Пояснительная записка.
Бывают руки непростые,
На вид, как все, обычные,
Их называют золотые,
Они к труду привычные.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В.А.
Программа «Магия бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно – эстетических, конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Работа с бумагой – вырезание, складывание, плетение не только увлекательна, но и познавательна. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (мягкость в обработке, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, прочность бумаги позволяет делать не только забавные подделки, но и в полнее нужные для повседневного обихода предметы. Дети постигают универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми подделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких работ. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Воспитание, обучение и реабилитация на занятиях осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие взрослого в создании подделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребенок получает от взрослого ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие занятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе изготовления подделки у детей формируются и развиваются: коммуникативные навыки; доброжелательность; усидчивость; аккуратность; взаимопомощь; сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
При работе с бумагой дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками декоративно прикладного искусства:
- Айрис фолдинг ( «Радужное складывание») – техника складывания бумаги, требующая внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффективные открытки или украшать интересными декоративными элементами. Данная техника представляет собой сложенные под определенным углом полоски разноцветной бумаги.
- Аппликация («прикладывание») – один из самых простых видов изобразительного творчества. Основывается такая техника на вырезании отдельных элементов будущей картины и их закреплении на принятом фоне, плотном листе картона и т.д.
- Квиллинг («бумагокручение») – техника изготовления аппликаций из скрученных в форму спирали длинных узких полосок бумаги. С помощью квиллинга можно смастерить множество интересных вещей.
- Оригами («сложенная бумага») – данная техника является одним из самых популярных видов декоративно прикладного бумажного искусства. Представляет собой складывания фигурок из бумаги согласно заранее заготовленных схем.
- Модульное оригами – создание объемных фигур из треугольных модулей. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами, из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющиеся при этом сила трения не дает конструкции распасться.
Программа «Магия бумаги» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации досуга, формирование общей культуры.
Идея программы «Магия бумаги» - создание комфортной среды общения, развитие мелкой моторики, способностей творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы «Магия бумаги» - творческое развитие личности через освоение различных нетрадиционных техник декоративно прикладных искусств работы с бумагой.
Задачи программы «Магия бумаги»:
- Обучить ребенка творческой деятельности посредством овладения основами работы с бумагой.
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в изготовлении работы, а также поэтапное освоение детьми одного из видов техники.
- Обучение детей способам полезного проведения досуга.
- Знакомство с основными понятиями и базовыми формами оригами, квиллинг и т.д.
- Знакомство с различными приемами работы с бумагой.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Общая характеристика деятельности
«Магия бумаги»
Одно из условий освоения программы – стиль общения взрослого с детьми на основе личностно – ориентированной модели. Программа предполагает соединение труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических задач. В основе занятий лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все подделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, можно подарить.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка. Прохождение программы «Магия бумаги» - предполагает овладение детьми комплексам знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей и взрослого, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место взрослого в деятельности по работе детей с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.
На всех этапах освоения программы, поставлена главная задача – содействовать развитию выдумки, инициативы и творческого потенциала детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту и возможным способностям детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы. Выполнение творческих работ служат развитию воображения и фантазии у детей, позволяют не только выявить индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно – этические задачи в образной форме.
Программа ориентирует детей на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления подделок. Коллективные работы необходимый компонент для объединения детского коллектива, разработки совместных творческих проектов, приобретение коммуникативных навыков для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развитие толерантности.
Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения. Так же дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: количество подделок; чувство, которые вызывает работа; новые идеи; аккуратность выполненной работы; восхищение других детей; способ действия. Выполнение заданий направленно на отработку основных операционных навыков: вырезание; складывание; надрезание; склеивание и т.д.
Система отслеживания и оценивание результатов выполненных творческих работ, проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятий. Что является важным итоговым этапом занятий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Магия бумаги».
Личностные результаты
(сформировавшиеся систем ценностных отношений) |
Метапредметные результаты (показатели освоения программы) |
Предметные результаты ( результаты достигающиеся детьми в процессе выполнения программы) |
Формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой. |
Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой. |
В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком
окружающего мира. |
Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе. |
Отрабатывать практические навыки работы с инструментами. |
Формировать элементарные
исследовательские умения.
Дети получат возможность:
применять полученные знания и умения:
а) для решения практических задач в повседневной жизни;
б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде |
Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками. |
Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой. |
|
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка. |
|
Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа. |
|
|
Развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ. |
|
|
Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность. |
|
|
Развитие мелкой моторики рук. |
|
|
Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности. |
|
Планируемые результаты освоения детьми программы «Магия бумаги».
Дети получают возможность для формирования:
- Адекватного понимания причин успешности (не успешности) творческой деятельности.
- Устойчивого интереса к новым способам познания.
У детей будут сформированы личностные универсальные действия:
- Интерес к новым нетрадиционным техникам декоративно - прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
- Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.
Освоение результативных действий (обеспечение организации и коррекции действий):
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
- Принимать и сохранять творческую задачу.
- Планировать свои действия.
- Адекватно воспринимать оценку взрослого.
- Различать способ и результат действия.
- Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Дети получают возможность научится:
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты:
Дети могут:
- Учитывать разные мнения.
- Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
- Формировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться, приходить к общему мнению.
Дети получают возможность научиться:
- Учитывать разные мнения, и обосновывать свою позицию.
- С учетом целей коммуникации полно и точно передавать другому ребенку необходимую информацию как ориентир для построения действия.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе «Магия бумаги» дети получают возможность:
- Развить воображение, образное мышление, фантазию, конструкторские возможности, сформировать познавательные интересы.
- Расширить знание и представление о традиционных и нетрадиционных техниках декоративно – прикладного искусства.
- Совершенствовать навыки трудовой – творческой деятельности в коллективе. Умение общаться со сверстниками, оказывать помощь другим детям, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Участвуя в творческих выставках, даря подделки на мероприятиях, дети получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, и начинают их ценить.
Содержание тем для занятий
по программе «Магия бумаги».
- История возникновения различных техник.
- Новогодняя композиция «Сказочные герои» - техника оригами, квиллинг, модульное оригами.
- Снеговик – техника модульное оригами.
- Открытки к праздникам (8 марта, 23 февраля, 9 мая, день мамы и т.д) – техника аппликация, оригами, квиллинг, айрис – фолдинг, модульное оригами.
- «Топарий» цветущий куст – техника квиллинг.
- «Топарий» весенний цветок – техника квиллинг, айрис – фолдинг.
- Подделки к 9 мая (танк, пушка, самолет) – техника модульное оригами.
- «Объемные цветы» - техника квиллинг.
- Панно по выбору детей – техника квиллинг, аппликация, модульное оригами, айрис – фолдинг.
- Пасхальное яйцо – техника модульное оригами.
- Лебедь – техника модульное оригами.
Список используемой литературы
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
- Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1967.
- Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д. Дженкинс - М.: Просвещение, 1982.
- «Оригами. Искусство складывания из бумаги». М., Японская Ассоциация оригами, 1995.
- Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст]: искусство в школе / А.А Пашаев, З.Н Новлянский, - М.: Просвещение, 1995.
- Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000.
Интернет ресурсы:
- Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы – [Электронный ресурс]
- Энциклопедия самоделок - [Электронный ресурс]
|