(из опыта работы МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»).
МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» является учреждением дополнительного образования, в котором реализуются 25 дополнительных общеобразовательных программ, относящихся к социально-педагогической, технической и художественной направленностям. Центр был создан на базе слияния двух межшкольных учебных комбинатов, и в процессе реорганизации была сохранена не только материально-техническая база, но и высокопрофессиональный педагогический коллектив.
Наряду с разнообразием общеобразовательных дополнительных программ, особое внимание уделяется профориентационной работе с детьми и подростками. Все образовательные программы ориентированы на ту или иную профессию, то или иное направление деятельности людей в современном мире. Одной из основных задач Центра является подготовка обучающихся к осознанному выбору и последующему профессиональному самоопределению.
Оказание индивидуально-ориентированной помощи подростку в его профессиональной самореализации, создание индивидуальной профориентационной траектории позволит максимально использовать интеллектуальные, творческие и профессиональные способности в интересах общества.
Специфика современной системы дополнительного образования заключается в том, чтобы через систему профессиональной ориентации обучающихся обеспечить высокий уровень профессиональной мобильности человека, который является важным гарантом свободы личности в выборе профессии, соответствующей не только потребностям общества, но и возможностям и запросам конкретного человека.
В 2016 году в нашем Центре принята программа профориентационной работы, адресатом которой являются дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет. Основой данной программы является комплекс мероприятий, включающий в себя: реализацию образовательных программ посредством сетевого взаимодействия, заключение договоров о сотрудничестве с различными образовательными организациями и социальными партнерами; проведение профориентационных мероприятий.
Одним из ключевых мероприятий в комплексе мер по профессиональной ориентации обучающихся нашего Центра стали профессиональные пробы.
Профессиональная проба — профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному обоснованному выбору профессии [2, с. 16].
Профессиональная проба — это испытание себя в определенной профессиональной сфере.
Автор идеи профессиональных проб – японский ученый С.Фукуяму [4].
Существуют различные подходы к реализации профессиональной пробы: от полного погружения в условиях лабораторий или производства до выполнения практических задач, носящих характер определенной профессиональной сферы.
Результаты прохождения комплекса профессиональных проб - наиболее объективное основание для будущего выбора профессии обучающимся. Результат профпробы всегда открытый, может быть отрицательным («Это мне не подходит!»). Большое значение играет самооценка и внешняя оценка результата прохождения каждой пробы. Даже если результат пробы положительный, но само испытание или его продукт оставил участника равнодушным, стоит задуматься, в той ли сфере он себя ищет.
Иначе говоря, «сверхзадача» каждой пробы — наглядно раскрыть то лучшее, что есть в профессии, и то лучшее в человеке (школьнике) [3, с.2].
Педагогами, методистами, психологами нашего Центра разработана методика подготовки, проведения профессиональных проб и комплект практических заданий. Мероприятие на базе МБУДО «ГЦПОО» проводится уже третий год, стало традиционным и носит характер творческого практикума.
В 2018 году нашу инициативу поддержал ГКУ ВО Центр занятости населения «Молодёжный». Было заключено соглашение о сотрудничестве, разработан план поэтапного проведения комплекса профориентационных мероприятий как на базе Центра занятости, так и в стенах МБУДО «ГЦПОО». Профпробы приобрели новый формат - квест «Профессиональный вектор».
Первый этап (сентябрь-октябрь) проходил на базе Центра занятости, куда в соответствии с планом работы приглашались обучающиеся 8-х классов Коминтерновского и Левобережного районов. Данный этап включал участие подростков в профориентационном уроке, психологическом и профессиональном тестировании, собеседовании. По итогам проведения этапа ребята получили заключение по профессиональным сферам деятельности.
Второй этап (октябрь и ноябрь) – непосредственно профессиональные пробы - проходил на базе МБУДО «ГЦПОО».
На основе материальной базы двух корпусов Центра были созданы минилаборатории (станции) по пяти профессиональным сферам деятельности: «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-природа», «человек-знак», «человек-техника».
Перемещаясь по станциям, каждый участник выполнял ряд разнохарактерных заданий. В ходе конкретных практических действий давалась оценка как самим участником (самооценка, своего рода рефлексия на профпробу), так и педагогом, наблюдающим за выполнением задания (внешняя оценка, отображающая уровень выполнения заданий). Результаты прохождения профпроб фиксировались в индивидуальном листке участника. По окончании мероприятия все испытуемые получили рекомендации по одной или нескольким сферам деятельности с перечнем современных профессий, востребованных на рынке труда.
Главная миссия проведения профессиональных проб не в том, чтобы предопределить конкретную профессию для каждого участника, а с помощью индивидуально-ориентированного подхода выстроить вектор к профессиональной сфере, в которой подросток может проявить себя наиболее эффективно и чувствовать наиболее комфортно, а также к дальнейшему личностному самоопределению.
Список литературы
1. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст]: методич. рекомендации / И.А. Килина, Н.Т. Рылова, И.Ю. Вершинин, В.Ф. Белов / под ред. Е.Л. Рудневой. — Кемерово: КРИРПО. — 78 с.
2. Профессиональные пробы: технология и методика проведения [Текст]: методич. пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, А.В. Гапоненко /под ред. С.Н. Чистяковой. — 2-е изд. —М.: ОИЦ «Академия», 2014. — С. 16.
3. Сергеев И.С., Кузнецова И.В., Никодимова Е.А. Профессиональные пробы в вопросах и ответах//Профессиональное образование. – 2016. - №3. – с.2-9.
4. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст] /С. Фукуяма. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 108 с.
|