Старшеклассники часто не находят ответа на жизненный вопрос – в каком карьерном направлении развиваться. Подростки не представляют куда идти учиться после школы. Как правило, выражают интерес к традиционным специальностям: экономист, юрист, менеджер. Младшие школьники ограничиваются знаниями о профессии врача, учителя, строителя. Понимая сложность обоснованного выбора профессии педагогу важно своевременно и в полной мере оказать учащимся информационную, деятельностную и практическую поддержку в формировании своей позиции в профессиональном самоопределении. Задача найти такие формы работы, чтобы создавать максимально эффективную и комфортную профориентационную среду для осознанного выбора профессии учащимися.
Образование сегодня одна из самых динамично развивающихся социальных сфер: много различных методических наработок, рекомендаций, уроков. И профориентационное образование не исключение. Но остается проблема: профессиональное самоопределение учащихся формируется постепенно, требует постепенного и непрерывного сопровождения, а в реальности это бывает разовым профориентационным мероприятием. Как правило, профессию выбирают в 10 и 11 классах, при этом и родители, и школа требуют скорее сделать выбор, так как надо готовиться к экзаменам. Старшеклассники, сделавшие выбор в спешке, чаще делают ошибочный выбор. Поэтому я ставила себе задачу создать такую программу, чтобы была возможность в течение учебного года увлекать ребят в осознанное познание профессий, а также мне представляется важным начать профориентацию как можно раньше, уже в начальной школе. Новизна программы заключается в одновременной работе с младшими учащимися и учащимися средней школы. Кроме того, сегодня особенно актуальным становится развитие так называемых гибких навыков (soft skills): умение работать в команде, взаимодействовать, креативное мышление и критическое мышление. Добиться этого - важнейшая задача обучения. С этой целью в рамках программы создаются команды «профессиональных экспертов», не менее 3 человек в команде, лучше 5 человек, сами учащиеся выступают в роли «учителей», ведут профориентационные уроки для младших учащихся в интерактивной форме, а педагог выступает в роли наставника, взрослого партнера.
Цель моей программы - формирование культуры выбора своей будущей профессии, своего дела среди учащихся начальной и средней школы.
Задача: вовлечь и увлечь учащихся в изучение мира профессий и дать практический опыт.
Данная программа не требует особых условий реализации, кроме мотивации и желания педагога работать по ней. В рамках этой программы педагог самостоятельно может вносить изменения, выбирать темы профориентационного урока и роли «профессиональных экспертов». Учитывая, что формат уроков интерактивный для проведения урока необходимо наличие экрана, компьютера, подключенного к проектору. Возможные сложности в применении – это время, которое требуется на подготовку команд из трех - пяти учащихся для формирования сплоченной команды.
Идея программы: Развивая себя- развивай других!
Участники программы: учащиеся начальной школы и учащиеся 5-9 классов. Это взаимообучающие друг друга группы, своеобразная «профориентационная коммуна». Ребята сейчас лучше разбираются в современных направлениях, чем взрослые и будут скорее доверять тому, кто к ним ближе по интересам и возрасту, то есть старшим учащимся. В тоже время подростки хотят быть взрослыми и готовы выполнять взрослую работу – учить.
Инструменты и технологии: в формат урока включаются мини-профессиональные пробы (практические задания, проведение опытов и т.д.), учащиеся ведут урок в профессиональной одежде (по возможности), включаются видео-фильмы о реальных профессионалах;
Ресурсы проекта: поддержка администрации школы (поощрение грамотами, подарками) и классных руководителей (согласование расписания проведения уроков).
Результат программы (эффект программы) : программа позволяет системно вовлечь участников профориентационной деятельности. Учащихся – им интересно и престижно «хочу как старшие», родителей – позитивное отношение, участие в подготовке, учителей – реализуется воспитательная составляющая. Одновременно с проведением уроков можно организовать школьную профориентационную выставку, цель которой расширить представление о заявленных профессиях. Данный формат уроков можно распространять одновременно в других школах и между учащимися – «профессиональными экспертами» можно проводить соревнования на знание профессий.
Краткое описание программы:
В начале учебного года педагог знакомит учащихся 5-9 классов с целями и задачами сообщества «Профи-Эстафета». Рассказывает о возможностях: знакомиться с современными профессиями, развивать навыки публичного выступления и работы в команде, разрабатывать сценарии уроков и вести уроки. В рамках программы предлагается два подхода выбора тем профориентационных уроков . Первый вариант – педагог выбирает профессии с учетом профильной подготовки в старших классах. Например, физико-математическое направление – профессии ученого, конструктора, инженера. Профессии социально-экономического направления – менеджера, маркетолога, экономиста, юриста. Второй вариант – педагог при выборе темы ориентируется на знаменательные даты, события. Например, 2023 год – год Педагога и Наставника, рекомендуется провести знакомство с учетом современных условий с профессиями учителя, воспитателя, показать весь спектр педагогических профессий. В течение учебного года рекомендуется проведение 8 уроков - по 2 урока в четверти, познакомив с профессиями профильной направленности: физико-математические, социально-экономические, гуманитарные, художественные, военно-спортивные. Учащиеся средней школы формируют команду и выступают в роли «профессиональных экспертов»: ведут профориентационный интерактивный урок для младших учащихся. Например, профориентационный урок посвящается науке и технологиям. Учащиеся ведут урок командой из 3 профессиональных экспертов: ученый, конструктор, инженер. В ходе урока предусматривается одежда в соответствии с темой (белый халат ученого, рубашка с галстуком или иное инженера и конструктора), демонстрация опыта, изобретение механизмов. Урок предусматривает и погружение в историю профессий, и знакомство с современными условиями, и будущее развитие профессий. В сценарий урока включаются короткие ролики, анимации, если необходимо. Основная направленность сценария урока – вызвать у младших школьников интерес к профессиям, увлечь, вовлечь, показать возможность раскрыть свои способности в данном направлении. Одновременно учащиеся средней школы, помимо приобретения знаний о данных профессиях, развивают гибкие навыки (soft skills): работа в команде, публичное выступление, управление классом, креативное мышление. Старшие учащиеся рассказывают о профессиях для младших учащихся по принципу «Просто о сложном, интересно о важном».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профориентационные уроки, в которых роль учителей выполняет команда учащихся 5-9 классов, способствуют вовлечению ребят в совместную деятельность. Происходит эстафета: младшие учащиеся, переходя в среднюю школу, берут пример со старших, хотят также выступать в роли «профессиональных экспертов» и также учить других ребят. Роль педагога заключается в наставничестве, в помощи выбора профессии, подбора активных форм проведения урока, а также педагог выполняет мотивирующую и поддерживающую роль. Таким образом, создается комфортная среда осознанного выбора профессии. В такой среде целенаправленно формируется культура выбора профессии, основанная на интересе, желании узнавать о своих способностях, возможностях.
Уверена, будущее за таким форматом обучения, в котором реализуется совместная деятельность учащихся разных возрастов, а учитель выступает в роли наставника. В качестве примера предлагаю познакомиться с материалами профориентационного урока для учащихся 3 классов, посвященного профессиям в сфере науки и технологии. (Приложение 1).
Список использованной литературы
1. Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по поиску профессии. – Москва:Эксмо, 2016 – 320 с.:ил.
2. Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий : учебное пособие для учащихся 3 – 4 классов / О.Ю. Елькина. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. – 74 с.
3. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова / Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34.
4. Мухамеджанова, З. Б. Профориентация младших школьников: возможности проектной деятельности / З. Б.Мухамеджанова /Начальная школа.- 2014.- № 5.- С. 40-41.
5. Атлас новых профессий
6. Интерактивны выбор профессий
7. Методический кабинет профориентации Резапкиной
8. Проектория
9. Шоу профессий
|