ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Колба — это сосуд различной формы и объема, который необходим для нагревания растворов при химических превращениях. А еще «Колба» - это курс внеурочной деятельности по предмету химия для учащихся 7-х классов. Сосуд можно наполнить различным содержимым, и каждый учащийся «попробовав на вкус» содержимое этого сосуда, должен для себя сделать вывод – нужно ли ему это или нет. На помощь, конечно, приходит учитель, ведь от того чем он «приправит», от формы и технологий подачи материала «Колбы» зависит успешность деятельности участников процесса.
Актуальность программы «КОЛБА» состоит в формировании интереса к химии, расширению кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 7 класса, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Дети с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними. Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 13- 14 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в образовательных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях, на работе и при службе в армии; программа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
Цель программы кружка внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Колба», направлена на развитие различных умений и навыков во время практической деятельности, умение работать в группе и команде, а также принимать окружающих такими какие они есть и сотрудничать с ними. Совершенствование навыка поиска информации и ее обработки, навыков анализа собственного опыта и 5 выявления индивидуальных образовательных целей, а так же способность применять все в различных жизненных ситуациях способствует развитию у учащихся позитивных качеств, развивает творческие способности и создает условия для самовыражения. Аналогично химическим превращениям итоговым «продуктом» занятий становится личность мотивированная на изучение химии на более углубленном уровне, готовая продолжать свое развитие в естественнонаучной области и реализовывать себя в профессиях по химическому профилю.
Занятия кружка организуются на базе МБОУ гимназия, разработана Никешиной А.А., учителем химии. Программа рассчитана на 1 год. Годовой курс программы - 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Предполагая, что кружок будут посещать не все учащиеся и в дальнейшем для того чтобы не возникало очевидной разницы в уровне знаний у учащихся в 8-х классах, подача материала на занятиях учитывает возрастные особенности, поэтому используется минимум специфических терминов и понятий, но максимально используются знания из других курсов и сложный материал представляется в виде доступных схем, моделирования. Визуализация труднообъяснимых понятий и процессов осуществляется при помощи разъясняющих мульт – презентаций, видеороликов, построения логических интеллект - карт, алгоритмов. Использование регионального компонента формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета, раскрывает исторические связи. Химические процессы используются во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. И особенно важно раскрывать особенности химических процессов на примере производств станицы Ленинградской. На подобных примерах учащиеся легче и быстрее запоминают процессы, видят целесообразность изучения химии более глубоко, осознают значение профессий и производств как важнейшие составляющие экономики Ленинградского района и Краснодарского края. Элементы химических знаний на различных этапах освоения курса внеурочной деятельности «Колба» могут быть включены в интегрированные 6 курсы. Группа кружка «Колба» формируется из учащихся 7-х классов. Перед вступлением в «Колбу», учащиеся выполняют различные диагностические задания и обозначают ориентир движения по индивидуальной образовательной траектории.
В качестве форм контроля используются: собеседование, тестирование, участие в различных олимпиадах, викторинах, играх, конкурсах, конференциях, презентации, доклады, проектные работы учащихся. Механизмом оценки результатов является визуальная оценка, качества участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, которое отражено в индивидуальном образовательном маршруте участника внеурочной деятельности.
Диагностические методики, используемые на занятиях кружка «Колба»:
* исследование уровня учебной мотивации школьников осуществляется по анкете Лукьяновой М. И. и позволяет выявить уровень мотивации к получению образования. Приложение 1;
* исследование интересов, необходимых для различных профессий, осуществляется при помощи методики «Карта интересов» Корпиловской С.Я. Данная методика позволяет выяснить предметные интересы учащегося;
* диагностика направленности мотивации изучения предмета Дубовицкой Т.Д. – цель – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Приложение 2;
Полная информация во вложении.
|