Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Профессиональная ориентация во внеурочной деятельности младших школьников.

СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 20.11.2020, 11:39
Моршинина Валентина Андреевна
Учитель начальных классов, ГБПОУ СО НТПК №1
В настоящее время профориентационная работа в школе проводится с целью принятия учащимся решения о выборе будущей профессии. В связи с этим перед педагогами ставится задача, как можно раньше формировать у младших школьников потребности трудиться, ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности, развитие умения работать в команде, что содействует профессиональному и социальному самоопределению, приобщает учащихся к социально-значимой деятельности.

Именно вопросы о ранней профориентации выступают главными в образовательно-воспитательном процессе. Как отмечает А.В. Мордовская, профессиональная ориентация решает не только проблемы, связанные с выбором и готовностью к профессиональному старту, но и развитию личности в основном, поскольку современный работник должен обладать критическим мышлением, коммуникативными качествами, умениями командной работы.

Как отмечают специалисты, в ребёнке творческий потенциал заложен с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако возможность в выполнении творческих способностей у детей не одинакова, и это зависит от качества и характера его взаимодействия с взрослыми на разных возрастных этапах. Е. Б. Евладова рассматривает творчество как самовыражение личности в деятельности, результатом которой считается создание материальных и внутренних ценностей, и в основе содержатся такие характеристики, как воображение, интуиция, творчество. Таким образом, оказывает содействие развитию у человека способности к творческой активности. [1].

Потребность использования творческих заданий в учебном процессе определяют интерес учащихся и желание самому учиться. В связи с этим перед начальной школой стоит задача – развивать творческое воображение ребенка с помощью специально выстроенного общения, помогающего не только развивать творческие способности, но и воображение, кругозор младшего школьника.

На сегодняшний момент направления, формы и методы внеурочной деятельности совпадают с задачами образования младших школьников. Приоритетными направлениями выступают: образовательное направление, организация предметных кружков, научных обществ учащихся, развитие художественного творчества, технического творчества, спорта и др., что, несомненно, оказывает эффективное воздействие и на выбор будущей профессиональной деятельности. Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является требование – организация внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе с целью адаптации младших школьников к обучению в среднем звене. В связи с этим внеурочная деятельность младших школьников должна объединять все направления деятельности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития и воспитания[2, с. 34].

Ю. В. Григорьев определил три стадии развития творческих способностей учащихся младших классов: уровень познавательной активности; межличностное общение; выход в социум, за пределы основного учебного заведения. В этом возрасте учащиеся готовы к познанию новых видов деятельности, с интересом изучают возможности участия в различных формах организации внеучебной деятельности (кружок, клуб, экскурсии, творческие мастерские, проектная и поисковая деятельность, конкурсы).

Внеурочная деятельность и ранняя профориентация образовательной организации может проходить под единой воспитательной темой, в связи вопросы каждого внеурочного занятия должны быть связаны с определенным алгоритмом: исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений); информация по решению проблемы (кто, что, как, почему); применение новой информации; оценка результатов применения [3, с. 23].

Как показывает практика, современные учащиеся лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это, в профориентационной работе очень эффективным является метод работы как профориентационный квест.

Цель мероприятия: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

Задачи мероприятия:
 способствовать профессиональному самоопределению участников;
 способствовать умению работать в команде;
 способствовать осознанному выбору будущей профессии.

Сегодня требуется:
 разработка новых подходов к организации профориентационной работы с учащимися школ;
 использование новых, инновационных форм профориентационной работы с учащимися;
 формирование успешности как мотивационной сферы будущей профессиональной деятельности учащейся молодёжи с ориентацией на профессиональное образование.

Предложенное мероприятие в разработке направлено на решение проблемы профессионального самоопределения подростков как одной из ключевых задач организации профориентационной работы в школе.

Мероприятие проводится в форме профессионального квеста. Выбор формы мероприятия, как профессиональный квест, обоснован тем, что данная форма предполагает максимальное вовлечение школьников в активную практическую деятельность профессиональной направленности.

Профессиональный квест (англ. quest) – это игра профессиональной направленности, в которой участникам, предлагаются разные тематические задания или ситуации. Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача.

Участникам игры предлагаются разные задания или ситуации профориентационной направленности. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание. Участники квеста могут помогать друг другу, общаться между собой, анализировать предложенную ситуацию, получать дополнительную информацию от «управлявшего» игрока (модератора) для успешного выполнения задания.
Уникальность данной формы профориентационной работы состоит в том, что она может быть использована в любой образовательной организации. Задания могут меняться.

В ходе участия в квесте формируются умения:
 работать в команде, развивать коммуникативные навыки;
 организовывать и планировать собственную деятельность;
 распределять временной ресурс;
 осуществлять самоанализ и рефлексию проделанной работы;
 применять на практике знания, умения и полученный опыт;
 осуществлять толерантное отношение к конкуренту (из группы).

Ход занятия и используемые материалы: основные структурные элементы.

1. Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии.
Желательно рассказывать о профессии самому специалисту (во время беседы с ним, задавая ему вопросы) и лучше всего, на рабочем месте. Но так как это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длится не более 4-5 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. (можно использовать наглядные материалы, представленные на заранее оформленном классном уголке). Рекомендуем представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Независимо от выбранной формы, лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:
 история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
 профессионально-важные качества;
 ограничения при работе по этой профессии;
 описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.

2. Игры, связанные с профессией.
Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклассников должны включаться две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.
Для планирования профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам, как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

В разнообразных ролевых играх по профориентации младшие школьники сами выбирают себе профессию. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны и групповые игры для школьников по профориентации еще потому, что обучающиеся начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры) [4, с. 41].

Таким образом, профориентация в начальной школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Стоит заметить, что в профориентационной работе, очень эффективный является такой, метод работы как профориентационный квест. В ходе которого формируются социально-значимые умения, необходимые для дальнейшей успешной деятельности.

Список литературы:
1. Артамонова Н.В. Задержка психического развития (ЗПР) - URL:
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-retardation(дата обращения 20 ноября 2020).
2. Низова Л.М., Андреева Е.А. Профессиональная ориентация детей – инвалидов // Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России» (Москва). - 2017. - №2. – С 33-34.
3. Политова И.В. и Третьякова В.С. Игра - квест как метод профориентационной работы с младшими школьниками. Российский госдарственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург). – 2019. – С 124-128.
4. Черкасова А. М. Профориентация младших школьников // Начальная школа.- 2016.- № 10.- С. 41-43.


Категория: Блоги | Добавил: valentina15
Просмотров: 570 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог