Сегодня: 25.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Программа "Магия бумаги"

СКАЧАТЬ (28.2 Kb) 21.01.2023, 01:48
Новичкова Мария Валерьевна
воспитатель, ГБУЗ ДС 29 ДЗМ
Пояснительная записка.

Бывают руки непростые,
На вид, как все, обычные,
Их называют золотые,
Они к труду привычные.

 
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В.А.

Программа «Магия бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно – эстетических, конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Работа с бумагой – вырезание, складывание, плетение не только увлекательна, но и познавательна. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (мягкость в обработке, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, прочность бумаги позволяет делать не только забавные подделки, но и в полнее нужные для повседневного обихода предметы. Дети постигают универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми подделками из бумаги и с  приготовлениями более сложных, трудоемких работ. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Воспитание, обучение и реабилитация на занятиях осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие взрослого в создании подделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребенок получает от взрослого ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие занятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе изготовления подделки у детей формируются и развиваются: коммуникативные навыки; доброжелательность; усидчивость; аккуратность; взаимопомощь; сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
При работе с бумагой  дети знакомятся  со следующими нетрадиционными техниками декоративно прикладного искусства:

 
  1. Айрис фолдинг ( «Радужное складывание») – техника складывания бумаги, требующая внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффективные открытки или украшать интересными декоративными элементами. Данная техника представляет собой сложенные под определенным углом полоски разноцветной бумаги.
  2. Аппликация («прикладывание») – один из самых простых видов изобразительного творчества. Основывается такая техника на вырезании отдельных элементов будущей картины и их закреплении на принятом фоне, плотном листе картона и т.д.
  3. Квиллинг («бумагокручение») – техника изготовления аппликаций из скрученных в форму спирали длинных узких полосок бумаги. С помощью квиллинга можно смастерить множество интересных вещей.
  4. Оригами («сложенная бумага») – данная техника является одним из самых популярных видов декоративно прикладного бумажного искусства. Представляет собой складывания фигурок из бумаги согласно заранее заготовленных схем.
  5. Модульное оригами – создание объемных фигур из треугольных модулей. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами, из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющиеся при этом сила трения не дает конструкции распасться.

Программа «Магия бумаги» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации досуга, формирование общей культуры.

Идея программы «Магия бумаги» - создание комфортной среды общения, развитие мелкой моторики, способностей творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы «Магия бумаги» - творческое развитие личности через освоение различных нетрадиционных техник декоративно прикладных искусств работы с бумагой.

Задачи программы «Магия бумаги»:
  • Обучить ребенка творческой деятельности посредством овладения основами работы с бумагой.
  • Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в изготовлении работы, а также поэтапное освоение детьми одного из видов техники.
  • Обучение детей способам полезного проведения досуга.
  • Знакомство с основными понятиями и базовыми формами оригами, квиллинг и т.д.
  • Знакомство с различными приемами работы с бумагой.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Общая характеристика деятельности
«Магия бумаги»
Одно из условий освоения программы – стиль общения взрослого с детьми на основе личностно – ориентированной модели. Программа предполагает соединение труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических задач. В основе занятий лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все подделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, можно подарить.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка. Прохождение программы «Магия бумаги» - предполагает овладение детьми комплексам знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей и взрослого, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место взрослого в деятельности по работе детей с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

На всех этапах освоения программы, поставлена главная задача – содействовать развитию выдумки, инициативы и творческого потенциала детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е возвращение к определенным темам на более высоком  и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту и возможным способностям детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы. Выполнение творческих работ  служат развитию воображения и фантазии у детей, позволяют не только выявить индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно – этические задачи в образной форме.
Программа ориентирует детей на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления подделок. Коллективные работы необходимый компонент для объединения детского коллектива, разработки совместных  творческих проектов, приобретение коммуникативных навыков для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развитие толерантности.

Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения. Так же дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: количество подделок; чувство, которые вызывает работа; новые идеи; аккуратность выполненной работы; восхищение других детей; способ действия. Выполнение заданий направленно на отработку основных операционных навыков: вырезание; складывание; надрезание; склеивание и т.д.

Система отслеживания и оценивание результатов выполненных творческих работ, проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятий. Что является важным итоговым этапом занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Магия бумаги».
 
Личностные результаты
(сформировавшиеся систем ценностных отношений)
Метапредметные результаты (показатели освоения программы) Предметные результаты ( результаты достигающиеся детьми в процессе выполнения программы)
Формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой. Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком
окружающего мира.
Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе. Отрабатывать практические навыки работы с инструментами. Формировать элементарные
исследовательские умения.
Дети получат возможность:
применять полученные знания и умения:
а) для решения практических задач в повседневной жизни;
б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде
Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками. Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой.
  Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка.
  Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.  
  Развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ.  
  Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.  
  Развитие мелкой моторики рук.  
  Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.  

Планируемые результаты освоения детьми программы «Магия бумаги».
Дети получают возможность для формирования:

 
  • Адекватного понимания причин успешности (не успешности) творческой деятельности.
  • Устойчивого интереса к новым способам познания.
У  детей будут сформированы личностные универсальные действия:
 
  • Интерес к новым нетрадиционным техникам декоративно - прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.
Освоение результативных действий (обеспечение организации и коррекции действий):
 
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
  • Принимать и сохранять творческую задачу.
  • Планировать свои действия.
  • Адекватно воспринимать оценку взрослого.
  • Различать способ и результат действия.
  • Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Дети получают возможность научится:
 
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты:
Дети могут:

 
  • Учитывать разные мнения.
  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
  • Формировать собственное мнение и позицию.
  • Договариваться, приходить к общему мнению.
Дети получают возможность научиться:
 
  • Учитывать разные мнения, и обосновывать свою позицию.
  • С учетом целей коммуникации полно и точно передавать другому ребенку необходимую информацию как ориентир для построения действия.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе «Магия бумаги» дети получают возможность:
 
  • Развить воображение, образное мышление, фантазию, конструкторские возможности, сформировать познавательные интересы.
  • Расширить знание и представление о традиционных и нетрадиционных  техниках декоративно – прикладного искусства.
  • Совершенствовать навыки трудовой – творческой деятельности в коллективе. Умение общаться со сверстниками, оказывать помощь другим детям, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Участвуя в творческих выставках, даря подделки на мероприятиях, дети получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, и начинают их ценить.
 
Содержание тем для занятий
по программе «Магия бумаги».

 
  • История возникновения различных техник.
  • Новогодняя композиция «Сказочные герои» - техника оригами, квиллинг, модульное оригами.
  • Снеговик – техника модульное оригами.
  • Открытки к праздникам (8 марта, 23 февраля, 9 мая, день мамы и т.д) – техника аппликация, оригами, квиллинг, айрис – фолдинг, модульное оригами.
  • «Топарий» цветущий куст – техника квиллинг.
  • «Топарий» весенний цветок – техника квиллинг, айрис – фолдинг.
  • Подделки к 9 мая (танк, пушка, самолет) – техника модульное оригами.
  • «Объемные цветы» - техника квиллинг.
  • Панно по выбору детей – техника квиллинг, аппликация, модульное оригами, айрис – фолдинг.
  • Пасхальное яйцо – техника модульное оригами.
  • Лебедь – техника модульное оригами.
Список используемой литературы
 
  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 
  3. Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1967.
  4. Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д. Дженкинс - М.: Просвещение, 1982.
  5. «Оригами. Искусство складывания из бумаги». М., Японская Ассоциация оригами, 1995.
  6. Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст]: искусство в школе / А.А Пашаев, З.Н Новлянский, - М.: Просвещение, 1995.
  7. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000. 
Интернет ресурсы:
  1. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы – [Электронный ресурс] 
  2. Энциклопедия самоделок - [Электронный ресурс]


Категория: Блоги | Добавил: mashanovichkova
Просмотров: 325 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог