Современная экономическая и политическая обстановка побуждает предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим актуальной является организация профориентации младших школьников в образовательном учреждении с опорой на их индивидуальные и возрастные особенности.
Младший школьный возраст является подготовительным (пропедевтическим), закладывающим основы для профессионального самоопределения в будущем. Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС начального общего образования является подготовка к обоснованному выбору профессии. Чтобы обучающиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста, т.к. именно на этой ступени образования у обучающихся закладываются основы выбора будущей профессии.
В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, происходит развитие интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, наиболее распространенным профессиям. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо младшему школьнику и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Работа по профориентации младших школьников во внеурочной деятельности занимает особое место в системе работы классного руководителя, предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, сотрудничество с педагогом-психологом, библиотекарем, обсуждение результатов работы на методических объединениях; ретрансляцию своего опыта работы среди коллег (педагогов начальной школы).
Я, являясь классным руководителем и учителем начальной школы, с первого класса осуществляю профориентационную работу со своими учениками с целью формирования и развития личностных результатов в области самоопределения младших школьников, обеспечивающих адекватные представления о себе самом, принятие себя, формирование позитивного образа будущего, умение самостоятельно делать выбор в различных ситуациях.
Поработав со своими ребятами по профориентации и учитывая возрастные особенности учащихся, я пришла к выводу, что для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Поэтому, в своей работе по этому направлению, я использую разные виды деятельности (мини-лекция о содержании профессии, практическая деятельность, организация экскурсий на предприятия города, проектная деятельность, исследовательская деятельность, профориентационные игры, создание альбома «Мир профессий», беседа с приглашенными специалистами, сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, арт-технология в профессиях, квест-игра «По тропинкам профессий»).
О некоторых видах деятельности, я вам расскажу подробнее.
В рамках нашей школьной проектной мастерской «Открытие», одной их тем во третьем классе была «Мир профессий» и на экскурсию в свой «мир профессии» наш класс пригласила одна из родителей ученицы моего класса на экскурсию на кондитерскую фабрику «ТАКФ». Помимо того, что ребята ввоочию увидели процесс изготовления кондитерских изделий, но и познакомились с разными профессиями, которые есть на этом производстве.
Созданию положительной мотивации обучающихся к получению знаний о первичной профессиональной ориентации, осознанному выбору будущей профессии способствует активная, творческая эмоционально окрашенная деятельность, которой соответствуют профориентационные игры.
Они важны тем, что ученики начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки. С помощью этих игр педагог может объяснить ученикам, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Квест-игра «По тропинкам профессий»
Данное внеклассное мероприятие проводилась c ребятами в этом году, а значит четвероклассниками. Помогали мне в этом ребята старшеклассники. Время проведения квеста – 45 минут. Ученики делились на группы. Каждая команда получила свой маршрутный лист, в котором были указаны названия: проспект «Ключевые слова», бульвар «Профессии в пословицах и поговорках», улица «Цепочка профессий», площадь «Предметы-помощники», «Аукционный переулок», «Шифровальщики»
Каждая группа, получив маршрутный лист, отправлялась в первый пункт и выполнял задания. Например, 1 группа, оказавшись на проспекте «Ключевые слова», получали от помощника (старшеклассника) задание, в котором нужно было определить, к каким профессиям относятся группы слов, которые он произнесет.
1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
2. Ножницы, лейка, семена, лопата, грабли. (Садовник)
3. Белый халат, больной, больница, лекарства, диагноз. (Врач)
За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. Общая сумма балов заносилась в маршрутный лист, в графу рядом с названием остановки.
На станции «Шифровальщики», обучающиеся отгадывали слово, обозначающее профессию, которая была зашифрована на карточке. Например:
ашретх сареьсл
питол ротялс
кьрота личьеут
шахтёр, пилот, токарь, слесарь, столяр, учитель.
Оказавшись на бульваре «Профессии в пословицах и поговорках», ученики слушали пословицы и поговорки, после чего отгадывали, о какой профессии идет речь. Приведем примеры.
Не игла шьет, а руки. Где шьют, там и порют. Как скроишь, так и тачать станешь. (Портной)
Тяжело молоту, тяжело и наковальне. Куй железо, пока горячо. Не огонь железо калит, а мех. (Кузнец)
Также учащимся предлагалось закончить пословицы и поговорки о труде. Например:
1. Кто любит труд, (того люди чтут).
2. Дерево сильно корнями, (человек трудами).
3. Землю солнце красит, (а человека – труд).
Группы, оказавшись на переулке «Отгадай профессию», должны были по описанию отгадать, о какой профессии идет речь.
Приведем примеры:
«Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Но люди этой профессии работают не только в цирках, но снимаются в кино. Им нужно быть постоянно в хорошей форме, быть смелыми, сильными и выносливыми. Нередко представители этой профессии выполняют сложные и опасные действия за других» (каскадер).
«По определению толкового словаря В.И. Даля «…этот человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? (банкир).
«Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных». (флорист).
На улице «Цепочка профессий» ученики называли профессию на каждую букву алфавита, например, А – актер, археолог, Б – банкир, Г – грузчик, Д – дегустатор, Е –егерь, Ж – жестянщик и т.д. Чем больше будет букв, на которую была названа профессия, тем больше баллов получала команда.
На площади «Предметы – помощники» ученики из всех предложенных предметов выбирали предметы-помощники, которые используют представители определенных профессий.
Например, нужно было выбрать предметы, необходимые:
• для инспектора дорожного движения (жезл, лопата, свисток, труба, поварешка, светофор);
• для повара (аккордеон, молоток, ножик, кастрюля, поварёшка, расчёска);
Участники «Аукционного переулка», писали на листе бумаги как можно больше слов, связанных с профессией (флорист, шахтер, учитель, продавец, столяр и т.п.). Слова зачитывали по очереди.
В результате игры младшие школьники узнали не только названия новых профессий, но познакомились с их особенностями, востребованностью в современном обществе.
Путешествуя по станциям, ученики в игровой форме приобрели полезные навыки, что, в конечном итоге, способствовало активному формированию профессиональной и социальной компетенции младших школьников.
Также одним из видов деятельности по профориентации была исследовательская деятельность. С учениками были проведены классные часы на тему «Калейдоскоп профессий», далее ребятам были предложены темы для исследования:
- забытые и редкие профессии мира
- все работы хороши…
- профессии разные важны и нужны
- профессии будущего
И дети исследовали и составляли сборник профессий каждый по выбранной теме. И как результат проделанной работы мы создали альбом «Мир профессий».
Одним из инновационных видов деятельности является применение арт-технологии.
Эту технологию я тоже использовала в рамках профориентации. Дети рассматривали картины русских художников на тему «Профессии», обсуждали вместе со мной, а затем отвечали на ряд вопросов. В результате данной работы дети познакомились с профессиями современности, но также и узнали о забытых профессиях.
Таким образом, грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе способствует формированию в сознании обучающихся разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
|