блюда можно приготовить из мяса, рыбы, молока, муки, картофеля; - учить называть блюда, рассказывать об их составляющих, простых способах приготовления; - развивать память, воображение, монологическую речь; - формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.
Игровая задача: «приготовить» три блюда.
Оборудование: картинки или фотографии с изображением продуктов питания и блюд, изготовленных из них.
Каждому играющему воспитатель в роли директора столовой или кафе дает задание приготовить по три блюда из предложенного продукта питания. Ребенок в роли повара должен подобрать к рисунку с изображением продукта картинки, изображающие разные блюда, приготовленные из него, и рассказать о том, из чего состоит блюдо, какое на вкус и как готовится. Дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд. Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки с изображением составляющих блюдо. Для игры брать простые, известные детям блюда.
Что получится из продуктов?
Задачи:
- давать знания о том, какие продукты питания нужны для приготовления простых блюд; как получают эти продукты питания; в каком отделе продуктового магазина их продают; - учить правильно называть блюдо из предложенных продуктов; - рассказывать, какое оно на "вкус; - развивать внимание, память, речь;
- формировать интерес к приготовлению пищи;
- воспитывать желание помогать маме.
Игровая задача: подготовиться к приему посетителей.
Оборудование: картинки (муляжи, натуральные продукты) с изображением продуктов питания.
Вариант 1. Воспитатель в роли шеф-повара детского кафе предлагает подготовиться к приему гостей — приготовить праздничный обед к дню рождения. Но готовить его будет только повар, правильно назвавший блюдо, которое можно сделать из предложенных продуктов, и рассказавший о нем: откуда продукт попал в магазин, в каком отделе его купили, как хранили, какое блюдо на вкус. Проигравший ребенок теряет право готовить самостоятельно и становится помощником повара.
Вариант 2. Ребенок должен назвать как можно больше блюд, которые можно приготовить из одного продукта разными способами (варить, тушить, жарить, парить, печь, томить и т.п.).
Вариант 3. Ребенок должен назвать как можно больше способов хранения продукта для его использования в течение длительного времени (сушить, солить, мариновать, морозить, вялить, коптить, консервировать) и возможностей использования заготовок.
Вариант 4. Как профессиональные повара дети должны разделить предложенные продукты на свежие и порченые, зрелые и незрелые при помощи зрительного и обонятельного анализаторов. Для сравнения берутся продукты с явным различием. Дети должны выделить признаки свежести и испорченности (цвет, запах, наличие плесени, пятен). Берутся самые простые варианты.
Вариант 5. Молодые «повара» проводят дегустацию предложенных продуктов. С закрытыми глазами узнают продукты (овощи, фрукты, сахар, соль, сыр, хлеб). Называют продукт и его вкусовые качества. Предлагают блюда с данным продуктом. Придумывают разные сочетания продуктов в блюде.
Что где хранится?
Задачи: - закреплять названия продуктов питания и способы их хранения, оборудования, которое помогает хранить продукты долго; - учить раскладывать продукты питания по местам хранения;
- рассказывать, почему определенный продукт может храниться данным способом; - использовать обобщающие слова: сухие, сыпучие, крупы, мороженые, охлажденные, быстро портящиеся, мясные, молочные, мучные; - развивать умение классифицировать продукты питания по способу хранения, обобщать, сравнивать признаки; - формировать бережное отношение к продуктам питания как результату труда человека.
Игровая задача: правильно сохранить продукты.
Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов питания и мест их хранения.
Воспитатель напоминает детям о том, что повар отвечает за сохранность продуктов. Он должен знать, как и где хранить их, чтобы они не испортились. Предлагает детям стать поварами столовой. Дети должны разложить предложенные картинки с изображением продуктов питания по местам хранения (шкаф, холодильник, морозильник, кладовая), рассказать, где должны храниться эти продукты, почему, в каком виде, сколько времени. Выигравшие дети получают медаль самого знающего повара.
Мы все умеем
Задачи: - закреплять знания о том, из каких продуктов можно сделать винегрет, салат; - учить делать простейшие салаты под руководством воспитателя, рассказывать о своих действиях; - развивать ловкость, точность движений, фантазию; - формировать интерес к приготовлению пищи, работе повара.
Игровая задача: приготовить как повар салат, винегрет и т.п.
Оборудование: продукты питания, разделочные доски, ножи, фартуки, салатники.
Воспитатель предлагает детям приготовить необычный ужин из салатов и винегрета на чей-то день рождения или просто вечер развлечений. Рассматривает с детьми овощи и фрукты, которые есть на разделочном столе, просит назвать их, сказать, какие еще продукты
Если молочные продукты хранить не в холодильнике, то ... (они могут прокиснуть).
Если мясные продукты не убрать в холодильник, то ... (они протухнут).
Если повар не будет соблюдать правила личной гигиены и проверять свое здоровье, то ... (через продукты может заразить других людей).
Если при покупке продуктов повар не сможет определить их свежесть, то ... (может купить испорченные продукты, ими отравить посетителей).
Если повар не знает основ здорового питания, то ... (будет готовить вредную для здоровья пищу).
Если повар, работающий в столовой больницы, не знает основ лечебного питания, то ... (он может навредить здоровью больных; не будет помогать их выздоровлению).
Если кок на судне будет готовить однообразную пищу, не дающую силу морякам, то ... (они не смогут выполнять свою работу).
Если повар кафе, ресторана не будет знать рецепты национальной кухни, то он ... (не сможет выполнить заказы людей разных национальностей).
Подбери глагол
Задачи:
- закреплять знания о действиях, совершаемых поваром;
- развивать умение подбирать глагол, соответствующий действию, внимание;
- формировать потребность в коллективных играх.
Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает соответствующим глаголом.
Повар блюдо по рецепту ... (готовит).
Сыр ножом тонкими ломтиками ... (нарезают).
Морковь на терке ... (трут).
Мясо из перечницы перцем ... (перчат).
Из солонки соль в салат ... (насыпают).
Овощи в салате солью ... (солят).
Фрукты во фруктовом салате ... (смешивают).
Готовое блюдо из мяса соусом ... (поливают).
В мясной бульон порезанные овощи ... (закладывают, кладут).
Помидоры для салата ножом ... (нарезают, режут).
В дуршлаге фрукты под водой ... (моют), макароны ... (промывают).
В кастрюле щи ... (варят).
На сковороде картофель ... (жарят).
В духовке пироги... (пекут).
На разделочной доске мясо ... (разделывают, разрезают, делят на кусочки).
На плите чайник ... (греется, кипит, стоит).
В заварочном чайнике чай ... (заваривают).
Готовое блюдо выкладывают на тарелку и ... (украшают, подают на стол).
Посуду после приготовления пищи ... (моют, чистят, сушат).
Пригоревшие места на сковороде чистящими средствами ... (оттирают).
Электроприборы на кухне
Задачи: - закреплять знания о функциях электроприборов, используемых поварами;
- развивать целенаправленное восприятие, внимание, память, умение подбирать глагол;
- формировать интерес к профессии повара.
Повар миксером крем для торта ... (взбивает).
В морозильной камере скоропортящиеся продукты ... (замораживает).
В холодильнике скоропортящиеся продукты ... (хранит).
На плите обед ... (готовит); суп ... (варит).
В электропечи пирожки ... (печет).
В кофемолке зерна кофе ... (перемалывает).
В тостере ломтики хлеба ... (поджаривает, подсушивает, делает хрустящими).
В кофеварке кофе ... (варит, готовит).
В тестомешалке тесто ... (замешивает, месит).
В мясорубке мясо... (режет, рубит, размельчает, перемалывает).
В овощерезке овощи ... (режет, нарезает).
В блендере яйца ... (взбивает).
В хлеборезке хлеб на кусочки ... (нарезает, режет).
В картофелечистке картофель ... (моет, чистит).
В посудомоечной машине всю посуду чисто... (моет, высушивает).
В титане (электрическом котле) воду ... (кипятит).
В мультиварке холодец быстро ... (варит).
Ответь на вопрос
Задачи: - закреплять знания о назначении кухонной посуды; - развивать целенаправленное восприятие, внимание, мышление, фразовую речь; - формировать интерес к окружающим предметам.
Воспитатель задает детям вопрос, дает возможность всем на него ответить. Затем выбирается правильный и самый полный ответ.
Для чего половнику нужна длинная ручка и глубокое черпало?
Для чего чайнику носик?
Для чего чашке ручка?
Для чего кастрюле две ручки? Для чего дуршлагу дырочки?
Почему для супа используют глубокую тарелку, а для каши мелкую?
Почему к чаю подают чайную ложку?
Почему ко второму блюду подают вилку и нож, а не ложку?
Почему к чаю подают маленькую, а не большую ложку?
Для чего посуду моют после каждого приема пищи?
Почему в столовой варят не в кастрюлях, а в котлах?
Для чего повару нужны электрические помощники?
Почему рабочий день повара начинается очень рано?
Догадайся, из каких продуктов приготовлено блюдо
Задачи:
- закреплять знания об ингредиентах, добавляемых в некоторые блюда;
- развивать внимание, восприятие, логику, речь;
- формировать интерес к кулинарии
Воспитатель произносит название блюда, а дети должны сказать, из каких продуктов оно приготовлено. Дети сидят по кругу вместе с воспитателем. У нее в руке клубок ниток. Воспитатель задает первый вопрос, па который отвечает ребенок, сидящий справа от нее. Если ребенок отвечает правильно, он наматывает на палец протянутую ему нить. Если неправильно, передает клубок дальше. Игра заканчивается, когда клубок вернется к воспитателю, пройдя по кругу. Тем, кто не намотал на палец нить, дается дополнительный шанс ответить правильно. Все ответы детей воспитатель «сворачивает» обратно в клубок для использования в волшебной кухне.
Холодные блюда
Салат из свежих помидоров и огурцов приготовлен из ... (помидоров и огурцов).
Салат из редьки и моркови в сметане приготовлен из...
Салат из картофеля с солеными огурцами сделан из...
Салат из фруктов сделан из...
Винегрет овощной сделан из...
Яйца, фаршированные луком и сыром, сделаны из...
Соус фруктово-ягодный приготовлен из...
Томатный соус приготовлен из...
Курица отварная с чесночным соусом приготовлена из...
Супы
Борщ темно-красного цвета, потому что в нем есть...
В щах и борще обязательно есть...
Бульон рыбного супа готовится из...
Бульон грибного супа готовится из...
Рассольник на вкус кисловатый, потому что в нем есть...
В курином супе-лапше есть...
Суп овсяный с грибами готовится из...
Суп гороховый варится из...
Суп молочный рисовый приготовлен из...
Мясные блюда
Говядина, тушенная с овощами и рисом, приготовлена из...
Говядина, запеченная с луковым соусом и грибами, приготовлена из...
Кабачки, фаршированные мясом, приготовлены из...
Телятина, запеченная под молочным соусом, приготовлена из...
Свинина, жаренная с помидорами и луком, приготовлена из...
Плов с бараниной и овощами приготовлен из...
Овощные блюда
Картофель, запеченный с яйцом, приготовлен из...
Запеканка из моркови с творогом приготовлена из...
Тыква, запеченная с рисовой кашей, приготовлена из...
Помидоры, фаршированные грибами, приготовлены из...
Белые грибы, жаренные с луком в сметане, приготовлены из...
Кабачки, жаренные с маслом и сметаной, приготовлены из...
Блюда из круп, бобовых, макарон
Гречневая каша с молоком приготовлена из...
Запеканка пшенная с тыквой приготовлена из...
Макароны, запеченные с сыром, приготовлены из...
Рисовая каша молочная сварена из...
Манная каша молочная сварена из...
Запеканка манная с изюмом приготовлена из...
Сладкие блюда, напитки
Кисель из сушеных яблок и кураги приготовлен из...
Компот из свежих яблок и груш сварен из...
Желе из клюквы и смородины приготовлено из...
Чернослив в сметане с орехами приготовлен из...
Шоколад охлажденный со взбитыми сливками приготовлен из ...
Сливки с апельсиновым соком приготовлены из...
Исправь ошибки Незнайки
Задачи:
- учить находить и называть грамматические ошибки в предложении;
- развивать внимание, мышление (анализ), логику;
- формировать желание помочь товарищу, если он ошибся.
Лена сделала из клубника морс (клубничный морс).
Ваня заказал в кафе шоколад мороженое (шоколадное мороженое).
Маша приготовила картошка пюре (картофельное пюре).
Мама приготовила из кабачков икру (кабачковую икру).
Бабушка испекла яблоко пирог (яблочный пирог).
Лида сварила вермишель суп (вермишелевый суп).
Повар приготовил для котлет мясо фарш (мясной фарш).
- Проблемные ситуации
Для детей с ОВЗ (приложение 1):
Игры на «МиниЛарчике» Воскобовича
Игра «Свари компот и суп»
Игра «Отгадай загадки повара»
Игра «Поваренок».
Речевое развитие
1 .Дидактические игры.
Д.и. «Внимательные глазки»
Задачи: развитие зрительного внимания, профилактика нарушений письменной речи, развитие фонематических представлений.
Материалы: карточки с изображением посуды.
Задание: рассмотрите карточки и назовите посуду, в названии которой есть звук К.
Д.и. «Расскажи-ка».
Задачи: развитие связной речи.
Материалы: схема описания профессии «повар»
Задание: рассказать о поваре по предложенной схеме.
2. Отгадывание загадок о кухонной утвари, овощах, фруктах.
3 Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»;
К. Чуковский «Федорино горе»; заучивание стихотворений: «Повар Вася»,
«Белый фартук и колпак…», беседа по стихотворению.
Задачи:
- уточнять знания о способах приготовлении пищи, ее особенностях;
- закреплять представления об оборудовании процесса приготовления пищи, значении здорового питания;
- развивать целенаправленное внимание, восприятие, память, выразительность речи, умение вести диалог по содержанию стихов, высказывать суждения;
- формировать познавательный интерес к теме.
Непослушная каша
В котелке кипела каша
И на всех вокруг пыхтела.
Через край пыталась вылезть,
Словно убежать хотела.
Булькала, просила соли,
Сахара большую ложку.
Масла сливочного вдоволь
Попросила на дорожку.
Вопросы
- Из чего варится каша?
- Какие крупы вы знаете?
- Как мама варит кашу?
- Почему в кашу добавляют соль, сахар, масло?
- Какую кашу вы любите больше других?
Вкусно пахнет
Что сегодня на обед
Приготовил мой сосед?
Пахнет жареной картошкой;
Запах паровых котлет,
Вкусных щей с капустой свежей,
И компота запах нежный.
А у нас к обеду борщ,
Со сметаной он хорош.
Макароны на второе
И горошек есть зеленый.
А на третье — свежий сок,
Пирога большой кусок.
Вопросы
- Как мальчик узнал, что приготовил на обед сосед?
- Чем же пахло от соседа?
- Какие блюда были приготовлены на обед у мальчика?
- Из каких продуктов приготовлены все блюда, перечисленные в стихотворении?
- Какие блюда вам больше всего по вкусу? Из каких продуктов их готовят?
Приготовлю сам
Кофемолку я включу,
Быстро зерна помелю.
А потом душистый кофе
В кофеварке заварю.
Хлеборезка хлеб порежет,
Чтоб я сделал бутерброд.
Он с коровьим свежим маслом
Так и просится мне в рот.
Вопросы и задание
- Какая умная техника помогла мальчику приготовить себе завтрак?
- Что мальчик сделал с помощью кофемолки? Кофеварки? Хлеборезки? Какие они бывают? (Механические и электрические.)
- Какой бутерброд он себе сделал?
- Какие сложные слова есть в стихотворном упражнении?
- Из каких частей состоят сложные слова «кофемолка», «кофеварка», «хлеборезка»?
- Что означают слова «молоть», «варить», «резать»?
- Придумайте сложные слова с этими словами.
Сочинение загадок детьми о продуктах.
Составление рассказа «Как мы ходили в кафе» (из опыта ребенка).
Изготовление книжки-малышки.
Для детей с ОВЗ (приложение 1):
Игры на «МиниЛарчике» Воскобовича:
Игра «Помоги повару»
Игра «Свари компот и варенье»
Игра «Поваренок».
Игры на балансире:
«Назови ласково»
«Один-много»
«Счет продуктов»
«Какой? Какая? Какие?»
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Разные профессии»
2. Физкультминутка
«Повар».
Идет повар на работу (ходят дети врассыпную).
У него одна забота:
Приготовить на обед (Дети останавливаются и имитируют приготовление пищи: «режут», «размешивают».
Кашу, щи, большой омлет,
Пирожки, компот, икру,
Рыбу, торт и пастилу (Загибают по одному пальчику на каждое название блюда)
3. Дыхательная гимнастика
«Каша кипит».
Дети берут мисочки с крупой, вставляют в них соломинки, делают глубокий вдох носом и, выдыхая через рот, дуют в крупу.
4. Пальчиковая гимнастика
«Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, (Дети «шагают» пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принес
Картошку,
Капусту,
Морковь,
Горох,
Петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках)
Ох! (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе-
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле (попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка?
Капуста?
Морковь?
Горох?
Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках)
Ох! (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. (Загибают пальчики).
Ох! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (складывают ладони крест-накрест на столе)
Картошка,
Капуста,
Морковь,
Горох,
Петрушка и свекла. (Загибают пальчики)
Ох! (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
Ю.Тувим
5. Подвижные игры: «Вкусный обед», «Пирог», «Повар», «Где мы были — мы не скажем, а что делали- покажем»
Для детей с ОВЗ.
Игры на нейроскакалке (приложение 1)
«Свари борщ»
«Назови ласково»
«Помоги повару»
«Посчитай блины»
Компот»
«Покупки»
Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка. «Печем прянички»
2. Аппликация. «Полезные продукты», «Красивая салфетка», «Праздничный торт»
3. Рисование: «Повар», «Разукрась пирожное на свой вкус»
4. Лепка из солёного теста «Пирожные и пирожки для сюжетно-ролевых игр.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Маленький повар, или чем занять ребенка на кухне».( Приложение 2)
Изготовление страничек для книги рецептов «Мои любимые блюда»
Конкурс домашних видео -презентаций «Готовим сами»
Мастер-класс «Приготовим вкусные пирожные»
Изготовление муляжей овощей и фруктов.
Итоговое мероприятие.
Приготовь ужин
Игра направлена на изучение цифр и счета, развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторики, координации движений.
В процессе игры ребенок научится самостоятельно выполнять задания по образцу, предложенному в игровых карточках.
Задачи: приготовить 3 блюда (бутерброды, салат овощной, салат фруктовый), торт и чай по рецепту.
Игра позволяет проводить обучение в игровой форме, делать его увлекательным и интересным!
Оборудование: продукты питания, разделочные доски, ножи, фартуки, салатники, схемы приготовления блюд.
Торт и печенья «Рыбки»
Ингредиенты:
сметана – 500 грамм;
печенье «Рыбки» – 300 грамм;
сахар – 180 грамм;
банан – 3-4 штучки;
киви – 3 штучки (для украшения).
Приготовление:
1. «Рыбок» аккуратно смешайте с сахаром и сметаной.
2. Бананы нарежьте на небольшие кубики, добавьте к нашим «рыбкам». Основа готова!
3. Очистите киви от кожуры и нарежьте плод кружочками. Волшебный аромат, правда?
4. Форму застелите пищевой плёнкой или же целлофановым пакетом. Выложите киви на дно, а также по бокам.
5. Аккуратно переложите готовую основу, замотайте в целлофан или плёнку. Дайте торту пропитаться в холодильнике около 5-6 часов.
6. Спустя указанное время аккуратно разверните плёнку и переверните торт на блюдо. По бокам его можно украсить ломтиками киви. Каждый кусочек тает во рту!
Воспитатель предлагает детям приготовить необычный ужин на чей-то день рождения или просто вечер развлечений. Рассматривает с детьми овощи и фрукты, которые есть на разделочном столе, просит назвать их, сказать, какие еще продукты.
Приложение 1
Игры для знакомства с профессией «повар-кондитер» с применением балансировочной доски (для детей с ограниченными возможностями здоровья – далее ОВЗ).
Игра «Назови ласково».
Задачи:
- образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развитие межполушарных связей;
- обогащение словарного запаса.
Материалы и оборудование: балансировочная доска, мяч.
Задание: встань на балансировочную доску, поймай мяч, назови блюдо, которое приготовил повар-кондитер, ласково и брось мяч мне.
Суп-супчик
Блин –блинчик
Котлета –котлетка
Торт – тортик
Каша – кашка
Печенье – печеньице
Бульон – бульончик
Запеканка – запеканочка.
Игра «Один – много»
Задачи:
- образование множественного числа имен существительных в родительном падеже;
- обогащение словарного запаса;
- развитие межполушарных связей.
Материалы и оборудование: балансировочная доска, мяч.
Задание: встань на балансировочную доску, поймай мяч, назови блюда, которые приготовил повар, во множественном числе и брось мяч мне.
Суп – много супов
Щи - много щей
Котлета – много котлет
Пирог – много пирогов
Сок – много соков
Каша – много каш
Запеканка – много запеканок
Бульон – много бульонов
Торт – много тортов
Игра «Счет продуктов»
Задачи:
- согласование имен числительных с именами существительными и прилагательными;
- развитие межполушарных связей.
Оборудование и материалы: балансировочная доска, мяч.
Задание: встань на балансировочную доску, лови мяч, считай от 1 до 5 со словосочетаниями жареная котлета и бросай мяч мне. (Например, одна жареная котлета, 2 жареные котлеты, три жареные котлеты, четыре жареные котлеты, пять жареных котлет). Также со словосочетаниями «пышный пирог», «малиновый торт».
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Задачи:
- образование относительных прилагательных;
- обогащение словарного запаса;
- развитие межполушарных связей.
Материалы и оборудование: балансировочная доска, мяч.
Задание: встань на балансировочную доску, поймай мяч, назови какой хлеб, бульон, кашу, котлеты приготовил повар и брось мяч мне.
Хлеб из ржи – ржаной
Бульон из курицы – куриный
Бульон из рыбы – рыбный
Бульон из мяса – мясной
Каша из гречи – гречневая
Каша из риса – рисовая
Каша из пшена – пшенная
Каша из геркулеса – геркулесовая
Каша из манки – манная
Котлеты из моркови – морковные
Игры для знакомства с профессией «повар-кондитер» с применением нейроскакалки (для детей с ограниченными возможностями здоровья – далее ОВЗ).
Игра «Свари борщ».
Задачи:
- расширение словарного запаса (активизация словаря по теме «Продукты питания»);
- развитие мышления;
- развитие координации движений и межполушарного взаимодействия.
Материалы и оборудование: нейроскакалка.
Задание: помоги повару сварить борщ. Прыгай на нейроскакалке и называй продукты, которые понадобятся повару для приготовления борща.
Игра «Помоги повару»
Задачи:
- активизация словаря по теме «Посуда»;
- улучшение скорости переключения мыслительных процессов;
- развитие межполушарных связей.
Материалы и оборудование: нейроскакалка.
Задание: прыгай и называй предметы, которые повар использует при приготовлении пищи.
Игра «Посчитай блины»
Задачи:
- развитие грамматического строя речи (согласование имен числительных с именами существительными);
- прямой и обратный счет до 10;
- развитие межполушарных связей.
Материалы и оборудование: нейроскакалка, карточки с цифрами от 1 до 10.
Задание: прыгай и считай, сколько блинов испек кондитер. Педагог показывает карточки с цифрами.
(1 блин, 2 блина, 3 блина, 4 блина, 5 блинов, 6 блинов, 7 блинов, 8 блинов, 9 блинов, 10 блинов). А теперь мы будем их есть. Считай, сколько блинов останется. Педагог показывает карточки с цифрами. (10 блинов, 9 блинов, 8 блинов, 7 блинов, 6 блинов, 5 блинов, 4 блина, 3 блина, 2 блина, 1 блин).
Игра «Назови ласково»
Задачи:
- развитие грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов);
- улучшение скорости переключения мыслительных процессов;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Материалы и оборудование: нейроскакалка.
Задание: прыгай и называй блюда, которые приготовил повар-кондитер, ласково.
Каша-кашка
Блин-блинчик
Суп-супчик
Торт-тортик
Котлета-котлетка
Омлет - омлетик
Винегрет - винегретик
Вафли - вафельки
Кулич-куличик
Игра «Компот»
Задачи:
- активизация словаря по темам «Фрукты» и «Ягоды»;
-развитие межполушарных связей;
- развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Материалы и оборудование: нейроскакалка.
Задание: прыгай и называй, какой компот получился у повара.
Из груш-грушевый
Из яблок-яблочный
Из малины-малиновый
Из вишни-вишневый
Из черники-черничный
Из апельсинов-апельсиновый
Из айвы-айвовый
Из персика-персиковый
Игра «Покупки»
Задачи:
- расширение словарного запаса;
- развитие межполушарных связей;
- развитие мышления.
Материалы и оборудование: нейроскакалка.
Задание: повар пошел в магазин за продуктами. Прыгай и называй, в каком отделе магазина он их купит.
Муку-в бакалейном
Рыбу-в рыбном
Сметану-в молочном
Колбасу -в мясном Картошку -в овощном.
Игры для знакомства с профессией «повар» с применением игрового комплекса «МиниЛарчик» В.В.Воскобовича (для детей с ограниченными возможностями здоровья – далее ОВЗ).
Игра «Помоги повару».
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие тактильных ощущуений;
- расширение словарного запаса по данной теме;
- развитие памяти, мышления и внимания.
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», комплект «Разноцветные веревочки», картинки на липучках: повар, шарф, разделочная доска, поварешка, туфли, букет, сковорода, плита, нитки, кастрюля.
Задание: выбери и соедини веревочками те предметы, которые потребуются повару для приготовления пищи
Игра «Свари компот и суп».
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно-моторной координации;
- счет до 6;
- дифференциация понятий «овощи»-«фрукты»-«ягоды»;
-развитие мышления, памяти, внимания.
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», комплект «Разноцветные веревочки», комплект «кружочки», картинки на липучках – повар, цифры от 1 до 6, яблоко, малина, смородина, слива, вишни, клубника, морковь, картошка, лук, свекла, помидор, капуста.
Задание: сделай банку и кастрюлю, соединив точки по цифрам с помощью разноцветных веревочек. Помоги повару сварит компот из ягод и фруктов (положи их в банку), а суп из овощей (положи их в кастрюлю).
Игра «Отгадай загадки повара».
Задачи:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие мелкой моторики;
- развитие мышления;
- закрепление обобщающих понятий «фрукты», «овощи», «ягоды»;
- развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, вкус).
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», набор «Разноцветные веревочки», картинки на липучках – повар, картинки с загадками, картинки овощей, фруктов, ягод.
Задание: по карточкам «прочитай» и отгадай загадки повара. Образец: Эта ягода красная, как мак, маленькая, как пуговка; растет в лесу, как гриб. (Клюква). Соедини с помощью разноцветной веревочки каждую загадку повара с картинкой-отгадкой.
Игра «Поваренок».
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- расширение словного запаса;
- знакомство с понятиями «первое», «второе» и «третье» блюдо;
- закрепление обобщающего понятия «посуда».
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», комплект «Разноцветные веревочки», картинки на липучках – повар, большая и маленькая кастрюли, сковорода, сахар, яйца, абрикос, картофель, вода, лук, молоко, горох, сливы, мясо, масло, яблоко.
Задание: помоги повару приготовить первое, второе и третье блюдо. Соедини разноцветными веревочками продукты и посуду с соответствующим блюдом.
Игра «Помоги повару»
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие грамматического строя речи (словообразование – образование сложных прилагательных);
- закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды»;
- расширение словарного запаса;
- развитие внимания.
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», картинки на липучках – повар, капуста, морковка, свекла, лук, тыква, картошка, апельсин, вишня, яблоко, клубника, малина, слива.
Задание: соедини парами овощи и фрукты и помоги повару приготовить блюда: пюре, салат, запеканку, сок, желе и варенье. Составь предложения по образцу: Из капусты и моркови приготовили капустно-морковный салат, капустно-морковное пюре и капустно-морковную запеканку. Из яблока и клубники приготовили яблочно-клубничное варенье, яблочно-клубничный сок и яблочно-клубничное желе.
Игра «Свари компот и варенье»
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие внимания, памяти и мышления,
- закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды»;
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», картинки на липучках – повар, банка и стакан, картинки фруктов и ягод, овощей.
Задание: Повар просит тебя приготовить из ягод и фруктов варенье и компот. Выбери и прикрепи на игровое поле картинки с изображением фруктов и ягод и составь предложения по образцу: Из клубники приготовили клубничное варенье и клубничный компот.
Приложение 2
Консультация для родителей «Маленький повар, или чем занять ребенка на кухне»
Чем больше ребенок что-то делает своими руками (пальчиками, тем лучше протекает развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше будет развиваться его речь. Развитие речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его моторика. Предлагаю вашему вниманию консультацию:
«Маленький повар, или чем занять с ребенка на кухне».
1. «Наша золушка»
Высыпьте на большую плоскую тарелку два или три вида круп. А ребенок пусть попробует рассортировать перемешанную крупу, перебирая он сравнивает зернышки, а вы рассказываете ему что из этой крупы можно приготовить (например, плов, кашу).
2. «Веселые цифры и буквы»
Дайте ребенку плоскую тарелку. Насыпьте в разные пиалы гречку, рис, горох и покажите, как можно выложить цифры или буквы из этих круп.
3. «Путаница»
Предложите навести порядок ребенку в шкафу с кастрюлями (заранее снимите крышки с кастрюль). Ребенок должен найти пару: каждой кастрюле свою крышку.
4. «Волшебная губка»
На тарелку налейте немного сока или компота. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть ребенок по очереди опускает кусочки в компот и наблюдает за тем, как он постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
5. «Маленький художник»
Насыпьте на плоскую тарелку манку или другую мелкую крупу. Пускай ребенок попробует провести пальцами по крупе, что у него из этого может получится. Можно показать ребенку, как рисовать геометрические фигуры. Например: квадрат, ромб, круг, треугольник.
6. «Бусы для модницы»
Дайте ребенку пиалу с крупными макаронами которые можно надеть на шнурок. И предложите ему собрать бусы.
|