Профессиональная ориентация школьников на уроках русского языка и литературы
(54.0 Kb)
| 10.04.2022, 21:47 |
Хусаинова Разида Лукмановна |
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузмина С.Е " |
В жизни каждого школьника наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, то есть возникает необходимость выбрать будущую профессию – свой жизненный путь. Однако порой очень трудно сделать этот выбор – не хватает знаний о самих профессиях, о требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Учащиеся стоят перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а решить эту задачу поможет профориентационная работа.
Актуальность деятельности в данном направлении определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни. Какие качества необходимо развивать у учащихся?
1. Интерес к своей личности (Кто я? Какой Я? Чего я хочу? Что я могу? Что я умею?).
2. Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности).
3. Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу).
4. Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений).
5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
6. Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умения управлять ими).
7. Мотивация действий, поступков.
Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы способствует развитию у школьников этих качеств. Она включает в себя сведения о мире профессий, о том, как зарождались те или иные специальности, содержит информацию о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его самоопределения, информацию о путях получения профессии и о потребностях общества в кадрах.
При планировании и проведении профориентационной работы на уроках русского языка и литературы необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Систематичность и преемственность.
2.Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3. Связь профориентации с жизнью.
Характер содержания профориентационной работы и ее объем меняются в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в выпускных классах.
Основные формы работы должны обеспечивать профориетационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность.
Учитель-предметник способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, «круглый стол», конкурсы стенных газет, эссе, предметные недели, викторины, игры-путешествия.
Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным. Так, например, при изучении в 6 классе темы «Лексика» учитель может использовать следующие задания:
1. Выберите слова, которые употребляет фотограф, художник, музыкант, шофер.
Палитра, карбюратор, шина, проявитель, закрепитель, тубус, акварель, фиксаж, мольберт, гуашь, кузов, нота, негатив, октава, гамма, аккорд.
- Все ли слова были понятны? Как они называются?
2. Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.
«Специальность» - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чём совершенствует своё мастерство.
Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Упражнение. Из списка назвать специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.
Упражнение. Из списка выбрать профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.
3.Составление словаря профессиональных слов
По словарю определить профессию
4.Работа с текстом
по методу развития грамотности (или это может быть изложение).
Текст. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю, пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Только равнодушные люди идут куда придётся.
С этой целью изучи глубже самого себя. Разберись в своих интересах и склонностях: что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией.
Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. Побеседуй с представителями избираемых профессий. Постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.
Действуй дальше! Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию, сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал, постарайся развивать в себе нужные качества. Расширяй кругозор знаний, сопутствующих выбранной профессии. Помни о требованиях, которые выдвигают работодатели. Не отступай перед трудностями, будь настойчив в достижении намеченных целей. Это позволит тебе быть более конкурентоспособным и получить преимущества при поступлении на работу.
Работа по тексту в трёх уровнях:
Н-р: 1 уровень
1. Словарная работа, выделение трудных для понимания слов
2. Выделение слов на определённое орфографическое или грамматическое правило
3. Работа по пунктуации
2 уровень
Составление цитатного плана
3 уровень
Используя в качестве примера историю своих родителей или знакомых, докажите, как и каким образом они достигли высокого профессионализма.
5.Составление деловых бумаг
6. Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» с кратким описанием.
7. Конкурс афоризмов, н-р: «Профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам», «Профессия должна быть интересна для вас. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд», «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
8. Викторина «Что? Где? Когда?»
9. Игра-знакомство «Путешествие в мир профессий
Система уроков по развитию речи, направленная на профессиональное самоопределение учащихся, может быть выстроена следующим образом:
Класс |
Тема |
Профориентационный материал |
5 класс |
Сочинение по картине |
Художник (пейзажист, баталист, анималист) |
6 класс |
Публичное выступление о произведении народного промысла |
Художник росписи по дереву, кружевница, вышивальщица |
7 класс |
Публицистический стиль
|
Журналистика и ее направления |
Виды публичных общественно-политических выступлений |
Эколог, социолог |
Описание действий как вид текста |
Повар, токарь, швея, слесарь |
8 класс |
Описание архитектурных памятников |
Архитектор |
Ораторская речь, ее особенности |
Политик |
9 класс |
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм |
Рецензент, режиссер, оператор |
Немаловажную роль в профессиональном самоопределении учащихся играют и уроки литературы, где вопрос «Кем быть?» можно заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина. Кроме того, литературные произведения («Левша» Н.С.Лескова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др.), содержащие профориентационный материал, позволяют учащимся знакомиться с профессиями прошлого, помогают дать ответ, почему на смену этим профессиям пришли новые. Школьники видят, как зарождались те или иные профессии, понимают преимущество одних специальностей над другими, что способствует формированию у них умения самим сделать правильный выбор.
На уроках внеклассного чтения уместно обратиться к произведениям Е.Пермяка («Самоходные лапти», «Золотой гвоздь»), К.Паустовского («Старый повар»), М.Зощенко («История болезни»), М.Булгакова «Полотенце с петухом»), А.де Сент-Зкзюпери («Маленький принц»), в которых затрагивается тема «человек и его дело».
Таким образом, профориентационная работа на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учащихся профессиональное самосознание и помогает им в самопределении. А правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
|
Категория: Блоги | Добавил: rezedalukmanovna
|
Просмотров: 1066 | Загрузок: 48
| Рейтинг: 5.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|