Оформление:
• портрет Гайдара,
• слова на доске: “это просто обыкновенная биография в необыкновенное время”, “Гайдар — всадник, скачущий впереди” (перевод с монгольского).
Эпиграф:
“Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья! Вот и опять мы с вами проводим необычный урок. Год назад мы начали заниматься проектной деятельностью на уроках литературы, а сегодня покажем, чему научились, что можем сделать, подведем итоги нашей деятельности.
1.
У нас сегодня проводится проектный урок по повести Гайдара А.П. “Тимур и его команда”.
Скажите, пожалуйста, кто читал произведения этого писателя? Какие произведения читали? А кто знаком с этой повестью? Ваши впечатления? А кто знаком с биографией Гайдара?
Что ж, если кто-то не знаком, не беда, мы сегодня попытаемся исправить эту ошибку. Биография писателя удивительно интересна, хотя сам Гайдар считал, что “это просто обыкновенная биография в необыкновенное время”. И вот об этой обыкновенной биографии в такое трудное, но необыкновенно интересное время нам расскажет группа №1.
2.
Выступление группы № 1.
3.
Биография у Гайдара действительно необыкновенна. Жаль только, прожил он мало. Но всю свою жизнь он старался быть первым. Первым в неполные 16 лет стал командиром полка, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей-разведчиков партизанского отряда. Да и герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.
4.
Инсценировка (заседание тимуровского штаба).
5.
А скажите, пожалуйста, о каких добрых делах мы узнаем, читая повесть “Тимур и его команда”? (Ответы детей).
6.
Надеюсь, вам понравилось выступление ребят, и у вас появилось желание проверить свои знания текста. Группа № 3 подготовила небольшую викторину по содержанию произведений. Викторина (вопросы).
7.
Вы прекрасно справились с заданием. А теперь еще одна необычная, как и многое в нашем уроке, викторина. Каждая творческая группа получит иллюстрацию к произведению и должна рассказать, какие герои изображены, какое событие. (Ответы групп по иллюстрациям). А далее я усложняю задание.
Конкурс на лучшего знатока содержания повести.
Необходимо все подготовленные к уроку иллюстрации (и те, с которыми работали группы, и те, что находятся на доске) расположить в порядке развития сюжета. (Выполнение задания).
8.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие эпизоды в произведении особенно вам понравились? А какие герои? Чем именно эти герои обращают на себя наше внимание? (Ответы). А что мы можем сказать о Тимуре и его антиподе — Мишке Квакине? (Ответы).
“Ой, комиссар, какой ты горячий!”, “Ой, атаман, какой ты упрямый!”. Такой диалог главных героев, конечно же, заслуживает нашего пристального внимания. И перед нами — Тимур и Квакин. (Инсценировка “Встреча Тимура и Квакина”).
9.
Повесть “Тимур и его команда” — доброе, веселое, увлекательное и поучительное произведение. А чему оно нас научило, мы выясним, разгадав представленный нашему вниманию кроссворд. (Разгадывание кроссворда).
10.
Завершая наше путешествие в эту повесть, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:
• Что заставляло тимуровцев совершать добрые дела?
• Одержал ли Тимур победу над Мишкой Квакиным?
• Докажите, что поступки Тимура и его команды неотделимы от дел страны.
11.
Я хочу особенно подчеркнуть, что из таких маленьких, но добрых поступков складывается длинная дорога, название которой — жизнь. За свою короткую, но такую замечательную жизнь Гайдар написал много. Но еще больше он не написал:
• о себе и о других;
• о войне и мирной жизни;
• о добре и зле;
• о взрослых и детях;
• обо всех замечательных людях, которые, как и автор, понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю, которая зовется Советской страной.
|