Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальных классах
(1.23 Mb)
| 31.01.2023, 14:37 |
Чурикова Юлия Александровна |
учитель, МОБУ "Новоарбанская средняя общеобразовательная школа" |
Введение
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
Метод проектов в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.
Одним из учебных предметов, в рамках которого активно используется проектная деятельность, является литературное чтение. Урок литературного чтения важен для развития личности младшего школьника, помогает сориентироваться ребёнку в огромном количестве книг, произведений, авторских имен, а также решает воспитательные и развивающие задачи. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Данные условия возможны в рамках организации проектной деятельности.
Отметим, что проектная деятельность, не требует полного контроля со стороны учителя. Учитывая, что функция учителя состоит в сопровождении выполнения проектной деятельности, то данный метод может реализовываться в условиях дистанционного обучения.
Теоретическую основу курсовой работы составляют:
методические рекомендации по организации уроков литературного чтения в начальной школе С.В. Плотникова, Ю.Ю. Скрипова, Г.Н. Мусс, Е.С. Соколова, М.П. Воюшиной, С.Г. Фирсовой и др.
результаты опытной и исследовательской работы по проблеме поиска эффективных методов обучения литературному чтению (А.Б. Дронина, О.А. Осетрова, О.В. Арефьева, С.А. Одинцова, Т.А. Трутнев, М.А. Киреева,Е.М. Прищепа и др.).
Объект исследования – проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – организация проектной деятельностимладших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования – разработать рекомендации по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу поисследуемой проблеме.
2. Проанализировать особенности использования проектной деятельности при реализации ООП по литературному чтению, на примере УМК «Школа России».
3. Разработать рекомендации по организации эффективной проектной деятельности на уроках литературного чтения.
В рамках курсовой работы использован комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы, обобщение педагогического опыта, анализ содержания УМК и учебников по литературе и др.
Разработанные рекомендации по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах, могут использоваться учителями в урочной и внеурочной деятельности.
Структура курсовой работы: состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной литературы (20 источников), таблиц, приложения.
1. Теоретические особенности организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах
1.1 Методические особенности организации уроков литературного чтения в начальной школе
В соответствии с ФГОС НОО, литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Согласно положениям примерной основной образовательной программы (ООП), литературное чтение, как учебный предмет, имеет многофункциональное значение: формирует грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка, оказывает влияние на успешность усвоения УУД в рамках обучения другим предметам.
Также образовательный стандарт диктует требования к результатам освоения программы по литературному чтению, в основе которых лежит: определение литературы как явления национальной и мировой культуры; понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации и т.д.
На современном этапе развития методики обучения, педагогики и дидактики, определяется большое количество рекомендаций к организации уроков литературного чтения в начальной школе. Новый этап развития методики обучения литературному чтению определятся введением ФГОС НОО. На данном этапе, особенностям организации уроков литературного чтения в начальной школе посветили свои работы С.В. Плотников, Ю.Ю. Скрипова, Г.Н. Мусс, Е.С. Соколов, М.П. Воюшина, С.Г. Фирсова и др.
С.В. Плотникова отмечает, что основной задачей литературного чтения, как учебного предмета является совершенствование речевой деятельности, в процессе чтения. Автор отмечает, что процесс овладения речевой деятельностью отличается наличием множества этапов (от автоматизации процессов навыка чтения, до овладения разными видами/формами чтения) [10].
Ю.Ю. Скрипова приходит к выводу, что ведущим ориентиром современного литературного образования, которое начинает закладываться в начальной школе, является формирование читательской компетенции младших школьников. Под читательской компетенцией автор понимает «владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированности потребности в книге и чтении». Компонентами читательской компетенции являются: владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знание книг и умение их самостоятельно выбирать; эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект и т.д.[14].
Анализ методических рекомендаций к реализации ООП в начальной школе, позволил выделить три группы форм организации учебной деятельности по литературному чтению:
1. Урок (вводный, предметный, обобщающий, смешанный или комбинированный).
2. Внеурочная работа (выполнение домашних заданий, самостоятельно чтение, факультативы).
3. Внеклассная деятельность (кружки, экскурсии, викторины, олимпиады, праздники, подходы в театр).
Общими чертами данных форм являются:
1) решение определённых познавательных и воспитательных задач: узких (только для этого занятия) и общих (через систему знаний для всего предмета);
2) применение различных методов и приёмов, выбор и сочетание форм преподавания зависит от целей и содержания темы занятий;
3) достаточное материальное обеспечение;
4) оптимальный темп и рационально используемое время.
Рассмотрим подробнее методические особенности организации уроков литературного чтения в школе.
Итак, урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы с классом. Г.Н. Мусс отмечает, что ключевыми характеристиками урока являет то, что урок проводится со стабильной группой учащихся определённого возраста и более-менее одинакового уровня подготовки. Также он ограничен во времени (40-45 минут)[7].
Е.А. Соколов выделяет требования к современному уроку литературного чтения:
1) использование достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
2) реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил;
3) обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей;
4) установление межпредметных связей;
5) связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достижение определенного уровня знаний, учащихся;
6) логичность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
7) эффективное использование педагогических средств;
8) формирование умений, навыков, рациональных приёмов мышления;
10) диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока[15].
А.В. Хуторской обращает внимание на функции современного урока:
1) образовательные – решающие задачи формирования и развития знаний, умений, навыков;
2) воспитательные;
3) развивающие – решающие задачи развития личностных качеств (памяти, мышления, речи и т.д.)[19].
По словамМ.П. Воюшиной, отличительной особенностью современного урока литературного чтение является его многофункциональность: эстетическую, воспитательную, аксиологическую, познавательную, гедонистическую[3]. Реализация данных функций возможна при грамотном использовании различных типов уроков и методов обучения.
Т.Г. Фирсова систематизирует подходы к определению типов современных уроков литературного чтения, а также возможностям использования различных методов обучения и видов деятельности в рамках данных уроков (табл. 1).
Таблица 1 – Типы уроков литературного чтения по Т.Г. Фирсовой [18]
Тип урока |
Методы обучения |
Урок слушания |
Прослушивание (просмотр) чтения учителя, аудиозаписи, спектакля, фильма |
Чтение и анализ художественного произведения |
Диалог (могут быть использованы любые приемы анализа текста), игра, мастерская, инсценирование, проектирование (спектакля, сценария) |
Обобщающий урок (обобщение по нескольким произведениям, изучающимся в составе раздела программы) |
Диалог, игра, презентация проектной деятельности; читательская конференция |
Чтение и работа с научно-познавательным текстом |
Диалог, игра, проектная деятельность |
Библиографический урок |
Диалог, игра, проектная деятельность, экскурсия, организация книжной выставки |
Урок развития речи (литературного творчества) |
Диалог, обсуждение и реализация творческого замысла, редактирование, игра, экскурсия |
Обзорный урок (внеклассного чтения) |
Диалог, читательская конференция, экскурсия (по книжной вы ставке) |
Контрольно-диагностический урок |
Самостоятельная работа |
Интегрированный урок |
Диалог, игра |
Комбинированный урок |
Форма организации урока зависит от дидактических целей каждого из элементов урока |
Итак, анализ таблицы позволяет сделать вывод, что основой выделения типа урока литературного чтения, будут являться цели и задачи урока, этап обучения, а также особенности предметного материала. От того, какой тип урока реализуется учителем, содержание урока может быть реализована с использованием различных методов обучения литературному чтению.
Методы обучения литературному чтению – это способ взаимодействия учителя и младшего школьника в рамках реализации учебного предмета «литературное чтение», который используется для усвоения обучающимся УУД, предусмотренными содержанием обучения.
Таким образом, что урок литературного чтения – форма обучения, которая в общем виде, направленна на достижение цели развитие читательской компетенции младшего школьника. При этом, использование различных методов обучения, способствуют развитию УУД и позволяют решать комплекс воспитательных и развивающих задач.
1.2 Особенности организации проектной деятельности на уроках литературного чтения
Существует множество дидактических и специальных подходов к выделению различных методов обучения. Изучим опыт работы учителей начальных классов по использованию различных методов обучения в педагогической деятельности и охарактеризуем их.
По словам А.Б. Дрониной, одним из основных методов обучения литературному чтению является сравнение. Автор отмечает, что сравнение как метод обучения, является основой продуктивности мыслительных процессов, а также помогает в различных умственных операциях. Представляет собой умственную деятельность, в ходе которой ученик находит отдельные признаки, общее и различное в вещах и явлениях и на основе этого производит их обобщение. Сравнение является обязательным пунктом любого обобщения. Данный метод активно используется при анализе литературных произведений (при изучении нескольких произведений одного автора или произведений, освещающих одну тему; при сравнении героев и т.д.)[4].
О.А. Осетрова отмечает, что на уроках литературного чтения в начальной школе, традиционно используются методы наглядности и иллюстративности. К таким методам можно отнести приемы рассказа-беседы по картине, рисунку, сравнение картин, рисунков. Автор отмечает, что данные методы, повышают уровень восприятия, помогают обучающимся наполнить речь описательными фразами. Актуальность данных методов обусловлена, в первую очередь, невысокимуровнесформированности читательской деятельности. В этом случае, иллюстрация «дополнят образ» прочитанного произведения[9].
Одним из важнейших методов обучения, которые реализуются как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности по литературном чтению, О.В. Арефьева называет самостоятельную работу. Автор отмечает, что постановка перед учениками мыслительной задачи, решить которую ребенок должен самостоятельно, максимально способствует активизации умственной деятельности. Данный метод включает в себя работу по непосредственному чтению литературных произведение, а также по выполнению заданий (составление описаний героев, ответы на вопросы, сочинение финала произведения, подготовка иллюстрации и т.д.)[1].
Важнейшим методом обучения литературному чтению можно назвать эвристическую беседу. С.А. Одинцова отмечает, что младший школьник, отвечая на вопросы учителя, делает выводы и обобщения, переводит свои мысли в действия. Беседа выступает помощником в усвоении новых знаний, понимании литературного произведения. Педагог при помощи целенаправленных вопросов направляет и поддерживает активность учащихся, что способствует развитию диалогической речи. Автор отмечает важность использования в рамках данного метода такого методического приема как связывание изучаемого материала с жизненным опытом школьников (обсуждение ситуации, особенностей поведения в ситуации, высказывании своего мнения о действии и т.д.)[8].
Таким образом, было установлено, что в педагогической деятельности по обучению литературному чтению, учителями, работающими с младшими школьниками, используется множество методов обучения (сравнение, наглядность и иллюстрирование, самостоятельная работа, эвристическая беседа и др.). Между тем, было определено, что одним из наиболее современных и персептивных методов, большинство специалистов называют проектную деятельность.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования[11].
Т.А. Трутнев отмечает, что цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся будут самостоятельно и охотно приобретать недостающие им знания, пользуясь различными источниками информации (именно с проектным обучением происходит умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач[16].
М.А. Киреева отмечает, что в процессе проектной деятельности в начальных классах у учащихся развиваются исследовательские умения (к ним относятся выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). Происходит развитие системного мышления[5].
Изучение методики проектной деятельности в начальной школе показывает, что метод проектов включает в себя несколько этапов. На первоначальном этапе происходит разработка проектного задания, затем – выбор темы проекта. Затем в теме выделяются подтемы. Далее ведется подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание, отбор литературы. Определяются формы выражения итогов проектной деятельности. Затем разрабатывается непосредственно сам проект, оформляются результаты, подготавливается презентация. На конечном этапе происходит рефлексия.
А.И. Бердникова отмечает, что организация проектной деятельности при изучении литературного чтения, направлена на:
1) анализ художественных произведений, определение проблемы, возникающей в связи с прочитанным произведением, которую можно решить во время проектной деятельности;
2) определение приемов, которые помогут учащимся сформулировать проблему проекта;
3) определение примерного плана проведения проекта;
4) планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);
5) организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);
6) организация презентации проекта и его рефлексии[2].
Е.В. Михалкина выделяет затруднения, связанные с реализацией учебных проектов на уроках литературного чтения:
при длительных проектах (от нескольких недель до нескольких месяцев) необходимо на каждом этапе мотивировать и стимулировать деятельность младших школьников;
при недостаточной сформированности учебных умений и навыков, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление и т.д.) существует необходимость дополнительного контроля;
при возникновении у обучающихся трудностей публичного представления работы следует отложить презентацию работы [6].
М.П. Воюшина в качестве примеров проектной деятельности по литературному чтению называет:
подготовку и проведение книжной выставки; составление комментариев к произведению;
составление иллюстрированного сборника сказок;
подготовку реальной или виртуальной экскурсии[3].
Е.М. Прищепа отмечает, что младшими школьниками в рамках уроков литературного чтения могут быть выполнены проекты, различных категория:
1) проекты, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов;
2) проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический;
3) проекты, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни;
4) проекты, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение)[12].
Изучение теоретических особенностей организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах позволило установить, что учебный предмет «литературное чтение», относится к основным учебным предметам начальной школы. Обучение литературному чтению имеет комплексную цель, касающуюся как предметных знаний, так и УУД.
Уроки литературного чтения – отличаются методическими требованиями к их организации. Многие специалисты, занимающиеся разработкой положений теории и методики обучения литературному чтению, большее внимание уделяют методам обучения – как способу взаимодействия учителя и младшего школьника.
Анализ опыта работы учителей начальных классов позволил установить, что в своей педагогической деятельности, учителя используют комплекс методов обучения (сравнение, наглядность и иллюстрирование, самостоятельная работа, эвристическая беседа и др.). Однако, было установлено, что одним из наиболее эффективных методов обучения, в работе с младшими школьниками является проектная деятельность.
Итак, в учебниках по литературному чтению УМК «Школа России», существуют возможность для реализации проектной деятельности, через адаптацию текущих заданий (пункт 1-2), а также в рамках специального раздела «Наши проекты».
Таким образом, одним из ориентиров в рамках обучения литературному чтению в линии УМК «Школа России», является формирование таких УУД, которые будут обеспечивать получение знаний обучающихся не в готовом виде, а их самостоятельное приобретение через осознание содержания и форм учебной деятельности, в рамках проектной деятельности.
2.2 Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах
На основании выводов, сделанных в ходе теоретического обзора и анализа учебников по литературному чтению, были разработаны рекомендации, которые направлены на освещение проблемы организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах.
Актуальность данных рекомендаций определена тем, что в рамках метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Опыт работы по введению ООО ФГОС показал, что уже с первого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по литературному чтению.
Метод проектов целесообразно применять, если:
1. Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая).
2. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся.
3. Возможно структурирование (этапность) проекта.
4. Используются исследовательские методы.
Между тем, необходимо учитывать специфику предмета «литературное чтение», а также возрастные особенности младших школьников, данные проекты будут преимущественно творческими. Такие проекты отличается результат продуктивной деятельности, который находит позитивный эмоциональный отклик у ребенка (коллаж, видео-ролик, альбом, сборник стихов, «летопись класса» и др.).
Предлагаемый проект должен быть направлен:
на достижение навыков самообразования и самоконтроля;
моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат;
организацию групповой деятельности;
учет индивидуальных особенностей младших школьников.
В соответствии с требованием ФГОС, к организации обучения младших школьников, схема работы над проектом должна учитывать следующие этапы:
1. Формулировка целей и задач проекта.
2. Постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) с ограничением по времени.
3. Самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению (возможно, с привлечением родителей). Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению.
4. Рассмотрение готовых материалов и их доработка (оценка промежуточных результатов).
5. Окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.
Оценка проекта может быть осуществлена с применением самооценки и рефлексии. Для этого, после защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:
– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
В таблице 3 представлен методический конструктор, который может быть использован при разработке проектного задания.
Таблица 3 – Методический конструктор «Проектная деятельность на уроках литературного чтения»
Тип проекта |
Цель проекта |
Проектный продукт |
Тип деятельности |
Практико-ориентированный |
Решение практической задачи |
Памятка (например, по заучиванию стихотворений) |
Мыслительно-деятельностная |
Исследовательский |
Доказательство или опровержение гипотезы |
Иллюстрация, творческая работа, письменная работа (например, по доказательству поучительной идеи сказки или басни) |
Информационный |
Сбор информации о каком-либо объекте или предмете |
Стен-газета, творческая работа, мультфильм, сборник стихотворений, словарик (например, на одну общую литературную тему) |
Информационно-деятельностный |
Творческий |
Реализация творческой продуктивной деятельности |
Сборник творческих работ, иллюстрация, сборник собственных стихов, загадок, видео-и слайд-фильмов и т.д. |
Коммуникативная |
Игровой или ролевой |
Разработка творческого продукта требующего публичного представления |
Игра или мероприятие (например, конкурс собственных загадок или литературное лото) |
Таким образом, учителями начальных классах, в рамках обучения литературе, могут использоваться различные типы проектов. Каждый тип проекта, направлен на решение определенных задач и предусматривает различную деятельность. Данные факторы оказывают влияние на выбор конечного продукта проектной деятельности.
Важно учитывать, что первоклассники, значительно отличаются от четвероклассников притязаниями и уровнем подготовки. Следовательно, при организации проектной деятельности необходимо учитывать данную закономерность. В первом классе целесообразно использовать преимущественно творческие практико-ориентированные проекты, выбирая форму продукта, которая будет выполнима ребенком. Дальше, существует возможность включения игрово-ролевых и информационных проектов. Самые сложенные проекты – исследовательские. Исследовательские проекты целесообразно включать в деятельность обучающихся с 3-го года обучения.
Заключение
Данное исследование было направлено на разработку рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах.
В рамках первой главы раскрыты теоретические особенности организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах. Было определено, что методические особенности организации уроков литературного чтения в начальной школе включают в себя определение целей и задач литературного образования в начальной школе, формы и требования к учебной деятельности и т.д. Также было отмечено, что обучение литературному чтению должно отвечать требованиям реализации на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил; обеспечения условий для продуктивной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей; установления межпредметных связей.
Изучение опыта использования различных методов обучения в обучении литературном чтению было уставно, что одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность. Проектная деятельность как метод обучения – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Анализ учебников по литературному чтению позволил установить, что проектная деятельность является не просто методом обучения, а обязательным требованиям реализации УМК «Школа России». Учебники литературы имеют специальные разделы, а задания в задания могут быть интегрированы проектные задачи.
Данные выводы выступили основой разработки рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах.
Разработанные рекомендации включают в себя целевые ориентиры использования проектной деятельности в работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения, учитывают специфику предмета «литературное чтение» и особенности деятельности младших школьников и т.д. В заключение рекомендаций представлен методический конструктор «Проектная деятельность на уроках литературного чтения», включающий в себя подробную классификацию типов проектов, их целей, варианты проектного продукта и тип деятельности обучающихся.
Список литературы
1. Арефьева О.В. Самостоятельное чтение младших школьников // Вестник Марийского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (17). - С. 5-8.
2. Бердникова А.И. Метод проектов на уроках литературного чтения / А. И. Бердникова, Т.Н. Зотова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 12-13.
3. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С. А.Кислинская, Е. В.Лебедева, И.Р.Николаева] ; под ред. М.П. Воюшиной. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
4. Доронина А.Б. Формирование логического УУД сравнения на уроках литературого чтения // Педагогический вестник. - 2017. - С. 232-237
5. Киреева М.А. Проектный метод в обучении русскому языку и литературе в 1-4 классах // Учебный год. - 2019. - № 1 (54). - С. 66-68.
6. Михалкина Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова. - Ростов-наДону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 146 с.
7. Мусс Г.Н. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и начального общего образования»): учебно-методическое пособие / авт.-сост. Г.Н.Мусс, М.Э.Шарычева. - Оренбург, 2018. - 65 с
8. Одинцова С.А., Песцова А.И. Беседа как активный метод обучения в системе начального образования // Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 147-151.
9. Осетрова О.А. Современные виды наглядности на уроках литературы // Литература в школе. - 2011. - № 7. - С. 47.
10. Плотникова С.В. Теория и технология начального литературного: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева ; Урал.гос. пед. ун-т. - Электрон.дан. - Екатеринбург, 2017.
11. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования: учеб.-метод. пособие. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
12. Прищепа Е.М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе» //Литература в школе. - 2004. -№12. - С.25-28.
13. Программа «Школа России» (1-4 классы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://75school.ru/wp-content/uploads/2019/12/Литературное-чтение.pdf(дата обращения: 29.04.2020 г.)
14. Скрипова Ю.Ю. Структура читательской компетентности младших школьников // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта. - Пермь, 2012. - Ч. 1. - С. 330-339.
15. Соколов Е.А. Проблемно-модульное обучение в начальной школе: учебное пособие / Е. А. Соколов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 392 с
16. Трутнев А.Ю., Борисова Д.Э. Проектный метод обучения на уроках русского языка и литературы с применением информационных компьютерных технологий // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 51-1. - С. 90-92.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт: Начальное общее образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.preobra.ru/attachments/1/5d/c373e5-439e-4801-8cf8ec312c310aa/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 21.04.2020 г.)
18. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). - М.: Перо, 2018. - 211 с.
19. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика [Текст] : учеб.пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 256 с.
20. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008. -158 с.
|
Категория: Блоги | Добавил: ylenka-777
|
Просмотров: 881 | Загрузок: 29
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|