Сегодня: 14.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Профориентационная программа: "Профи-Эстафета"

СКАЧАТЬ (27.0 Kb) 26.01.2025, 10:33
Ищенко Лариса Леонидовна
педагог-психолог, МАОУ СОШ №211
Старшеклассники часто не находят ответа на жизненный вопрос – в каком карьерном направлении развиваться. Подростки не представляют куда идти учиться после школы. Как правило, выражают интерес к традиционным специальностям: экономист, юрист, менеджер. Младшие школьники ограничиваются знаниями о профессии врача, учителя, строителя. Понимая сложность обоснованного выбора профессии педагогу важно своевременно и в полной мере оказать учащимся информационную, деятельностную и практическую поддержку в формировании своей позиции в профессиональном самоопределении. Задача найти такие формы работы, чтобы создавать максимально эффективную и комфортную профориентационную среду для осознанного выбора профессии учащимися.

Образование сегодня одна из самых динамично развивающихся социальных сфер: много различных методических наработок, рекомендаций, уроков. И профориентационное образование не исключение. Но остается проблема: профессиональное самоопределение учащихся формируется постепенно, требует постепенного и непрерывного сопровождения, а в реальности это бывает разовым профориентационным мероприятием. Как правило, профессию выбирают в 10 и 11 классах, при этом и родители, и школа требуют скорее сделать выбор, так как надо готовиться к экзаменам. Старшеклассники, сделавшие выбор в спешке, чаще делают ошибочный выбор. Поэтому я ставила себе задачу создать такую программу, чтобы была возможность в течение учебного года увлекать ребят в осознанное познание профессий, а также мне представляется важным начать профориентацию как можно раньше, уже в начальной школе. Новизна программы заключается в одновременной работе с младшими учащимися и учащимися средней школы. Кроме того, сегодня особенно актуальным становится развитие так называемых гибких навыков (soft skills): умение работать в команде, взаимодействовать, креативное мышление и критическое мышление. Добиться этого - важнейшая задача обучения. С этой целью в рамках программы создаются команды «профессиональных экспертов», не менее 3 человек в команде, лучше 5 человек, сами учащиеся выступают в роли «учителей», ведут профориентационные уроки для младших учащихся в интерактивной форме, а педагог выступает в роли наставника, взрослого партнера.

Цель моей программы - формирование культуры выбора своей будущей профессии, своего дела среди учащихся начальной и средней школы.

Задача: вовлечь и увлечь учащихся в изучение мира профессий и дать практический опыт.
Данная программа не требует особых условий реализации, кроме мотивации и желания педагога работать по ней. В рамках этой программы педагог самостоятельно может вносить изменения, выбирать темы профориентационного урока и роли «профессиональных экспертов». Учитывая, что формат уроков интерактивный для проведения урока необходимо наличие экрана, компьютера, подключенного к проектору. Возможные сложности в применении – это время, которое требуется на подготовку команд из трех - пяти учащихся для формирования сплоченной команды.

Идея программы: Развивая себя- развивай других!
Участники программы: учащиеся начальной школы и учащиеся 5-9 классов. Это взаимообучающие друг друга группы, своеобразная «профориентационная коммуна». Ребята сейчас лучше разбираются в современных направлениях, чем взрослые и будут скорее доверять тому, кто к ним ближе по интересам и возрасту, то есть старшим учащимся. В тоже время подростки хотят быть взрослыми и готовы выполнять взрослую работу – учить.

Инструменты и технологии: в формат урока включаются мини-профессиональные пробы (практические задания, проведение опытов и т.д.), учащиеся ведут урок в профессиональной одежде (по возможности), включаются видео-фильмы о реальных профессионалах;
Ресурсы проекта: поддержка администрации школы (поощрение грамотами, подарками) и классных руководителей (согласование расписания проведения уроков).

Результат программы (эффект программы) : программа позволяет системно вовлечь участников профориентационной деятельности. Учащихся – им интересно и престижно «хочу как старшие», родителей – позитивное отношение, участие в подготовке, учителей – реализуется воспитательная составляющая. Одновременно с проведением уроков можно организовать школьную профориентационную выставку, цель которой расширить представление о заявленных профессиях. Данный формат уроков можно распространять одновременно в других школах и между учащимися – «профессиональными экспертами» можно проводить соревнования на знание профессий.

Краткое описание программы:
В начале учебного года педагог знакомит учащихся 5-9 классов с целями и задачами сообщества «Профи-Эстафета». Рассказывает о возможностях: знакомиться с современными профессиями, развивать навыки публичного выступления и работы в команде, разрабатывать сценарии уроков и вести уроки. В рамках программы предлагается два подхода выбора тем профориентационных уроков . Первый вариант – педагог выбирает профессии с учетом профильной подготовки в старших классах. Например, физико-математическое направление – профессии ученого, конструктора, инженера. Профессии социально-экономического направления – менеджера, маркетолога, экономиста, юриста. Второй вариант – педагог при выборе темы ориентируется на знаменательные даты, события. Например, 2023 год – год Педагога и Наставника, рекомендуется провести знакомство с учетом современных условий с профессиями учителя, воспитателя, показать весь спектр педагогических профессий. В течение учебного года рекомендуется проведение 8 уроков - по 2 урока в четверти, познакомив с профессиями профильной направленности: физико-математические, социально-экономические, гуманитарные, художественные, военно-спортивные. Учащиеся средней школы формируют команду и выступают в роли «профессиональных экспертов»: ведут профориентационный интерактивный урок для младших учащихся. Например, профориентационный урок посвящается науке и технологиям. Учащиеся ведут урок командой из 3 профессиональных экспертов: ученый, конструктор, инженер. В ходе урока предусматривается одежда в соответствии с темой (белый халат ученого, рубашка с галстуком или иное инженера и конструктора), демонстрация опыта, изобретение механизмов. Урок предусматривает и погружение в историю профессий, и знакомство с современными условиями, и будущее развитие профессий. В сценарий урока включаются короткие ролики, анимации, если необходимо. Основная направленность сценария урока – вызвать у младших школьников интерес к профессиям, увлечь, вовлечь, показать возможность раскрыть свои способности в данном направлении. Одновременно учащиеся средней школы, помимо приобретения знаний о данных профессиях, развивают гибкие навыки (soft skills): работа в команде, публичное выступление, управление классом, креативное мышление. Старшие учащиеся рассказывают о профессиях для младших учащихся по принципу «Просто о сложном, интересно о важном».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профориентационные уроки, в которых роль учителей выполняет команда учащихся 5-9 классов, способствуют вовлечению ребят в совместную деятельность. Происходит эстафета: младшие учащиеся, переходя в среднюю школу, берут пример со старших, хотят также выступать в роли «профессиональных экспертов» и также учить других ребят. Роль педагога заключается в наставничестве, в помощи выбора профессии, подбора активных форм проведения урока, а также педагог выполняет мотивирующую и поддерживающую роль. Таким образом, создается комфортная среда осознанного выбора профессии. В такой среде целенаправленно формируется культура выбора профессии, основанная на интересе, желании узнавать о своих способностях, возможностях.

Уверена, будущее за таким форматом обучения, в котором реализуется совместная деятельность учащихся разных возрастов, а учитель выступает в роли наставника. В качестве примера предлагаю познакомиться с материалами профориентационного урока для учащихся 3 классов, посвященного профессиям в сфере науки и технологии. (Приложение 1).

Список использованной литературы
1. Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по поиску профессии. – Москва:Эксмо, 2016 – 320 с.:ил.
2. Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий : учебное пособие для учащихся 3 – 4 классов / О.Ю. Елькина. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. – 74 с.
3. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова / Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34.
4. Мухамеджанова, З. Б. Профориентация младших школьников: возможности проектной деятельности / З. Б.Мухамеджанова /Начальная школа.- 2014.- № 5.- С. 40-41.
5. Атлас новых профессий
6. Интерактивны выбор профессий
7. Методический кабинет профориентации Резапкиной
8. Проектория
9. Шоу профессий


 


Категория: Блоги | Добавил: ishchenko
Просмотров: 96 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 14.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог