Проектная деятельность обучающихся на занятиях по изобразительному искусству – это совместная творческая, игровая или учебно-познавательная деятельность учеников, которая имеет общую цель, согласованные способы деятельности, методы, и направлена на достижение общего результата деятельности. Непременным условием метода проектов является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (определение задач и целей проекта, выработка концепции, оптимальных и доступных ресурсов деятельности, создание программ, плана и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности и его осмысление.
Сейчас очень много говорят о проектах на занятиях по изобразительному искусству. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в Российской Федерации и с головой накрыла образование. Слова «проектирование» и «проект» прочно входят в жизнь россиян.
В основе проекта, как правило, лежит некая проблема. Важным аспектом реализации на практике метода проектов является вычленение важных социально-значимых проблем, которые действительно волновали бы учеников. Проблема должна быть близка и понятна учащимся, иначе не будет личностного подхода к ее решению, а будет очередной сбор материалов из интернета.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся из носителей готовых знаний превращаются в организаторов исследовательской, познавательной, самостоятельной деятельности.
Таким образом, проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Как правило, проекты связывают с системой дополнительного образования и внеклассной воспитательной работой. Тем не менее, проектирование все чаще обсуждается и на занятиях по изобразительному искусству.
Проектная деятельность в настоящее время признается инновацией, что выдвигается одним из требований при отборе лучших школ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» и соответственно при определении лучших учителей и школ. Поэтому в документах и педагогов, и школ все чаще можно встретить упоминание проектной деятельности.
Рядом авторов были выделены закономерности эффективной проектной деятельности, имеющие как практическое, так и теоретическое значение для современного образования.
1. Направленность педагогического проектирования на приоритеты развития образовательной системы как закономерность эффективного педагогического проектирования детерминируется в рамках системно-деятельностного подхода положением о результате как системообразующем факторе деятельности.
2. Вероятностный характер целе-ценностного самоопределения субъектов проектирования выявляется на основе мотивационного самоанализа деятельности, учитывающего бессознательные и сознательные компоненты мотивации.
3. Обоснованность проектных решений педагога рассматривается как результат операционально-технологического и ресурсного анализа системы деятельности.
4. Взаимосвязь профессионального самосовершенствования педагога с проектированием как закономерность эффективного проектирования объясняется высокой мотивацией освоения педагогом этого вида деятельности, когда в качестве одной из целей проекта выступают значимые для него образы совершенствования профессиональных и личностных качеств.
5. Этический императив педагогической проектной деятельности трактуется в контексте гуманистических ценностей образования и акмеологической направленности субъектов проектной деятельности на доступный уровень им уровень совершенства.
6. Качественная новизна результатов проектной деятельности детерминируется его инновационной сущностью.
Принимая решение о начале проектной деятельности, педагог оценивает совокупность факторов, среди которых профессиональные и личные мотивы проектной деятельности, его педагогическая компетентность, жизненная ситуация и педагогическая ситуация в образовательной системе, в рамках которой мыслится проектирование. Эти ситуации выявляются наряду с нормативными условиями и ресурсами образовательной системы, приоритетными направлениями ее развития. Оптимальное использование ресурсов образовательной системы достигается тогда, когда цели проектной деятельности педагога обеспечивают как улучшение личной профессиональной ситуации, так и результаты, значимые для развития образовательной системы в целом.
В существующей на сегодняшний день системе образования вряд ли можно говорить о возможности изучения всех тем курса через проекты. При этом не хотелось бы, чтобы проектирование было отнесено лишь к внеклассной воспитательной работе.
На уроках изобразительного искусства метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
|