МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №73»
Утверждаю Рекомендовано
Директор МБОУ «Гимназия №73» к работе педагогическим
________________Одинец Т.Б. советом МБОУ «Гимназия №73»
Протокол №1 от « » августа 20 г.
Обсуждено на
методическом объединении
классных руководителей
Протокол №1 от « » августа 20 г.
Рабочая программа курса
«География туризма»
внеурочной деятельности
для 11 классов
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
учитель МОУ «Гимназия№73»
Макашова И.М.
Новокузнецк, 2020
1. Пояснительная записка
В соответствии с п. 18.2.2 ФГОС СОО рабочая программа курса «География туризма» уровня СОО разработана на основе планируемых результатов освоения ООП СОО МБОУ «Гимназия №73», с учётом программ, входящих в её структуру. Внеурочная деятельность в МБОУ «Гимназия №73» реализуется очно и с использованием дистанционных технологий.
На изучение данного предмета отводится по 2 ч в неделю - 68 часов в год.
Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.
Главной особенностью программы является объединение возможностей систем основного и дополнительного образования, когда путем изменения методики и технологии образовательного процесса создаются условия для формирования позитивной, социально-направленной личности.
Актуальность программы определяется возросшим интересом к странам мира и активному развитию мирового туризма.
Программа предусматривает возможность выбора учеником знаний в зависимости от личного интереса, что обеспечивает открытость образования, высококвалифицированную помощь в обработке полученной информации со стороны педагогов, научных руководителей проектов, а так же возможность получения личного опыта при реализации полученных знаний в практической жизни.
Программа курса «География туризма» внеурочной деятельности относится к общекультурному направлению развития личности. Освоение программы по курсу «География туризма» сопровождается текущим контролем успеваемости в форме практических работ с контурными картами, картами атласа, дополнительной литературой, краеведческих олимпиад и краеведческих викторин, в конце учебного года в форме итогового тестирования.
Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю и за учебный год составляет 68 часов.
Год обучения |
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов за учебный год |
11 класс |
2 |
34 |
68 |
Итого: |
68 |
Наиболее приемлемыми для учащихся являются следующие приемы и методы работы на занятиях:
• пересказ текста по плану;
• коммуникативные и игровые ситуации.
• составление географических задач упражнений самими учащимися;
• различные виды географических диктантов;
• работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными в электронном виде)
При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы занятий:
• занятие - коммуникация,
• занятие - исследование,
• занятие - практикум,
• занятие - экскурсия.
Основные виды деятельности:
• работа с контурной картой по нанесению географических объектов;
• выполнение олимпиадных заданий в рамках подготовки к конкурсам и олимпиадам;
• работа с дополнительными источниками информации (интернет-ресурсы, хрестоматии, художественные книги и др.)
• работа с коллекциями полезных ископаемых, с гербариями;
• анализ статистических данных, работа с таблицами, диаграммами.
При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы занятий:
• занятие - коммуникация,
• занятие - исследование,
• занятие - практикум,
• занятие - экскурсия.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
• Игровые технологии
• Исследовательская технология обучения
• Метод проектов
• Информационно-коммуникационные технологии
• Здоровьесберегающие технологии.
Для преподавания данного курса можно использовать методические и авторские разработки научных сотрудников ВУЗов России, рабочие тетради и учебники по географии мира, а также для закрепления полученных умений и навыков обучающимся предлагаются практические работы с использованием контурных карт и кат атласа.
2. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Юный краевед»
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Содержание программы внеурочной деятельности «География туризма»
Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.
Тема 1 .Основные понятия географии туризма.
География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.
Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.
Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.
Раздел II. География туризма.
Тема 1. Население и его туристский спрос.
Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.
Тема 2. Развитие туризма в мире.
Виды туристских ресурсов.
Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.
Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.
Туристские маршруты.
Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.
Тема 3. Приморский туризм.
Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.
Главные курортные районы и центры:
• Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
• Италия (Балеарские острова).
• США (Флорида, Калифорния).
• Мексика (Акапулько).
Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.
Тема 4 . Горный туризм.
ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.
Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:
• Альпы – Германия (Хаусбер)
• Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
• Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
• Италия (Южный Тироль)
• Франция (Шамони).
Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)
• США (Мамонтова пещера)
• Польша (Величка)
Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)
• Польша (Бескиды)
• Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.
Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.
Теплоходные маршруты:
• по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.
Тема 6. Центры религиозного паломничества.
• ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.
Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).
• Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.
Тема 7. Экологический туризм
Рекреационный:Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады
• Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора Килиманджаро).
Познавательный:Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако, Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.
• ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.
Тема 8. Экстремальный туризм.
Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.
• Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
• Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
• Полярные области (Арктика и Антарктида).
Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.
• ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
• Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
• Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.
Тема 10. Программы развития туризма в мире и в России
Знакомство с крупнейшими туристическими регионами мира и России. Защита проекта программы туристической фирмы.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Темы раздела |
Количество часов |
1 |
Основные понятия географии туризма и виды туризма. |
1.Основные понятия географии туризма. |
10 |
2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции. |
12 |
2 |
География туризма. |
1.Население и его туристский спрос. |
4 |
2.Развитие туризма в мире. |
2 |
3. Природные туристические ресурсы |
6 |
3.Туристические маршруты и их виды |
4 |
4. Приморский туризм |
2 |
5. Горный туризм |
3 |
6.Морской (круизы) и речной туризм. |
4 |
7.Центры религиозного паломничества. |
2 |
8.Экологический и познавательный туризм |
4 |
9.Экстремальный туризм. |
5 |
10. Приключенческий и экзотический туризм. |
4 |
3 |
Туризм в России |
Региональные программы развития туризма в России |
4 |
Туризм 21 века |
3 |
Итого: |
68 ч |
|