ИЭТ School kids средство профилактики девиантного поведения школьников
О.А. Гусельникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 2
Школьники с девиантным поведением. Что это за подростки? В чем заключается особенность такого поведения? Что с этим делать и, как помочь подростку?
Слайд 2. Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки, агрессивное поведение в отношении сверстников и взрослых [1] .
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсирующие формы [2].
Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью. В этой связи изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность. Школьники с девиантным поведением состоят в группе «Риска» и на внутришкольном учёте. В 2022-23 учебном году в нашей школе их 12. Эти цифры вовсе не говорят о том, что формы девиантного поведения транслируют только эти обучающиеся.
Слайд 3. Рассмотрим основные причины возникновения девиантного поведения школьника:
семья – как социальный фактор становления личности. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.
особенности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.
конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.
сверстники как значимая общность, в которую входит ребенок, а наиболее значимые факторы риска проявления девиантного поведения - это: наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением, одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками. Эти дети, ослабленные социально, морально, а порой и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Самой главной причиной возникновения девиантного поведения выделяю семью – как социальный фактор становления личности.
Слайд 4. И так, откуда же берётся девиантное (проблемное) поведение школьника и как это связано с родительскими установками? А разобраться в этом поможет пирамида потребностей по Маслоу.
Абрахам Гарольд Маслоу (1 апреля 1908 – 8 июня 1970) - американский психолог, наиболее известный тем, что создал иерархию потребностей Маслоу, теорию психологического здоровья, основанную на приоритетном удовлетворении врожденных потребностей человека, кульминацией которых является самоактуализация. Маслоу был профессором психологии в Университете Брандейса, Бруклинском колледже, Новой школе социальных исследований и Колумбийском университете) [3].
В детско-родительских отношениях имеет значение одна очень интересная тема: «Потребности».
От степени удовлетворения потребностей зависит практически все – и здоровье и настроение, и уверенность человека в себе и способность любить, уважать и даже успешность ребенка в жизни.
Если «западают» потребности: в безопасности, любви, уважении, самоактуализации. Вот тогда-то и появляется благоприятная почва для формирования девиантного поведения ребёнка. Ребёнок всегда найдёт место и общество где его будут уважать и где он сможет реализовать свой потенциал в самовыражении (за исключением детей, имеющих особенности в развитии) и это общество не всегда положительное.
Исходя из этого считаю важным работать не только с детьми, но и родителями.
Слайд 5. В своей работе использую игровой эмоциональный тренажёр School kids.
Слайд 6. Целью использования игрового эмоционального тренажёра является освоение базовых коммуникативных и мотивационных компетенций родителей и школьников. Задачами являются:
- освоение эффективных способов коммуникации;
- получение способов экологичного выражения отрицательных эмоций;
- принятие эмоций и позиции сверстника;
- помочь ребенку в социализации и отстаивании своей личности.
Все ситуации (80 шт.) разбиты по разным эмоциям, которые испытывает ребенок и предложен алгоритм фраз, которые позволяет решить эту ситуацию, помочь ребенку в этих эмоциях и трансформировать эту эмоции. Игра позволяет школьнику: понять свои эмоции, научиться управлять своими ими, освоить техники коммуникации со сверстниками, найти способы защиты от травли в школе, наладить отношения со сверстниками и родителями. Игра
Слайд 7. Например: Ситуация –ребёнка обзывают в школе. Подросток говорит об этом родителям (если игра с родителем), однокласснику (если игра со школьниками). Слушающий даёт ответную реакцию. Ситуация проигрывается в диалоге так как она бывает в реальной жизни. Затем обсуждается, какие чувства испытывали в этот момент оба участника. Предлагаются варианты для предотвращения подобных действий в отношении подростка.
Слайд 8. Потом предлагается карточка с подсказками и алгоритмом экологичного выхода из конфликтной ситуации, обыгрывается вновь и обсуждается. Далее сравниваем какой способ лучше. Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать, что с ним, что -то не так. Самое главное объяснить ребёнку, что это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться. Как вариант можно предложить ребёнку задать свои установки: дать разрешение («Обзывайся на здоровье»), переложить ответственность на обидчика («Да, я уже заметил, что тебе нравится говорить так»), задавать вопросы («Оригинально! А ещё что-нибудь есть?»[4].
Слайд 9. В игре родители ставят себя на место ребенка и понимают его еще больше, почему он так себя ведет и как с ним поговорить по-другому. При использовании тренажера с родителям, не надо рассказывать, что он «плохой» родитель и какие ошибки он совершает, а достаточно поиграть и ответ все равно у родителя сформируется. Более того через игровую и ролевую форму усваивается до 90% информации, и родители получают конкретный навык, навык конструктивного, бесконфликтного общения с детьми. За два часа игры родитель получает лучшие техники общения с ребенком [5].
Слайд 10. Школьники же, обыгрывая житейские ситуации прорабатывают два варианта развития события, это стереотипно (с выходом на конфликт) и экологичный вариант, когда дети получают конкретный навык (как и родители), навык конструктивного, бесконфликтного общения со сверстниками. Ключевой особенностью тренажёра является распределение ситуаций по ключевым эмоциям (страх, грусть, радость, доверие, интерес, удивление, скука, злость) и предложенные способы коммуникации (эмпатия, проговорить правила, похвалить, дать поддержку и защиту).
Слайд 11. Игра с ИЭТ это игра не для развлечения, а игра для прорабатывания умения безконфликтно общаться. Такая форма работы нравится детям и взрослым больше всего и является самой эффективной (на мой взгляд) в профилактики девиантного поведения школьников. Родители все охотнее идут на консультации подобного рода. А школьники просто говорят: «Классно! Надо ещё поиграть!». И если есть желающие прокачать свои коммуникативные навыки, западающие потребности, значит будет и положительный результат. А именно снизится количество обучающихся с девиантным поведением и станет меньше случаев конфликтных ситуаций среди школьников.
Слайд 12. Благодарю за внимание.
|