Сегодня: 04.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Проектная деятельность в учебном процессе как условие формирования опыта творческой деятельности у младших школьников

СКАЧАТЬ (27.3 Kb) 24.10.2023, 09:53
Шипачева Дарья Федоровна
учитель начальный классов, МБОУ СОШ№80
Формирование опыта творческой деятельности школьников - один из компонентов содержания современного образования, педагогическая проблема, не теряющая с течением времени актуальности, требующая пристального внимания и дальнейшего развития.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». [10]

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, также подчеркивается деятельность обучающихся, направленная на «…освоение способов решения проблем творческого и поискового характера…»[10].

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе выделен целый ряд таких педагогических условий. [5,с.79]

Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, направленной на опережающее развитие детей, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта.

Второе условие - создание условий поощрения и поддержки.

Третье - создание условий научиться находиться в постоянном интеллектуальном напряжении.

Четвертое - корректная педагогическая помощь ребенку.
Наберитесь терпения, чтобы выслушать ребенка, уважайте его стремление по-новому решать творческие проекты и идеи.

Пятое условие успешного формирования опыта творческой деятельности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и так далее [1].
И шестым условием является создание ситуации успеха.

Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те благоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть реализованы» [9,с.17]. Любая удача запоминается, остается в памяти и формирует стремления к достижению цели.

Ситуация успеха - это разновидность педагогической ситуации, которая формирует у учащихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей и которая обеспечивает условия для такого включения [8,с.160].

Также одним из условий формирования опыта творческой деятельности учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов [4,с.68].

Все эти условия создаются в процессе организации проектной деятельности младших школьников. В рамках творческого или исследовательского проекта активность и любознательность, присущие каждому ребёнку в этом возрасте, направляются на нахождение нестандартных собственных (пускай даже субъективно новых) решений разнообразных проблем.
Наиболее эффективно, на наш взгляд, формирование опыта творческой деятельности с использованием метода проектов осуществляется в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Проектная деятельность на уроках «Окружающий мир» помогает обучающемуся как личности самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения с ней, необходимость здорового образа жизни людей и т.д. Создавая учебные проекты, учащийся получает не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности, приобретает коммуникативные и исследовательские навыки, определяет свою стратегию и тактику, умело распределяет личное время, привлекает необходимые ресурсы. Из этого следует, что метод проектов является одним из эффективных методов работы на уроках «Окружающего мира» [6, с.212].

Проанализировав УМК «Школа России», мы выделили проектные задания, которые помогут обучающимся не только освоить учебный материал, но и будут способствовать формированию опыта творческой деятельности:
1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Времена года».
2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира», «Вода на Земле».
3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
4 класс: «Разнообразие природы России, «Путешествие по реке времени».

Продуктами данных проектов могут быть рукописные книги: «Красная книга», «Книга Юных кулинаров», «Мои домашние питомцы». Оформление фотовыставки «Кошка в нашем доме», составление альбомов «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела». При работе над проектом «Школа кулинаров» - составление примерного меню здорового питания на три дня, оформление стенда для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформление информационного стенда в классе, проведение беседы «Здоровое питание» в начальной школе. С проектом «Все профессии важны, все профессии нужны» - принятие участия в общешкольном конкурсе проектов. Итоги проектов необходимо постоянно демонстрировать родителям на родительских собраниях, совместных праздниках.

По окончании работы над проектом обязательно проговаривание планов на будущее. Поэтому многие проекты постепенно перетекают в новые.

Такие учебные проекты позволяют обучающимся глубже и подробнее изучить тему, но не всегда они соответствуют их интересам. Эта проблема ставит новую проблему перед педагогом: как же развивать опыт творческой деятельности у обучающегося и при этом опираться не только на программу, но и на его интересы.

Мы считаем, что одним из возможных выходов из сложившейся ситуации могут стать долгосрочные исследовательские проекты. Учитель может предложить детям выбрать любую интересующую их тему, например: «Почему вымерли динозавры?», «Какое животное самое большое на Земле?», или наоборот, «Какое животное самое маленькое на Земле?», «Какие тайны хранит Космос?». Далее на протяжении всего учебного года обучающиеся вместе с родителями подробно изучают выбранную тему. Учитель может порекомендовать не ограничиваться поиском информации в энциклопедиях и Интернете, а предложить список научных теле- и радиопередач, например, цикл научных передач «BBC: Планета Динозавров», «Все о космосе», «В мире животных» и другие [2, с.59].

Также учитель может предложить и другой вариант долгосрочного проекта, например: «Достоверность прогнозов погоды». Задача – следить за прогнозом погоды по телевизору, в Интернете, а также вести календарь погоды самостоятельно. Любой эксперимент будет весьма интересен, а в силу того, что он займет длительный промежуток времени, то изначально, выдвигая гипотезу, обучающийся будет проявлять невероятные творческие идеи и сможет включить фантазию: что же ожидает его по завершению этого проекта?

В рамках учебных занятий можно использовать следующие приемы проектной деятельности[3]:
1) проблемное введение в тему урока;
2) постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
3) совместное или самостоятельное планировании выполнения практического задания;
4) групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
5) выдвижение идеи (мозговой штурм);
6) постановку вопроса (поиск гипотезы);
7) формулировку предположения (гипотезы);
8) обоснованный выбор способа выполнения задания;
9) составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
10) поиск дополнительной литературы;
11) подготовку доклада (сообщения);
12) самоанализ и самооценку, рефлексию;
13) поиск альтернативных способов решения проблемы.

Мы проанализировали этапы проектно – исследовательской работы с учащимися.
На первом этапе можно использовать тренинговые занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Сначала мы рассматривали методы исследования, то есть откуда можно получить информацию:
1) задать вопросы самому себе;
2) спросить у взрослого человека;
3) посмотреть в книгах, понаблюдать;
4) провести эксперимент;
5) найти информацию в компьютере.

Следующий этап - научить детей собрать всю доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Задача учителя подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинать собирать материал.

На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми делают подбор литературы, читают статьи по теме, а учитель с учащимися заносят необходимую информацию на лист-схему. Затем собранные сведения анализируют, обобщают, и исследователи делают сообщения. После выступления следует провести его обсуждение, чтобы слушатели имели возможность задать вопросы. Так ребята знакомились с общей схемой деятельности. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.
Следующий шаг – «практика», где учащимся предлагаются исследования, которые их заинтересовали в ходе урочной деятельности.

Для «Окружающего мира» проектное обучение особо значимо, т.к. в рамках данного учебного предмета изучаются многочисленные взаимосвязи в системе «природа - общество – человек» [10].

Таким образом, есть все основания считать, что применение проектной деятельности в рамках учебного предмета «Окружающий мир» позволяет формировать у учащихся опыт творческой деятельности, так как учебный проект характеризует постановка проблемы, стратегия и тактика ее решения в результате исследования, проявление собственного творчества, использование различных источников информации, умение показать продукты собственной деятельности.

Литература
1. Агеева Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников// Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф.- 2017.- С.79-82.
2. Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008.-151 с.
3. Брыкова, О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе / О. В. Брыкова. - Спб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 106 с.
4. Лук А.Н. Психология творчества/А.Н. Лук. – Москва : Наука, 1978. – 127 с.
5. Марченкова Л.А. Проектная деятельность младших школьников//.- URL: https://multiurok.ru/blog/proiektnaia-dieiatiel-nost-mladshikh-shkol-nikov-1.html (дата обращения 23.10.2022)
6. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. М., 2000.- 385 с.
7. Николина В.В. Проектное обучение в школе: теория и прак- тика: Практико-ориентированная монография. Н. Новгород, 2008.- 107 с.
8. Онищук В.А. Урок в современной школе/ В.А.Онищук. – Москва : Просвещение, 2003. – 219 с.
9. Охотина Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охотина. - Москва : Просвещение, 2007. – 96 с.
10. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373.


Категория: Блоги | Добавил: darya-shipacheva
Просмотров: 135 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог