Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Профилактика девиантного поведения подростка

СКАЧАТЬ (129.8 Kb) 30.09.2024, 18:38
Гусельникова Оксана Александровна
педагог-психолог, МБОУ Балахтинская СОШ № 2
ИЭТ School kids средство профилактики девиантного поведения школьников
О.А. Гусельникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 2
Школьники с девиантным поведением. Что это за подростки? В чем заключается особенность такого поведения? Что с этим делать и, как помочь подростку?

Слайд 2. Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки, агрессивное поведение в отношении сверстников и взрослых [1] .

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсирующие формы [2].

Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью. В этой связи изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность. Школьники с девиантным поведением состоят в группе «Риска» и на внутришкольном учёте. В 2022-23 учебном году в нашей школе их 12. Эти цифры вовсе не говорят о том, что формы девиантного поведения транслируют только эти обучающиеся.

Слайд 3. Рассмотрим основные причины возникновения девиантного поведения школьника:
семья – как социальный фактор становления личности. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.
особенности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.
конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.
сверстники как значимая общность, в которую входит ребенок, а наиболее значимые факторы риска проявления девиантного поведения - это:  наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением,  одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка,  отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками. Эти дети, ослабленные социально, морально, а порой и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Самой главной причиной возникновения девиантного поведения выделяю семью – как социальный фактор становления личности.

Слайд 4. И так, откуда же берётся девиантное (проблемное) поведение школьника и как это связано с родительскими установками? А разобраться в этом поможет пирамида потребностей по Маслоу.
Абрахам Гарольд Маслоу (1 апреля 1908 – 8 июня 1970) - американский психолог, наиболее известный тем, что создал иерархию потребностей Маслоу, теорию психологического здоровья, основанную на приоритетном удовлетворении врожденных потребностей человека, кульминацией которых является самоактуализация. Маслоу был профессором психологии в Университете Брандейса, Бруклинском колледже, Новой школе социальных исследований и Колумбийском университете) [3].
В детско-родительских отношениях имеет значение одна очень интересная тема: «Потребности».
От степени удовлетворения потребностей зависит практически все – и здоровье и настроение, и уверенность человека в себе и способность любить, уважать и даже успешность ребенка в жизни.
Если «западают» потребности: в безопасности, любви, уважении, самоактуализации. Вот тогда-то и появляется благоприятная почва для формирования девиантного поведения ребёнка. Ребёнок всегда найдёт место и общество где его будут уважать и где он сможет реализовать свой потенциал в самовыражении (за исключением детей, имеющих особенности в развитии) и это общество не всегда положительное.
Исходя из этого считаю важным работать не только с детьми, но и родителями.

Слайд 5. В своей работе использую игровой эмоциональный тренажёр School kids.

Слайд 6. Целью использования игрового эмоционального тренажёра является освоение базовых коммуникативных и мотивационных компетенций родителей и школьников. Задачами являются:
- освоение эффективных способов коммуникации;
- получение способов экологичного выражения отрицательных эмоций;
- принятие эмоций и позиции сверстника;
- помочь ребенку в социализации и отстаивании своей личности.
Все ситуации (80 шт.) разбиты по разным эмоциям, которые испытывает ребенок и предложен алгоритм фраз, которые позволяет решить эту ситуацию, помочь ребенку в этих эмоциях и трансформировать эту эмоции. Игра позволяет школьнику: понять свои эмоции, научиться управлять своими ими, освоить техники коммуникации со сверстниками, найти способы защиты от травли в школе, наладить отношения со сверстниками и родителями. Игра

Слайд 7. Например: Ситуация –ребёнка обзывают в школе. Подросток говорит об этом родителям (если игра с родителем), однокласснику (если игра со школьниками). Слушающий даёт ответную реакцию. Ситуация проигрывается в диалоге так как она бывает в реальной жизни. Затем обсуждается, какие чувства испытывали в этот момент оба участника. Предлагаются варианты для предотвращения подобных действий в отношении подростка.

Слайд 8. Потом предлагается карточка с подсказками и алгоритмом экологичного выхода из конфликтной ситуации, обыгрывается вновь и обсуждается. Далее сравниваем какой способ лучше. Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать, что с ним, что -то не так. Самое главное объяснить ребёнку, что это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться. Как вариант можно предложить ребёнку задать свои установки: дать разрешение («Обзывайся на здоровье»), переложить ответственность на обидчика («Да, я уже заметил, что тебе нравится говорить так»), задавать вопросы («Оригинально! А ещё что-нибудь есть?»[4].

Слайд 9. В игре родители ставят себя на место ребенка и понимают его еще больше, почему он так себя ведет и как с ним поговорить по-другому. При использовании тренажера с родителям, не надо рассказывать, что он «плохой» родитель и какие ошибки он совершает, а достаточно поиграть и ответ все равно у родителя сформируется. Более того через игровую и ролевую форму усваивается до 90% информации, и родители получают конкретный навык, навык конструктивного, бесконфликтного общения с детьми. За два часа игры родитель получает лучшие техники общения с ребенком [5].

Слайд 10. Школьники же, обыгрывая житейские ситуации прорабатывают два варианта развития события, это стереотипно (с выходом на конфликт) и экологичный вариант, когда дети получают конкретный навык (как и родители), навык конструктивного, бесконфликтного общения со сверстниками. Ключевой особенностью тренажёра является распределение ситуаций по ключевым эмоциям (страх, грусть, радость, доверие, интерес, удивление, скука, злость) и предложенные способы коммуникации (эмпатия, проговорить правила, похвалить, дать поддержку и защиту).

Слайд 11. Игра с ИЭТ это игра не для развлечения, а игра для прорабатывания умения безконфликтно общаться. Такая форма работы нравится детям и взрослым больше всего и является самой эффективной (на мой взгляд) в профилактики девиантного поведения школьников. Родители все охотнее идут на консультации подобного рода. А школьники просто говорят: «Классно! Надо ещё поиграть!». И если есть желающие прокачать свои коммуникативные навыки, западающие потребности, значит будет и положительный результат. А именно снизится количество обучающихся с девиантным поведением и станет меньше случаев конфликтных ситуаций среди школьников.

Слайд 12. Благодарю за внимание.


 


Категория: Блоги | Добавил: OksanaGuselnikova46
Просмотров: 39 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог