Нормативная база программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №882, Министерства просвещения Российской Федерации №391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/046 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
- Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4».
- Положение о реализации дополнительных общеразвивающих программ в МБОУ «СОШ №4» (01. 09.2015г. № 203/4-ОД).
В концепции школьного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития региона и страны.
Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Плавание – одно из универсальных средств, способствующих всестороннему физическому развитию детей и подростков. Занятия плаванием являются мощным средством укрепления здоровья и закаливания организма. Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка.
Направленность программы: физкультурно-спортивная, продвинутый уровень.
Новизна: Программой предусмотрено проведение мастер-классов с лучшими спортсменами школьного спортивного плавательного клуба «Волна», а также спарринг-тренировок с другими группами, включающих проведение эстафет, личных и командных состязаний.
Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющих 1 или 2 группу здоровья, владеющих навыком плавания и имеющих уровень физической подготовки согласно требований (табл.1), стремящихся к непрерывному повышению уровня спортивных и функциональных кондиций, выполнению спортивных разрядов и участию в спортивных соревнованиях.
Цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в процессе обучения плаванию, профессиональное самоопределение, достижение спортивных успехов.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- приобщить детей к здоровому образу жизни;
- укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
- содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма, повышению его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям;
- совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать работоспособность организма.
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- формировать знания о здоровом образе жизни;
- формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства, знания о способах плавания.
Воспитательные:
- воспитывать двигательную культуру;
- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе;
- формировать стойкие гигиенические навыки;
- формировать потребность в здоровом образе жизни, устойчивый интерес к занятиям физической культурой, в частности, плаванием;
- способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движений в воде.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год (38 недель, 330 часов).
Занятия организуются с 1 сентября по 31 мая, 6 раз в неделю по 1,5 академическому часа в соответствии с учебно-календарным графиком МБОУ «СОШ №4» на текущий учебный год. Расписание занятий составляется заведующим бассейном совместно с тренерско-преподавательским составом с учетом физиологических периодов наибольшей работоспособности обучающихся, требований социального заказа, материально-технических и кадровых возможностей образовательной организации.
Форма обучения. Обучение проводится только в очной форме, но допускается очно-заочная форма (самостоятельное выполнение заданий тренера) во время карантинных мероприятий в городе, актированных учебных дней.
Форма организации образовательного процесса. Основная форма – учебно-тренировочное занятие. По своей структуре учебно-тренировочное занятие по плаванию делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде и на суше.
Учебно-тренировочное занятие по плаванию с детьми среднего школьного возраста по своему типу может быть:
- учебным – посвящается изучению нового материала.
- учебно-игровым – предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме.
- контрольным – на нем анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости.
Формы проведения занятий:
- теоретические занятия проводятся в форме бесед;
- фронтальная (работа со всеми одновременно);
- групповая (разделение детей на группы для выполнения определённой работы);
- индивидуальная (ребёнку даётся самостоятельное задание по отработке технических действий с учётом его возможностей).
В основу комплектования спортивно-оздоровительных групп входит обязательное условие - отсутствие медицинских противопоказаний для занятий плаванием. Каждый обучающийся до начала занятий должен предоставить справки:
- заключение о результатах исследования – соскоб на энтеробиоз (отрицательный);
- медицинское заключение о допуске к занятиям физической культурой, массовым спортом, выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК «ГТО».
Перевод и зачисление в группы осуществляется с учетом уровня владения навыками спортивного плавания и физической подготовки (табл.1).
Таблица 1.
Контрольные нормативы для зачисления в группы
по программе «Плавание-продвинутый уровень»
Контрольные упражнения |
8-10 лет |
11-14 лет |
15-18 лет |
|
Мальчики |
Девочки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Общая физическая подготовка |
Бросок набивного мяча 1 кг; м |
3,8 |
3,3 |
5,2 |
4,5 |
7,5 |
6 |
Наклон вперед стоя на возвышении |
1 |
3 |
4 |
6 |
6 |
8 |
Выкрут прямых рук вперед-назад |
60 |
60 |
55 |
55 |
50 |
50 |
Челночный бег 3 х 10 м; с |
10,0 |
10,5 |
9,7 |
10,2 |
9,2 |
9,9 |
Техническая и плавательная подготовка |
Длина скольжения; м |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
Кроль на груди |
25 м – 0.45,00 |
25 м – 0.50,00 |
50 м – 1.00,00 |
50 м – 1.05,00 |
100 м – 1.20,00 |
100 м – 1.28,00 |
Кроль на спине |
25 м – 0.50,00 |
25 м – 0.55,00 |
50 м –1.05,00 |
50 м – 1.10,00 |
100 м – 1.30,00 |
100 м – 1.40,00 |
Максимальный состав группы определяется с учетом СанПиН 2.4.4.1251-03, соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Минимальное количество обучающихся в группе – 10 человек, максимальное количество – 15 человек.
К реализации программы допускаются специалисты с высшим или средне-специальным педагогическим образованием по профилю «Физическая культура».
Результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного материала по программе. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям плаванием, накоплении знаний и формировании умений. Личностные результаты, формируемые в ходе обучения плаванию, отражают:
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные результаты отражаются, прежде всего, в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, формулировать для себя новые задачи и выбирать наиболее эффективные способы их решения;
- умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий;
- умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование. Предметные результаты отражают:
- понимание роли и значения плавания в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоений умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью, планировать содержание этих занятий;
- знание правил поведения и техники безопасности при занятиях плаванием, посещении бассейна;
- овладение подготовительными и специальными упражнениями пловца;
- совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине;
- освоение с водой и овладение обучающимися техниками плавания баттерфляем и брассом.
Подведения итогов освоения программы проводятся в виде открытых занятий или соревнований с приглашением родителей занимающихся.
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются:
- регулярность посещения занятий;
- положительная динамика развития физических качеств, занимающихся;
- уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической
культуры и спорта, гигиены, самоконтроля;
- уровень владения техниками плавания и физического развития (Таблицы 2-4).
Полная информация во вложении.
|