I. Пояснительная записка.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления - гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Цель:
• формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи данного курса
• формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
• увеличение объёма внимания и памяти.
• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
• развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
• формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Форма и режим занятий:
Курс занятий по математике рассчитан на работу с детьми 6-7 лет в группах не более 15 человек.
Занятия проводятся по 2 часа в неделю в течение 3 месяцев (25 занятий )
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дошкольник должен знать:
• связи и зависимости между предметом по размеру, расположению в пространстве, количеству;
• формы плоских фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• числа и цифры в пределах 10;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место чисел среда других чисел ряда;
• состав чисел из двух меньших чисел.
• пространственно - временные представления (слева, справа, внутри, снаружи, раньше, позже);
Дошкольники должны уметь:
• самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части;
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
находить части целого множества и целое по известным частям.
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >);
• различать величины: длину и способы её измерения;
• измерять длину предметов, отрезки прямых линии с помощью условных мер;
• понимать зависимость между величиной меры и числом;
• делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
• сравнивать целый предмет и его часть.;
• соотносить величину предметов и частей;
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, проводить их сравнение;
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов;
• пользоваться знакомыми обозначениями;
• определять временные отношения
II. Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятий Всего часов Теоретические занятия
1 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. 1 1
2 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства 1 1
3 Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения 1 1
4 Удаление части из целого. Представление о действии вычитания 1 1
5 Число 1 и цифра 1. 1 1
6 Пространственные отношения: слева, справа, между, посередине. 1 1
7 Число 2 и цифра 2. 1 1
8 Представление о точке, линии, отрезке, луче. 1 1
9 Число 3 и цифра 3. 1 1
10 Представление о ломаной линии и многоугольнике. 1 1
11 Число 4 и цифра 4. 1 1
12 Представление о числовом отрезке. 1 1
13 Число 5 и цифра 5. 1 1
14 Обозначение отношений: больше-меньше 1 1
15 Число 6 и цифра 6. 1 1
16 Пространственные отношения: длиннее-короче. Зависимость результата сравнения от величины и мерки. 1 1
17 Число 7 и цифра 7. 2
18 Число 8 и цифра 8. 2
19 Число 9 и цифра 9. 2
20 Число 0 и цифра 0. 2
21 Закрепление. 1
ИТОГО: 25
III. Содержание программы
Тема №1 (1 час)
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
Основные вопросы:
Свойства (признаки ) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал. Выделение предметов из групп по заданным свойствам.
Обучающийся должен знать:
• связи и зависимости между предметом по размеру, расположению в пространстве, количеству;
• формы плоских фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
Обучающийся должен уметь:
• самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество; считать до 10 и дальше;
• делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;
• сравнивать предметы по форме;
• узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов;
Тема №2 (1 час)
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства
Основные вопросы:
Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными свойствами. Сравнение групп предметов по цвету, размеру и форме, умение выразить в речи признаки сходства и различия.
Обучающийся должен знать:
• связи и зависимости между предметом по размеру, расположению в пространстве, количеству;
• формы плоских фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
Обучающийся должен уметь:
• самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
• сравнивать предметы по форме;
• узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов.
Тема №3 (1 час)
Отношение : часть-целое. Представление о действии сложения.
Основные вопросы:
Понятие части и целого. Связь между частями и целым. Выделение части совокупности, разбиение предметов на части по заданному признаку. Сложение как объединение совокупности предметов. Запись сложения с помощью знака + . Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• связи и зависимости между предметом по размеру, расположению в пространстве, количеству;
• прямой и обратный счет в пределах 10;
Обучающийся должен уметь:
• самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество;
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям;
• записывать действие сложения с помощью знака +;
• различать величины: длину и способы её измерения;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №4 (1 час)
Удаление части из целого. Представление о действии вычитания
Основные вопросы:
Выделение части совокупности. Разбиение предметов на части по заданному признаку. Установление связей между частями и целым, Вычитание как удаление совокупности предметов её части. Запись вычитания с помощью знака -.
Обучающийся должен знать:
• связи и зависимости между предметом по размеру, расположению в пространстве, количеству;
Обучающийся должен уметь:
• самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части;
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям;
• делить предметы (фигуры) на несколько равных частей.
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №5 (1 час)
Число 1 и цифра 1
Основные вопросы:
Соответствия между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 1. Место числа 1 среди других чисел ряда. Написание цифры 1. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• число и цифру 1;
• место числа 1 среди других чисел ряда;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• прямой и обратный счет в пределах 10;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;
• считать до 10;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
• соотносить цифру 1 и количество предметов.
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №6 (1 час)
Пространственные отношения: слева, справа, между, посередине.
Основные вопросы:
Пространственные отношения: впереди, сзади, между, рядом, на, над, под, внутри, вне, слева, справа, посередине. Ориентация в направлении движения в пространстве. Расположение предметов в порядке возрастания и убывания.
Обучающийся должен знать:
• пространственные отношения: слева, справа, между, посередине;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям;
• считать до 10;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
• составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме;
• узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
Тема №7 (1 час)
Число 2 и цифра 2.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 2. Место числа 2 среди других чисел ряда. Написание цифры 2. Рассмотрение числовых равенств. Состав числа 2. Понятие пары. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• число и цифру 2;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 2 среди других чисел ряда;
• состав числа 2;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям.
• считать до 10;
• соотносить цифру 2 и количество предметов;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность
стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №8 (1 час)
Представление о точке, линии, отрезке, луче.
Основные вопросы:
Точка. Линия. Отрезок. Луч. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• особенности точки, линии, прямой, отрезка;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям.
• считать до 10;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, проводить их сравнение.
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
• составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме;
• узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями
Тема №9 (1 час)
Число 3 и цифра 3
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 3. Место числа 3 среди других чисел ряда. Написание цифры 3. Числовые равенства. Состав числа 3. Сравнение совокупности предметов по количеству с помощью сравнения пар и использования для сравнения знаков равно и неравно.
Обучающийся должен знать:
• число и цифру 3
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 3 среди других чисел ряда;
• состав числа 3;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям;
• соотносить цифру 3 и количество предметов;
• считать до 10;
• сравнение совокупности предметов по количеству с помощью сравнения пар и использования для сравнения знаков равно и неравно;
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, проводить их сравнение;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
• обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №10 (1 час)
Представление о ломаной линии и многоугольнике.
Основные вопросы:
Ломаная линия. Многоугольник. Моделирование и конструирование из геометрических фигур. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• особенности ломаной линии;
• формы плоских фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;
• считать до 10;
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
• составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №11 (1 час)
Число 4 и цифра 4.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями; место числа среди других чисел ряда. Введение и изучение числа 4. Написание цифры 4. Числовых равенств. Состав числа 4. Решение простых задач на сложение и вычитание. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• число и цифру 4;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 4 среди других чисел ряда;
• состав числа 4;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям.
• считать до 10;
• соотносить цифру 4 и количество предметов;
• сравнивать предметы по форме;
• узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов
Тема №12 (1 час)
Представление о числовом отрезке.
Основные вопросы:
Понятие числового отрезка. Присчитывание и отсчитывание по числовому лучу одну единицу. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• понятие-числовой отрезок;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
• находить части целого множества и целое по известным частям.
• считать до 10;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники. Проводить их сравнение;
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
• составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
Тема №13 (1 час)
Число 5 и цифра 5.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями.. Введение и изучение числа 5. Место числа 5 среди других чисел ряда Написание цифры 5. Числовых равенств. Состав числа 5. Прямой и обратный счет в пределах 10. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Решение простых задач на сложение и вычитание.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• число и цифру 5;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 5 среди других чисел ряда;
• состав числа 5;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
находить части целого множества и целое по известным частям.
• считать до 10 и дальше.
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
• соотносить цифру 5 и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №14 (1 час)
Обозначение отношений: больше - меньше
Основные вопросы:
Сравнение чисел с помощью составления пар. Введения знаков > или < . Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Обучающийся должен знать:
• знаки < , >;
• понятие - неравенство;
Обучающийся должен уметь:
• устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-5) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =% <, >).
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №15 (1 час)
Число 6 и цифра 6.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 6. Место числа 6 среди других чисел ряда. Написание цифры 6. Рассмотрение числовых равенств. Состав числа 6. Решение простых задач на сложение и вычитание. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• число и цифру 6;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 6 среди других чисел ряда;
• состав числа 6;
Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше.
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
• соотносить цифру (0-6) и количество предметов.
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №16 (1 час)
Пространственные отношения: длиннее - короче. Зависимость результата сравнения от величины и мерки.
Основные вопросы:
Отношения: длиннее - короче, шире - уже, толще - тоньше. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Обучающийся должен знать:
• пространственные отношения: длиннее - короче. *ш
• зависимость результата сравнения от величины и мерки.
• Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-6) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
• различать величины: длину и способы её измерения.
• измерять длину предметов, отрезки прямых линий с помощью условных мер, понимать зависимость между величиной меры и числом.
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
• составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме;
• узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №17 (2 часа)
Число 7 и цифра 7
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями; Введение и изучение числа 7. Место числа 7 среди других чисел ряда. Написание цифры 7. Числовых равенств. Состав числа 7. прямой и обратный счет в пределах 10. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Решение простых задач на сложение и вычитание.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• число и цифру 7;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 7 среди других чисел ряда;
• состав числа 7; ^
Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-7) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
• различать величины: длину и способы её измерения;
• измерять длину предметов, отрезки прямых линий с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №18 (2 часа)
Число 8 и цифра 8.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 8. Место числа 8 среди других чисел ряда Написание цифры 8. Числовые равенств. Состав числа 8. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• число и цифру 8;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 8 среди других чисел ряда;
• состав числа 8;
Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-8) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >);
• различать величины: длину и способы её измерения;
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники. Проводить их сравнение.
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №19 (2 часа)
Число 9 и цифра 9.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 9. Написание цифры 9. Числовые равенств. Состав числа 9. Место числа 9 среди других чисел ряда. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка решение простых задач на сложение и вычитание.
Обучающийся должен знать:
• число и цифру 9;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 9 среди других чисел ряда;
• состав числа 9;
Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >);
• различать величины: длину и способы её измерения;
• измерять длину предметов, отрезки прямых линий с помощью условных мер, понимать зависимость между величиной меры и числом;
• делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть,
соотносить величину предметов и частей.
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники;
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Тема №20 (2 часа)
Число 0 и цифра 0.
Основные вопросы:
Соответствие между порядковыми и количественными числителями. Введение и изучение числа 0. Написание цифры 0. Рассмотрение числовых равенств. Прямой и обратный счет в пределах 10. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Обучающийся должен знать:
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке;
• место числа 0 среди других чисел ряда;
Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >);
• различать величины: длину и способы её измерения;
• измерять длину предметов, отрезки прямых линий с помощью условных мер;
• понимать зависимость между величиной меры и числом;
• делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
• сравнивать целый предмет и его часть;
• соотносить величину предметов и частей;
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, проводить их сравнение;
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
Тема №21 (1 час)
Закрепление.
Основные вопросы:
Прямой и обратный счет в пределах 10. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Решение простых задач на сложение и вычитание.
Обучающийся должен знать:
• формы плоских фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
Обучающийся должен уметь:
• считать до 10 и дальше;
• называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
• соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
• присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку;
• выполнять действия с помощью числового отрезка;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <5 >);
• различать величины: длину и способы её измерения;
• измерять длину предметов, отрезки прямых линий с помощью условных мер;
• понимать зависимость между величиной меры и числом;
• делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
• сравнивать целый предмет и его часть;
• соотносить величину предметов и частей; т>
• различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, проводить их сравнение;
• воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
• сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
• ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
• определять временные отношения
IV. Методическое обеспечение
Ведущие методы и приемы
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся:
словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи информации с помощью практической деятельности.
приемы: беседа, рассказ, работа в тетради.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
1. Эмоционально:
приемы: поощрение, порицание, создание ситуации успеха.
2. Познавательные:
примы: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, побуждение к поиску альтернативного решения.
3. Волевые:
приемы: предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения,
прогнозирование будущей деятельности.
Методы контроля и самоконтроля:
1.Устные:
приемы: индивидуальный опрос.
2. Самоконтроль:
приемы: самоконтроль по образцу.
Технологии:
• проблемное обучение;
• личностно-ориентированное обучение;
• информационно-коммуникативные.
Организационные формы работы
• фронтальные
• групповые
• индивидуальные
• парные
Формы контроля
Занятия курса не оцениваются
Планируемые результаты обучения
Выпускник курса знает связи и зависимости между предметом по размеру, расположению в пространстве, количеству; формы плоских фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); прямой и обратный счет в пределах 10; числа и цифры в пределах 10; пространственно - временные представления ( слева, справа, внутри, снаружи, раньше, позже); умеет самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части; устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям; считать до 10 и дальше; называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10; соотносить цифру (0-9) и количество предметов; присчитывать и отсчитывать единицы по числовому отрезку; вьшолнягь действия с помощью числового отрезка; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -? =, <5 >); различать величины: длину и способы её измерения; измерять длину предметов, отрезки прямых линий с помощью условных мер; понимать зависимость между величиной меры и числом; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.; соотносить величину предметов и частей; различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, проводить их сравнение.
Организация учебного процесса
Условия реализации программы
Психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
|