Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Программа секционных занятий по баскетболу для студентов СПО

СКАЧАТЬ (50.7 Kb) 21.06.2021, 18:55
Веселкова Екатерина Алексеевна
преподаватель, БПОУ УР "Глазовский технический колледж"
ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания школьников и студентов. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию подростков, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у студентов морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивныхnip. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

Современный баскетбол это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.

Баскетболист сегодня это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке. Основополагающие принципы:

1. Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

2. Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменение нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

3.1 Преемственность определяет последовательность изложения
программного материала по папам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

В группы начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющиеразрешение врача. Па этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный лап подготовки. Перевод спортсменов в группу следующего года тренировочного процесса производится решением тренерского совета на основании выполнения нормативных показателей общей, специальной физической подготовки и игровой практики.

Баскетбол - вид спорта, который хорошо воспитывает волевые качества. Выработка этих качеств тесно связана со спортивным совершенствованием. Воля воспитывается и проявляется во время приобретения и преодоления различных трудностей. Чаше всего они связаны с преодолением нагрузок, с решительностью действий в изменяющейся игровой обстановке, а также преодолевать отрицательные психологические явления (волнение, боязнь противника, неуверенность в победе). Основным средством воспитания волевых качеств баскетболистов является систематическое выполнение упражнений, •требующих мобилизации волевых усилий. Чтобы научиться играть в баскетбол надо овладеть многими техническими приемами: передачи, броски, ловля, ведение мяча, всевозможные передвижения с мячом и без мяча, повороты, финты, остановки, прыжки.

 
Характеристика двигательной деятельности
баскетболиста

 
Баскетбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нес характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой, баскетболистов различают по амплуа: центровой игрок - должен быть высокого роста, атлетическою телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью; крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство Времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно; защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

Распределение игроков по функциям - Один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение па площадке, по и их психофизиологические особенности.

Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегральным сенсомоторным показателем является "чувство времени", которое Можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистом;. В основе развития "чувства' времени" лежит деятельность комплекса анализаторов, гак как восприятие времени связано с пространственным восприятием.

Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть Планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения. Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков. Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзин)'. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимальною потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала. Важный показатель

функционального состояния организма сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно значь тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд\мин, уровень потребления кислорода - 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд\мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от М11К; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд\мин, величина кислородного долга 5-7 л\мин.

За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энергозатраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.

 
Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста.

Но характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая "взрывная" сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время-прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. Скорость и сила - основа прыжка.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости ; чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию баскетбола).

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника. Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман. По статистике он не один сезон был на первом месте но подборам мяча. Хотя Родман и не очень высокого роста (у пего нет и двух метров), а подбор забирал и у более высокорослых игроков, чем он сам.

Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении - отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против нею выполнять игровые действия в защите. Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог "перевисеть" в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается "бросок сверху" - это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска 'й практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки НБА, в отличие от российских баскетболистов. Даже, обладая ростом ниже 170 см, у некоторых игроков, они легко могут забить мяч сверху. Может быть, поэтому сборная команда США уже многие годы считается непобедимой командой на всей планете. 

Еще скоростно-силовые качества применяются в тире при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь -У высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Опять же в НБА лучшим по накрыванию мяча долгое время считался Оладживон. В среднем он выполнял 2-3 накрывание броска в одной игре. Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Ike это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть - это важное качество для игры в баскетбол. И согласиться со словами А.Я. Гомельского: "Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу "на втором этаже".

Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств.

 
В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются "'сенситивными" периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название "критических". По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

Координационные способности - наибольший прирост с 5 до 10 лет; быстрота - развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
сила - развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
скоростно-силовые качества развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14-16 лет;
гибкость - развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 -8 лет, 9-10 лет, 1 1 -12 лет, 14 -17 лет (девочки); выносливость - развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.

В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5-10 лет. Для более успешного совершенствования в техническойподготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности.

 
Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня развития скоростно-силовыхкачеств.
 
Для написания этой программы необходимо сравнить нормативные требования в общеобразовательной школе и ДЮСШ в скоростно-силовых упражнениях в возрасте. В данном случае примером послужит тест прыжок в длину с места.

К учащимся в ДЮСШ предъявляют довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести). Значит, на тренировочных занятиях должно уделяться больше внимания развитию физических качеств по сравнению с уроком физкультуры. Какими бы мы не обладали природными задачками, высокого уровня развития прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость). Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются:

метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:
- изменение возбудимости центральной нервной системы
восстановление показателей вегетативной системы (пульс, Щ давление),связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, Щ чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опороно-мышечный аппарат, воздействовать па сердечнососудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30%.

- Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха

- Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскочил после выполненного броска по кольцу противником. И если баскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена - насколько он активен в игре.

- В последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц.

Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.

Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота.

Поэтому необходимо развивать силу мыши разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег. Некоторые исследователи, преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскока достаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста (О. Фонский, О. Джонсон, Л. Баранский и др.).

Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственною тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).

Упражнения, воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:
1 .упражнения преимущественного скоростного характера.
2.упражнения преимущественного силового характера.

Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая Л прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению «ахиллова» сухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но
эффективные упражнения.

Сначала необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плачах. Эффективными для укрепления; стопы и голени могут быть прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание пот в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой - в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений.

При составлении нашей программы для развития скоростно-силовых качеств было просмотрено и изучено несколько программ различных авторов. В каждой из этих программ можно было увидеть положительные и отрицательные моменты. Например, 'такие авторы, как: Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко в большей степени на тренировочных занятиях I предлагают использовать упражнения с отягощениями. А в качестве отягощений они рекомендуют штанги, гири, гантели и т. п. В их программе присутствуют такие упражнения, как приседания со штангой на плечах и др. В этом и есть отрицательный компонент этой программы. Для того чтобы на тренировках по баскетболу использовать штанги, гири для этого нужен специальный зал, специальное оборудование. Также требуется время на то, чтобы с детьми посещать тренажерный зал, в котором нужна повышеннаятехника безопасности. Рассматривая программу О.В. Жбанкова , мы увидели несколько упражнений, негативно влияющих на здоровье молодого :баскетболиста. Одно из них: прыжки с ноги на ногу. Это задание требует от коленного сустава больших напряжений. После полета при приземлении на опорную ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав, а связочный аппарат суставной сумки еще довольно слаб, поэтому могут происходить микротравмы, которые, в последствии, перейдут в серьезную травму. Это отрицательный момент программы. В этой программе были описаны стандартные упражнения, применяемые в тренировочном процессе многими тренерами: прыжки через скамейку, прыжки на скакалке, прыжковые упражнения и т. д. одно из эффективных упражнений у Жбанкова является запрыгивание па опору. Это задание способствует; развитию прыгучести, т. к. оно является соревновательным, т. е. применяется в игре. Запрыгивание на опору позволяет усваивать "зависание" игрока в воздухе при выполнении бросков по кольцу. Это упражнение было включено нами в экспериментальную программу для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов. Л.И. Пьязин предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола (что немало важно в баскетболе). И так, просмотрев многие методики различных авторов по развитию прыгучести у баскетболистов, мы отобрали из всех предлагаемых упражнений наиболее, на наш взгляд, эффективные и благоприятно влияющие на здоровье занимающихся. Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в группе:

1.Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух йог. 3-4 скамейки по 4-5 серий.
2. И.п. - скамейка между ног - запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10¬15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по 10-15 повторений, отд. = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, t отд. = 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3-4 прямых по 10-15 м. На тренировочных занятиях в группе эта программа применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то баскетболистам предлагалось 4 упражнения и 2 упражнение для развития другого качества. Па тренировках в этой группе в большей степени использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физических качеств.

 
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
 
Гимнастические упражнения как одно из средств ОФП юных с 1екегболистов должны быть преимущественно направлены на развитие ловкости, гибкости, силы и быстроты. Большая ценность общих развивающих упражняй (ОРУ) состоит в том, что они позволяют оказывать избирательное и разностороннее воздействие на занимающихся. 11ри проведении ОРУ нужно придерживаться следующих правил: упражнения должны идти одно за другими так, чтобы нагрузка увеличивалась постепенно.

- в работу должны последовательно включаться различные части тела - это повышает эффективность мышечных усилий и создаёт условия для отдыха мышц.
- вначале надо давать простые упражнения, в которых участвуют большие группы мышц.
- после интенсивных упражнений следует выполнять упражнения в расслаблении. Необходимо постоянно обращать внимание на упражнения, обеспечивающие воспитание правильной осанки.

Строевые упражнения.
Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построения, выравнивание строя, расчёт по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановки. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса.
Из различных и.п. (в о.с, на коленях, сидя, лёжа) сгибание и разгибание рук, вращение, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разноимённо. То же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног.
Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады; пружинистые покачивания в выпадах; подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т. п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.

Упражнения для шеи и туловища.
Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища; поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине; из положения лёжа на спине переход в положение идя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из и.п. лёжа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мыши.
Могут выполняться с короткой и длинной скамейкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

Упражнения для развития силы.
Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивания из виса, отжимания в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивление партнёра. Переноска и перекидывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажёре типа-'геркулес". Борьба. Гребля.

Упражнения для развития быстроты.
Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м. со старта или с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстры спортсмен). Выполнение ОРУ в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости.
ОРУ с широкой амплитудой движения. Упражнения с партнёром (пассивные наклоны; отведения ног, рук до предела; мост; шпагат). Упражнения с гимнастическими палками или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперёд, вниз, за голову, на спину). Перешагивание и перепрыгивание, "выкруты" и круги. Упражнения на гимнастической стенке и гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости.
Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперёд, назад, в стороны; с места, с разбега, с прыжка. Перевороты вперёд, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Опорные прыжки через козла, коня. Прыжки с подкладного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование 2 3-мя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа полоса препятствий.
С перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками; с различными перемещениями; переноска нескольких предметов одновременно (4-х баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини футбол, теннис большой и малый (настольный), волейбол, бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Прыжки в высоту через препятствия, планку; в длину с места; многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), чехарда. Прыжки в глубину. Нет и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание мяча. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости.
Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девочек до 3000 м., для мальчиков до 5000 м. Дозированный бег но пересечённой местное™ от 3 мин. до 1 ч. (для разных возрастных групп), Плавание с учётом и без учёта времени. Ходьба на лыжах с подъёмами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3000 - 10000 м. на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини футбол. Марш бросок. Туристические походы.

 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м. из различных положений (сидя, стоя, лёжа) лицом, боком, спиной вперёд. Бег с мах.частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: гонку за партнёром, в соревновании с партнёром за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагами, лицом и спиной вперёд, челночный бег с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, на и.г дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определённом количестве прыжков; на количество прыжков определённом отрезке от 10 до 50 м.). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через "канавку" и с продвижением вперёд, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево) носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнёр. Из упора лёжа, подпрыгнуть, одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимания). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение, лёжа на спине, на скамейке. Метание мячей различного веса и объёма (теннисного, хоккейного, набивного мяча) на точность, дальность, быстроту. Метание мячей с отскоком от поверхности воды. Метание палок ("городки"). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному) в прыжке, с места, с разбега в стену, через волейбольную сетку, через верёвку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через верёвку на точность попадания. Падение на руки вперёд, в стороны с места и е прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку

Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу, на стене, в ворога.

Упражнения для развития игровой ловкости.
Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в степу (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперёд и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полёта (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в иол, передвигаясь по скамейке; ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнёра. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнёров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости.
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлинённым временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

 
ТАКТИКА БАСКЕТБОЛА
 
Тактика игры в нападении и тактика игры в защите совершенно равноценны по своему значению. Это обусловлено тем, что тактически правильно построенное нападение ещё не обеспечивает победы над противником, если в тактике защиты есть серьёзные изъяны, и наоборот.

Выбор тактики в матче зависит как от возможностей своей команды, так и от возможностей команды противника. Зная, на что способна его команда, и изучив противника, тренер намечает тактические варианты ведения игры.

Тактика нападения на начальном этапе подготовки спортсменов:
Выход для получения мяча, выход для отвлечения противника, розыгрыш мяча, атака корзины, "передай мяч и выходи", наведение, пересечение.

Тактика защиты на начальном этапе подготовки спортсменов:
Противодействие получению мяча, противодействие выходу на свободное место, противодействие розыгрышу мяча, противодействие атаке корзины, подстраховка, система личной защиты.

В группах начальной подготовки техническая подготовка преобладает над тактической, так же как общая физическая подготовка над специальной.

 
ТЕХНИКА БАСКЕТБОЛА
 
Подразделяется на технику игры в нападении, которая позволяет баскетболистам атаковать и увеличивать результат, и на технику игры в защите, при помощи которой баскетболисты сдерживают атаки соперников.

Оба раздела техники одинаково важны, т.к. каждый игрок должен хорошо владеть техническими приемами.

Техника - это фундамент баскетбола, та основа, на которой строится вся игра. Поэтому правильное и планомерное овладение техническими приемами имеет первостепенное значение для формирования баскетболиста.

Техника игры нападения на начальном этапе подготовки спортсменов:
Бег, остановки, повороты на месте и в движении, ловля мяча двумя руками на месте и в движении, ловля мяча двумя руками в прыжке, ловля мяча двумя руками при встречном движении, ловля мяча двумя руками при поступательном движении ловля мяча двумя руками при движении сбоку, ловля мяча одной рукой на месте и в движении, передача мяча двумя руками сверху, передача мячадвумя руками от плеча (с отскоком), передача мяча двумя руками от груди (с отскоком), передача мяча двумя руками снизу (с отскоком), передача мяча двумя руками с места и в движении, передача мяча двумя руками в прыжке, передача мяча двумя руками (встречные), передача мяча двумя руками (поступательные), передача мяча одной рукой сверху, передача мяча одной рукой от головы, передача мяча однойрукой от плеча (с отскоком), передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком), передача мяча одной рукой снизу (с отскоком), передача мяча одной рукой с места и в движении, ведение мяча с высоким отскоком, ведение мяча с низким отскоком, ведение мяча со зрительным контролем, ведение мяча без зрительного контроля, ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой, ведение мяча по дуге, ведение мяча по кругу, ведение мяча зигзагом, броски в корзину двумя руками сверху, броски в корзину двумя руками от груди, броски в корзину двумя руками снизу, броски в корзину двумя руками с отскоком от щита, броски в корзину двумя руками с места, броски в корзину двумя руками в движении, броски в корзину двумя руками (ближние), броски в корзину двумя рукамипрямо перед щитом, броски в корзину двумя руками под углом к щиту, броски в корзину двумя руками параллельно к щиту, броски в корзину одной рукой сверху, броски в корзину одной рукой от плеча, броски в корзину одной рукой снизу, броски в корзину одной рукой с отскоком от щита, броски в корзину одной рукой с места и в движении, броски в корзину одной рукой в прыжке, броски в корзину одной рукой прямо, под углом, параллельно к щиту.

Техника игры защиты на начальном этапе подготовки спортсменов:
Стойка с выставленной вперёд ногой; стойка с расположением ступней на одной линии; стойка защитника, опекающего центрового сбоку, спереди; перемещения приставными шагами, перемещения спиной вперёд; выбивание мяча при ведении, вырывание мяча из рук противника.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
 
Повышение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.

Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют мах. требования к мышцам, связкам сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростным усилием.

Средства восстановительных мероприятий: массаж, сауна, баня, смена игровой деятельности на циклическую (ходьба на лыжах, плавание).


Категория: Блоги | Добавил: 08031982kat
Просмотров: 422 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог