Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Программа внеурочной деятельности "Без знания прошлого, нет будущего"

СКАЧАТЬ (2.07 Mb) 08.05.2023, 13:28
Перфильева Алена Геннадьевна
учитель, реализующий программы начального общего образования, МОУ Школа 323 г.Черемхово
Оглавление
 
    страницы
  1.  
Пояснительная записка 3-9
  Цель и задачи 3
  Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово» 3
  Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности 5
  Место учебного предмета в плане внеурочной деятельности 5
  Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово» 6
  Цели  и задачи курса первого года обучения 8
  Цели  и задачи курса второго года обучения 8
  1.  
 Учебно- тематический   план 9.
  1.  
Тематическое планирование 3 класс 10.
  1.  
Содержание курса 3 класса 12
  1.  
Тематическое планирование 4 класс 13
  1.  
Содержание курса  4 класса 14
  1.  
Рекомендуемая литература 16
  1.  
Материально- техническое обеспечение 16
  1.  
Приложение 1
Картотека игр
17
  1.  
Приложение 2.
Картотека дидактических  и настольных игр к программе внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово»

 
26
  1.  
Приложение 3
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
27
  1.  
Приложение 4
Оценочный материал
28
  1.  
Приложение 5
Итоговые проекты детей

 
29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа  внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово» имеет социальную направленность.  Ведущей целевой установкой  ФГОС является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, своей малой Родине. Только научившись любить свой город, улицу, можно говорить о любви к Родине, своему народу. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Черемховской земле.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОС ОО.
Программа    внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово»  для 3-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Черемхово, моё Черемхово» является авторской и опирается на курс  внеурочной деятельности Смирнова Д.В «Юные музееведы».

Цель программы: формирование гражданской идентичности  школьника и расширение собственного культурного опыта, развитие интереса к истории Иркутской  области и родного города

Задачи программы:
1) Познакомить с историей возникновения и развития родного края, города.
2) Развивать творческие способности ребенка, формировать интерес к проектной и  исследовательской деятельности.
3) Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре; формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми;  совершенствовать  нравственные качества, ориентация на общечеловеческие ценности.

Общая характеристика  курса внеурочной деятельности
Программа «Черемхово, моё Черемхово» предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего города, но и способствует развитию потребностей о действенной заботе будущего родного Черемхово, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведение – это знание о ближней родине, от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Историческое краеведение – это знание о прошлом родного края, о его сегодняшнем дне и перспективах развития. Краеведение помогает узнать учащимся историю своей семьи, родной школы,  города, области. Занятия помогут юным краеведам-историкам  получить ответы на вопросы: Кем были мои предки? Когда они обосновались в наших местах? Откуда они пришли и чем занимались? Какой вклад внесли мои родственники и знакомые в становление своего микрорайона, в годы ВОВ и т.д. Изучение краеведческого материала в рамках данной программы непосредственно связано с исследовательской деятельностью, поэтому учащиеся со школьной скамьи обучаются научному подходу в решении различных проблем, что пригодится им в дальнейшей жизни.
При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, экологии и литературы.
В  условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности  педагога и учащихся. Широко использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы во внеурочной деятельности.
Данная программа осуществляет системно - деятельностный подход в обучении своего родного края. Обучающиеся выступают не как объекты учебных воздействий, а как субъекты всех видов деятельности. Программа ориентирована на активное участие самих школьников в приобретении информации.
Данная программа активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира, пробуждает эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. Знание учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, увлеченность, добровольность,  субъектность,  деятельностный и личностный подходы,  преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по краеведческому материалу основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и коллективная работа (экскурсии, занятия на природе, посещение музеев и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
         С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Виды деятельности:
- теоретические (беседы, викторины);
- практические ( экскурсии, встречи, самостоятельная, групповая работа)
- игровая деятельность;
- проектная деятельность.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности,  возможность участвовать в
  конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями

Ценностные ориентиры содержания  курса внеурочной деятельности
Занятия нацелены на формирование школьников устойчивого интереса к истории своего города. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность- самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсий, научно- исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
 По окончании курса дети должны знать: историю своей семьи, города Черемхово, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие города и региона, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле во внеурочной деятельности.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно- исследовательскую работу.
Весь материал разбит на тематические разделы: "Мой  край  на  карте  России", "Что дает наш  город стране", "Мой родной  город", "Моя  улица", "Я и моя  семья", "Я и моя  школа", «Наш край  богат  талантами",  "Мой  город  в  годы  ВОВ",  "Природа  нашего  края". Отбор материала по разделам произведён с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Сильной стороной программы является её прикладная направленность и  игровая  деятельность.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникационных компетентностей  учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает  ощутить свою связь с прошлым и настоящим  малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово», призвана развивать личность ребенка  путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науки в целом и к краеведению в частности.

Место учебного предмета в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Черемхово, мое Черемхово»  рассчитана на 2 года и предназначена для обучающихся 3-4 классов в объеме 1 час в неделю всего- 68 часов ( 34 часа в 3 классе, 34 часа в 4 классе). Для каждого года обучения определены цели, поставлены задачи и разработано тематическое планирование. Прослеживается преемственность в темах, их усложнение от года к году. 
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в музее, в библиотеке, на природной площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию  интерес  к курсу усиливался, так как на многие  привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Основным критерием результативности занятий внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия; активная познавательная позиция младшего школьника;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом исследовательской, проектной и самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края.

Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Черемхово, моё Черемхово»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Ученики должны:
  • Знать историю города Черемхово от его освоения;
  • Знать самые известные достопримечательности города, знаменитых архитекторов и скульпторов;
  • Знать известных и знаменитых земляков прославивших родной край
  • Знать  о подвигах черемховцев в годы войны, мемориалы воинской славы в нашем городе;
  • Уметь ориентироваться на карте Иркутской области и города Черемхово.
В ходе реализации программы «Черемхово, моё Черемхово» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:
Ученик  научится:
  • Ориентироваться  в важнейших для страны и региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
  • Приобретать  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  •  Ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и других людей;
  • приобретать   способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования основ гражданской   идентичности личности в форме осознания  «Я» как гражданина Черемхово, чувства сопричастности и гордости за свой край.

Метапредметные
Ученик   научатся:
  • Планировать  свои  действия в соответствии  с  поставленной целью и условиями ее реализации;
  • Проявлять инициативу  действия в межличностном сотрудничестве ;
  • Использовать внешнюю  и  внутреннюю  речь для  целеполагания, планирования и регуляции  своей  деятельности;
  • Ученик   получит  возможность научиться:
  • Анализировать  и синтезировать необходимую  информацию;
  • Повысить творческую  активность и  самостоятельность;
  • Самостоятельно адекватно  оценивать  правильность  выполнения  действия  и вносить необходимые  коррективы  в  исполнение, как  по ходу его  реализации, так  и  в  конце  действия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научатся:
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик   научатся:
  • Осуществлять поиск и отбор необходимой информации используя справочную литературу, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые);
  • Строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Строить рассуждения  в  форме связи простых суждений  об  объекте его строении, свойствах и связях;
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Устанавливать аналогии.
Ученик   получит возможность научиться :
  • Осуществлять расширенный  поиск информации с использованием ресурсов библиотек  и сети Интернет;
  • Записывать, фиксировать информацию, включающие установление причинно-следственных  связей
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик   научатся:
  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • Строить понятные  для  партнера  высказывания, учитывающие, что  партнер  знает и видит, а  что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Контролировать действия  партнера;
  • Использовать речь  для  регуляции  своего  действия;
  • Адекватно  использовать речевые  средства  для  решения  различный  коммуникативных задач, строить  монологическое  высказывание, владеть диалогической  формой речи;
Ученик   получат  возможность:
  • Владеть монологической и диалогической  формами речи ;
  • Формировать  навыки  коллективной  и организаторской  деятельности;
  • Аргументировать  своё  мнение, координировать  его  с позициями  партнеров  при  выработке  общего  решения  в  совместной  деятельности;
  • Адекватно  использовать речевые  средства  для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных  задач.
 Предметные
В  ходе  реализации  программы   у учащихся  сформируется:
  • Приобщение  к  культурному  наследию города других горожан, одноклассников и родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектах, желания «Делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Черемхово- города шахтеров.
Ученик  научатся:
  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечениях, учебных заведениях, библиотеках, в домах культуры) в научно-популярной литературе, интернете, на карте, периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте и схеме Черемхово;
  • Извлекать информацию из городской среды, из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми черемховцами;
  • Объяснять понятия «Мой город», «Мой край», «Малая родина», «Культура», «Городская среда», «Облик города» и использовать эти понятия.
Цели курса первого года обучения:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образовании, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

Задачи:
  • развивать интерес к  истории своего города Черемхово;
  • научить работать с картой РФ, определять страны, с которыми граничит наша страна, область, город;
  • закрепить понятие о многонациональности России,
  • научится быть толерантным к людям других национальностей,
  • научить понимать и ценить особенности национального характера народов России,
  • познакомить с Конституцией – основным законом, по которому живёт государство, с правами и обязанностями гражданина своей страны
  • формировать умение устанавливать социальные связи.
Цели курса второго года обучения:
  • Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта.
  • Воспитывать любовь к своей малой родине.
  • Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
  • Пробудить познавательный интерес к истории  родного края.
  • Знакомство учащихся с  историческим наследием.
Задачи:
  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
  • Развитие любознательности и желания получать знания.
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.
  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.
  • Учить любить историю своего края.
  • Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
  • Пробудить у учащихся интерес к  истории родного края.
 
Полная информация во вложении


Категория: Блоги | Добавил: 89021744622
Просмотров: 220 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог