В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества ,как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования, как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.
Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на новый федеральный образовательный стандарт, требуют от современного учителя нового подхода к профессиональной деятельности. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющие обучающимся действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Новый ФГОС требует использование системно-деятельностного подхода в обучении и увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке.
Теперь педагог должен быть не только источником информации, дающим знания, а организатором самообразования учащихся, мотивирующим на творческий поиск.
Актуальность при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать свое внимание на проектной деятельности.
Метод проектов — это не новое явление в педагогике. Он применялся в зарубежной и отечественной дидактике еще в 30-е годы. В последнее время метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Считаю , что основная цель технологии проектной деятельности-самореализация и социализация всесторонне развитой и конкурентоспособной личности.
Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной педагогике. Существует множество определений метода проектов.
Метод проектов-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приѐмов, действий учащихся в их определѐнной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (WikimediaFoundation. 2010)
Что же такое учебный проект?
Учебный проект-совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Классификация учебных проектов:
1.По колличеству участников: индивидуальные, парные, групповые( внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные) ;
2.По продолжительности :мини-проекты (урок или менее урока), краткосрочные ( 4-6 уроков), недельные, годичные.
3. По- предметно-содержательной части: монопроекты, межпрежметные;
4. По содержанию:
• практико-ориентрованный (решение практических задач заказчика проекта-учебные пособия, макеты, инструкции, памятки);
• исследовательский ( доказательство или опровержение гипотезы);
• информационный ( сбор информации о каком- либо объекте- статистика, результаты опросов);
• творческий ;
• игровой или ролевой.
Условия реализации проектного метода обучения по предмету «Технология» и методика применения имеют свои отличительные особенности.
Проект- это «пять П»:
1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи(проблемы)- исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы- одна из наиболее трудных значимых задач.
2. Проектирование( планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации, сроков выполнения и ответственных.
3. Поиск информации или исследовательская деятельность учащихся.
4. Продукт. Результатом работы над проектом является продукт, т. е. Средство, которое разаработали участники проектной группы для решения проблемы.
5.Презентация.
На первом занятии по теме «Проектная деятельность»обучающиеся знакомятся с понятием «проект» и этапами его выполнения, как ставить цели и задачи предстоящей работы. Обучающиеся знакомятся с темами проектных заданий, требованиями к изделию, пояснительной запиской и знакомятся с порядком защиты проекта.
Если рассмотреть более подробно, то проектную деятельность можно разделить на следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, заключительный.
На первом этапе обучающиеся кратко формулируют задачи проекта, осуществляют поиск и анализ проблем или темы выбранного проекта. Осуществляют сбор, изучение, исследование и обработку необходимой информации и планируют проектную деятельность ( определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие; исследование вариантов конструкции объекта труда; выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовление изделия).
На втором этапе обучающиеся составляют конструкторскую и технологическую документацию, выполняют технологические операции, подбирают необходимые материалы , инструменты, приспособления, оборудование и практически реализуют проект. При выполнение проекта следят за соблюдение технологической и трудовой дисциплины, осуществляют контроль качества выполнения изделия, операций.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.
При подборе тем проектной деятельности необходимо учитывать основные требования: подготовленность обучающихся к данному виду деятельности, интерес к проблеме проекта, практическую направленность и значимость проекта и практическую осуществимость проекта.
Правильный выбор темы проекта, с учетом названных требования, а так же возрастных и личностных интересов обучающихся обеспечивает положительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность и успех выполнения проекта. Окончательный выбор темы остается за учеником. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что обучающиеся должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам ,как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.
При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Выполнение творческого проекта завершается защитой перед всем классом. К защите обучающийся представляет пояснительную записку и изделие.
К оформлению пояснительной записки предъявляются требования, как к печатной работе, которая имеет свои правила в оформлении титульного листа, содержания, соответствующих разделов и подразделов. Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана на бумаге формата А4. Содержание поясни тельной записки может меняться в зависимости от тем проекта и содержать следующие разделы:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение (обоснование возникшей проблемы и потребности, теоретические сведения, история и современность и т.д.)
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия (банк идей, эскизная проработка базового варианта, дизайн-специфика и т.д.)
Глава2. Технология изготовления(инструменты и оборудование, материалы, технологическая карта, правила безопасности, контроль качества и т.д.)
Глава3. Экономическое обоснование проекта
Глава4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиографический список использованной литературы
7. Приложение
При защите своего проекта обучающиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости своей работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, аргументируют предлагаемые решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
При оценке проекта необходимо учитывать целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Грамотно спланированная и организованная проектная деятельность дает возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы. Если планировать по одному проекту в год, то потенциальные возможности метода проеков реализуется в малой степени. Целесообразно планировать небольшие по объемы проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае обучающиеся постепенно усваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес над проектом, виден результат. Метод проектов интересен не только ученикам, которые получают интеллектуальный продукт своей деятельности, но и педагогам, т. к. Подготовка и планирование учебных проектов позволяет постоянно заниматься самообразованием как в рамках своего предмета , так и в рамках смежных дисциплин и информационных технологий.
Какова же роль учителя в технологии проектной деятельности. Можно перечислить перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю, в ходе работы над проектом:
1.Специалист,который обладает знаниями и умениями по многим вопросам;
2.Энтузиаст, инициатор, который повышает мотивацию обучающихся, поддерживая, направляя, поощряя;
3.Консультант
4.Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект в указанные сроки
5.«Человек, который задает вопросы»
6.Координатор
7.Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта, так и этапов его выполнения.
Подход к освоению обучающимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому учителям технологии необходимо углублять и расширять это направление в своей работе. Метод проекта- мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по пути саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания и самопознания.
|