Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Программа изобразительного искусства 5-7 класс

СКАЧАТЬ (390.5 Kb) 25.02.2022, 14:16
Ляпунова Елена Александровна
учитель изобразительного искусства, МБОУ "Средняя школа №15"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»


Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей-предметников
гуманитарного цикла
(наименование ШМО)
протокол № 1
от «___» _______ г.
Согласовано
заместителем
директора по УВР
«___» _____ 2021 г. __________________
(Подпись ЗДУВР)

Утверждено» приказом
директора МБОУ «Средняя школа №15»
№ от «___» _______ г.


_________________
Подпись руководителя ШМО


 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_по изобразительному искусству__ 5-7 класс_.
(название предмета, класс.)

основное общее образование
(уровень образования)

г. Черногорск, 2021 г.


 
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга пе-ред Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значи-мость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принад-лежности, знание истории, языка, культуры своего народа, Республики Хакасия, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с россий-ской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
2. Сформированность понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3. Осознанный интерес и уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. Мотивированный интерес к учебной и творческой деятельности, сформированность личностного смысла учения;
5. Развитость самостоятельности и личной ответственности за принятое решение;
6. Развитость творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7. Развитость этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчиво-сти на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства:
8. Сформированность интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9. Развитость навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности; 10.Бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты
1. Освоить способы решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2. Сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
3. Развитость способности понимать причины успеха (неуспеха) учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать;
4. Развитость способности откликаться на происходящие в мире, в ближайшем окруже-нии;
5. Развитость визуально – образного мышления. Сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве;
6. Активное использование речевых, музыкальных, знаково- символических средств, ин-формационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникатив-ных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7. Развитость способности понимать и использовать в своей творческой работе художест-венные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока;
8. Сформированность способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой;
9. Уметь и быть готовым вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искус-ства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировать излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
10. Овладение способами ведения коллективной творческой работы
11.Развитость пространственного ощущения мира;
12.Освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13. Сформированность целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоцио-нальной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Перечень межпредметных связей

 
Класс Предмет Содержание
5 класс Биология Человек, природа, культура как единое целое.
История Былинная Русь и следы язычества в русской культуре.
Литература
История Путешествие в мир искусства Древней Греции.
6 класс История
Литература
Мифология в народном творчестве.
Литература Описание литературной гостиной и литературного салона в произведениях  А.С.
Пушкина.
Литература Книга как произведение искусства.
История Искусство в интерьере дворянской усадьбы.
7 класс История Искусство и история.
Мироздание и искусство.
5 - 7класс Информатика Поиск необходимых материалов в интернете, работа в графическом редакторе PowerPoint, составление презентаций к урокам.
5 - 7класс Музыка Сопровождение уроков классической музыкой.
 
Класс Этнокультурный компонент

5 класс
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре.
Хакасский эпос.
Этнографический музей. Народное декоративно-прикладное искусство хакасов.
Кукла – как часть народной культуры.
6 класс Мифология и символика русской избы
Фантастические звери в русском народном творчестве и хакасском  эпосе
Костюм как произведение искусства. Русские и хакасские костюмы
7 класс Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве
Природные ритмы – основа этнокультурного своеобразия
Проект «Мир деревянного зодчества»
Эволюция исторического костюма русского и хакасского народа

Предметные результаты
1. Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни челове-ка, в его духовно – нравственном развитии;
2. Сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и свое-образие культуры и традиций родного края;
3. Развитость устойчивого интереса к изобразительному искусству;
4. Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5. Развитость коммуникативность и художественно – образного мышления детей в усло-виях полихудожественного воспитания;
6. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7. Развитие фантазии и воображения детей;
8. Использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9. Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфики, овладение выразительными особенностями языка пластических искусств;
10. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основ-ного общего образования:
Ученик научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
В художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комиче-ское» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать рабо-ты великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религи-озных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную пози-цию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выра-жать свое отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современно-го человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ.
Ученик научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, ис-пользуя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные мате-риалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в жи-вописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые фор-мы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

Получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одно-классников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства ху-дожественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульп-торами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно -прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные ху-дожественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бы-товой, исторический жанры) и участвовать в художественно-творческой деятель-ности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.

Получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических ис-кусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Ученик научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, ее отличие от картины и от нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и
грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических
возможностей — для школьного фильма);

Получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотора-ботах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после про-смотра художественного фильма

 
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» по классам
5 класс (35 часов , 1час в неделю)

 
Человек, природа, культура как единое целое (4 ч)
Природа и человек. Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явле-ния. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимать, как и когда появилось искусство.

Природа и художник. Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы худо-жественными образами. Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу на-строения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведе-ний, стихотворений.

Человек — природа — культура. Понимать, что представления человека о природе ото-бражаются в произведениях искусства. Уметь видеть и передавать необычное в обычном. Формировать индивидуальное чувство восприятия природы. Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры.

Пространство и время. Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного. Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах. Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом). Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира. Передавать настроения и состояния. Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Наблюдать и передавать динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения).

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч).
Зодчество. Искусство проектирования. Форма, ритм, динамика архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.
Образы старинной архитектуры. Архитектура и исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта.
Конструктивные особенности архитектуры. Геометрические фигуры — основа конст-руктивной композиции.

Объёмные формы в изобразительном искусстве. Понятия о линиях построения в ри-сунке, точках схода, положении линии горизонта.
Штрих в изобразительном искусстве. Развитие представления о том, что человек вос-принимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно фор-мы.

Рисуем натюрморт. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоско-сти.
Перспектива в открытом пространстве. Передавать линию горизонта воздушную пер-спективу в рисунке.

Путешествие в мир искусства Древней Греции(5 ч)
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мате-риалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.
Мифы Древней Греции. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире.

Скульптура Древней Греции. Представление греков о работе скульптора (подобно бо-гам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы). Выразитель-ные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пласти-ка — всё в тесном взаимодействии.

Рисуем человека по древнегреческим канонам. Древнегреческий канон в изобрази-тельном искусстве.
Чернофигурные вазы Древней Греции. Древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение.

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч)
Славянские мифы о сотворении мира. Представления древних славян о сотворении ми-ра. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представ-ление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии.

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание были-ны как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам.Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора; лик Матери сырой земли.

Былинный образ Русской земли. Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.Пейзаж Древней Руси.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Развитие представления о былине как литератур-ном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

Народный костюм. Головной убор. Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян. Знакомство с мифо-логией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.

Народный костюм. Одежда. представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. Народные праздники. Святки. Святки (колядки). Формирование представления о зна-чимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др.

Масленица. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление при-родных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы.

Народное декоративно-прикладное искусство(9 ч) Этнографический музей. Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитек-туры.

Печные изразцы. Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»). Фор-мировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображе-ния на изразце от назначения. Роль изразца в архитектуре (интерьер).

Прядение — вид народного ремесла. Формирование представления о своеобразии на-родного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: сим-волика, тематические композиции. Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением.

Прялка. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки с Мировым древом. Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки.

Кукла как часть народной культуры. Материал и региональные особенности изготов-ления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с тради-циями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в се-мье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Делаем куклу-«закрутку». Тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культу-ры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпич-ной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров.

Ткачество как вид народного искусства. Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одеж-ды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани.

Вышивка. Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).Отличие вышивки кре-стом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: 111111рррррооооооооо
Просмотров: 333 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог