Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей-предметников
гуманитарного цикла
(наименование ШМО)
протокол № 1
от «___» _______ г.
Согласовано
заместителем
директора по УВР
«___» _____ 2021 г. __________________
(Подпись ЗДУВР)
Утверждено» приказом
директора МБОУ «Средняя школа №15»
№ от «___» _______ г.
_________________
Подпись руководителя ШМО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_по изобразительному искусству__ 5-7 класс_.
(название предмета, класс.)
основное общее образование
(уровень образования)
г. Черногорск, 2021 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга пе-ред Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значи-мость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принад-лежности, знание истории, языка, культуры своего народа, Республики Хакасия, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с россий-ской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
2. Сформированность понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3. Осознанный интерес и уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. Мотивированный интерес к учебной и творческой деятельности, сформированность личностного смысла учения;
5. Развитость самостоятельности и личной ответственности за принятое решение;
6. Развитость творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7. Развитость этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчиво-сти на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства:
8. Сформированность интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9. Развитость навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности; 10.Бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Освоить способы решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2. Сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
3. Развитость способности понимать причины успеха (неуспеха) учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать;
4. Развитость способности откликаться на происходящие в мире, в ближайшем окруже-нии;
5. Развитость визуально – образного мышления. Сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве;
6. Активное использование речевых, музыкальных, знаково- символических средств, ин-формационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникатив-ных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7. Развитость способности понимать и использовать в своей творческой работе художест-венные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока;
8. Сформированность способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой;
9. Уметь и быть готовым вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искус-ства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировать излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
10. Овладение способами ведения коллективной творческой работы
11.Развитость пространственного ощущения мира;
12.Освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13. Сформированность целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоцио-нальной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Перечень межпредметных связей
Класс |
Предмет |
Содержание |
5 класс |
Биология |
Человек, природа, культура как единое целое. |
История |
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре. |
Литература |
История |
Путешествие в мир искусства Древней Греции. |
6 класс |
История
Литература |
Мифология в народном творчестве. |
Литература |
Описание литературной гостиной и литературного салона в произведениях А.С.
Пушкина. |
Литература |
Книга как произведение искусства. |
История |
Искусство в интерьере дворянской усадьбы. |
7 класс |
История |
Искусство и история.
Мироздание и искусство. |
5 - 7класс |
Информатика |
Поиск необходимых материалов в интернете, работа в графическом редакторе PowerPoint, составление презентаций к урокам. |
5 - 7класс |
Музыка |
Сопровождение уроков классической музыкой. |
Класс |
Этнокультурный компонент |
5 класс |
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре.
Хакасский эпос.
Этнографический музей. Народное декоративно-прикладное искусство хакасов.
Кукла – как часть народной культуры. |
6 класс |
Мифология и символика русской избы
Фантастические звери в русском народном творчестве и хакасском эпосе
Костюм как произведение искусства. Русские и хакасские костюмы |
7 класс |
Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве
Природные ритмы – основа этнокультурного своеобразия
Проект «Мир деревянного зодчества»
Эволюция исторического костюма русского и хакасского народа |
Предметные результаты
1. Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни челове-ка, в его духовно – нравственном развитии;
2. Сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и свое-образие культуры и традиций родного края;
3. Развитость устойчивого интереса к изобразительному искусству;
4. Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5. Развитость коммуникативность и художественно – образного мышления детей в усло-виях полихудожественного воспитания;
6. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7. Развитие фантазии и воображения детей;
8. Использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9. Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфики, овладение выразительными особенностями языка пластических искусств;
10. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основ-ного общего образования:
Ученик научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
В художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комиче-ское» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать рабо-ты великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религи-озных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную пози-цию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выра-жать свое отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современно-го человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Ученик научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, ис-пользуя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные мате-риалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в жи-вописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые фор-мы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одно-классников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства ху-дожественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульп-торами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно -прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные ху-дожественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бы-товой, исторический жанры) и участвовать в художественно-творческой деятель-ности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.
Получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических ис-кусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Ученик научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, ее отличие от картины и от нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и
грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических
возможностей — для школьного фильма);
Получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотора-ботах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после про-смотра художественного фильма
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» по классам
5 класс (35 часов , 1час в неделю)
Человек, природа, культура как единое целое (4 ч)
Природа и человек. Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явле-ния. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимать, как и когда появилось искусство.
Природа и художник. Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы худо-жественными образами. Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу на-строения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведе-ний, стихотворений.
Человек — природа — культура. Понимать, что представления человека о природе ото-бражаются в произведениях искусства. Уметь видеть и передавать необычное в обычном. Формировать индивидуальное чувство восприятия природы. Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры.
Пространство и время. Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного. Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах. Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом). Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира. Передавать настроения и состояния. Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Наблюдать и передавать динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения).
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч).
Зодчество. Искусство проектирования. Форма, ритм, динамика архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.
Образы старинной архитектуры. Архитектура и исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта.
Конструктивные особенности архитектуры. Геометрические фигуры — основа конст-руктивной композиции.
Объёмные формы в изобразительном искусстве. Понятия о линиях построения в ри-сунке, точках схода, положении линии горизонта.
Штрих в изобразительном искусстве. Развитие представления о том, что человек вос-принимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно фор-мы.
Рисуем натюрморт. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоско-сти.
Перспектива в открытом пространстве. Передавать линию горизонта воздушную пер-спективу в рисунке.
Путешествие в мир искусства Древней Греции(5 ч)
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мате-риалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.
Мифы Древней Греции. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире.
Скульптура Древней Греции. Представление греков о работе скульптора (подобно бо-гам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы). Выразитель-ные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пласти-ка — всё в тесном взаимодействии.
Рисуем человека по древнегреческим канонам. Древнегреческий канон в изобрази-тельном искусстве.
Чернофигурные вазы Древней Греции. Древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч)
Славянские мифы о сотворении мира. Представления древних славян о сотворении ми-ра. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представ-ление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии.
Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание были-ны как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам.Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора; лик Матери сырой земли.
Былинный образ Русской земли. Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.Пейзаж Древней Руси.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Развитие представления о былине как литератур-ном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
Народный костюм. Головной убор. Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян. Знакомство с мифо-логией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.
Народный костюм. Одежда. представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. Народные праздники. Святки. Святки (колядки). Формирование представления о зна-чимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др.
Масленица. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление при-родных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы.
Народное декоративно-прикладное искусство(9 ч) Этнографический музей. Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитек-туры.
Печные изразцы. Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»). Фор-мировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображе-ния на изразце от назначения. Роль изразца в архитектуре (интерьер).
Прядение — вид народного ремесла. Формирование представления о своеобразии на-родного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: сим-волика, тематические композиции. Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением.
Прялка. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки с Мировым древом. Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки.
Кукла как часть народной культуры. Материал и региональные особенности изготов-ления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с тради-циями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в се-мье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Делаем куклу-«закрутку». Тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культу-ры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпич-ной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров.
Ткачество как вид народного искусства. Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одеж-ды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани.
Вышивка. Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).Отличие вышивки кре-стом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России.
Полная информация во вложении.
|