Программа внеурочной деятельности « Спортивные игры» для учащихся 1-4 классов
(37.9 Kb)
| 15.09.2020, 17:17 |
Рауш Любовь Ивановна |
учитель физической культуры, МАОУ СОШ №17 им. Эдуарда Есаяна г-к. Геленджик |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 имени Эдуарда Есаяна г-к. Геленджик
Программа внеурочной деятельности
« Спортивные игры»
для учащихся 1-4 классов
составитель: учитель физической культуры
первой категории Рауш Любовь Ивановна.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» составлена в соответствии с ФГОС
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 1-4 классов
Внеурочная деятельность является важной частью физического воспитания младшего школьника и создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только его физических, но и духовных способностей, его самоопределения.
Современное образование предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, школа должна создать условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья, условий для самоопределения и творческой самореализации личности.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский.
Всем нам хочется видеть наших детей жизнерадостными, счастливыми и здоровыми! Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с собой и окружающим миром? Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни! Здоровый ребенок сможет успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Наиболее интересной и продуктивной формой развития физических и личностных качеств являются игры.
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В. Менджерицкая.
Актуальность программы «Спортивные игры» заключается в том, что она создает условия для полноценного физического развития, приобщения школьников к регулярным занятиям физической культуры, формирования навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья, позволяет удовлетворить школьников в подвижном образе жизни, определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Новизна данной программы заключается в том, что уже на начальном этапе физического воспитания школьника вводятся подвижные игры с элементами базовых видов спорта: волейбола, пионербола, гандбола и баскетбола, а также прививается у ребенка интерес к развитию своего организма.
«Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения» - говорил К.Д.Ушинский. А что может быть для ребенка занимательнее игры? Дети готовы играть практически всегда и в любых условиях. Исходя из поставленных задач, можно изменить большинство известных подвижных игр так, что это будет являться мощным средством, и будет работать безотказно, развивая и обучая учащихся. Известно, что чем больше эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают занятия, тем быстрее и прочнее идёт освоение материала. А уж в присутствии эмоциональности подвижным играм отказать сложно. С помощью таких игр и предусматривается развитие у детей первоначальных навыков игры, координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.)
Программа позволяет школьникам овладеть основными техническими, игровыми и соревновательными навыками даже тех видов спорта, которые еще не входят в программу урочной деятельности учащихся 1-4 классов; предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет дополняться спортивными играми.
Целесообразность данной программы заключается в том, что двигательные действия и необходимую технику базовых движений учитель не закладывает принудительно, а ставит их в условии изучения в процессе игры. Освоение технических действий и навыков воспринимается как естественный процесс, необходимый для соблюдения правил игры.
Занятия проходят с большой интенсивностью и меньшей напряженностью, чем в обычных условиях, - все это привлекает на занятия детей. Групповые занятия развивают в детях способность контактировать и взаимодействовать со сверстниками.
Нет необходимости искать специфические игры. Можно взять самые распространённые и перестроить их под цели задачи занятия. Перестройка игр происходит по принципу «от простого к сложному» и «от изученного к неизученному». Создаются условия для активного участия ребенка в изучении технического арсенала базовых видов спорта и поисков решения поставленной перед ним проблемы. Развивая двигательные качества с помощью игровых заданий, мы подготавливаем детей для дальнейших занятий и соревновательной деятельности.
Цель программы – развитие физически здоровой, нравственно полноценной личности через спортивно-оздоровительные занятия с элементами игр, формирование устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физической культурой.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего - в игре». Макаренко А.С.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» является формирование следующих умений:
- определять простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве на принципах уважения, доброжелательности, сопереживания и взаимопомощи;
- управлять своими эмоциями и проявлять положительные качества личности в различных игровых и других ситуациях;
- проявлять упорство, трудолюбие и дисциплинированность в достижении поставленных целей;
- умение не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций, оказывать посильную помощь своим сверстникам;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- определение общей цели и путей её достижения;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами;
- умение договариваться о распределении ролей и функций в игровой деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников;
- умение конструктивно разрешать конфликты с учетом интереса сторон;
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно добывать новые знания об истории игр, о правилах проведения, судействе из различных источников; перерабатывать информацию и делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игр, придумывать свои формы игры.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение и доносить свою позицию до других;
- умение слушать и объяснять правила игры и различных игровых заданий;
- учитывать различные мнения, сотрудничать, договариваться и приходить к общему мнению, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать и выполнять правила игры, различные роли в группах и командах;
- с уважением относиться к соперникам;
Предметные результаты.
Первостепенными результатами реализации программы являются: физическая подготовленность и высокий уровень развития двигательных навыков и умений:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки ученика;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные и спортивные игры с разной направленностью, уметь осуществлять судейство;
- соблюдать технику безопасности во время игр на спортивных площадках, спортивном зале, на стадионе;
- оказывать посильную помощь сверстникам при выполнении учебных заданий и во время игры;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных, спортивных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять технику выполнения двигательных действий, анализировать, находить ошибки и исправлять их;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта и применять их в соревновательной и игровой деятельности;
- осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье, уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, правильно организовывать отдых и досуг с использованием различных средств физической активности;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости).
- умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения в изменяющихся, вариативных условиях.
Формы подведения итогов реализации программы — участие в спортивно - игровой программе с участием учащихся и родителей, тест на проверку уровня здоровья.
2. Содержание курса учебной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для учащихся 1-4 классов составлена с учетом возрастных особенностей и на основании современных представлений о физиологическом и физическом развитии ребёнка возраста 7-10 лет.
Программа является модульной и состоит из 4 автономных модулей, рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год (для учащихся 2-4 классов) и 33 часа (для учащихся 1 классов). Данная программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
I. Модуль
Подвижные игры и эстафеты.
В данный раздел включены подвижные игры, направленные на:
- умение владение своим телом, обогатить детей запасом различных движений, формирования правильной осанки,
- развитие у детей первоначальных навыков игры,
- развитие и совершенствование двигательных навыков, координационных и кондиционных способностей,
- развитие игровой деятельности.
II. Модуль
Общая физическая подготовка.
Данный раздел направлен на развитие физических качеств: ловкости, силы, выносливости, скорости.
III. Модуль
Спортивные игры.
Гандбол:
-правила игры,
- профилактика травматизма,
- техника перемещений,
- техника владения мячом (ведение мяча и остановки, ловли, передачи, броски, отбор мяча).
- тактические действия,
- учебные игры,
- основы судейства.
Баскетбол:
-правила игры,
- профилактика травматизма,
- техника перемещений,
- техника владения мячом (ловля и передача мяча, ведение, броски).
- тактические действия,
- учебные игры,
- основы судейства.
Пионербол:
- правила игры,
- профилактика травматизма,
- техника владения мячом,
- двусторонняя игра, основы судейства.
Волейбол:
- правила игры,
- прием мяча сверху и снизу,
- передачи мяча через сетку,
-подача мяча,
- игра по упрощенным правилам, основы судейства.
IV. Модуль
Организация и проведение спортивных мероприятий:
- организация и проведение соревнований по видам спорта,
- проведение спортивных соревнований «Веселые старты»
Содержание курса внеурочной деятельности Формы организации Характеристика основных видов деятельности
I. Подвижные игры и эстафеты
1-2 класс:
«Солдаты и разведчики»; «Два Мороза»; «Волк во рву»; «Вызов номеров»; «Попрыгунчики-воробушки»; «Салки»; «Поезда»; «Гонка мячей»; «Белочка-защитница»; «Белые медведи»; «К своим флажкам»; «Метко в цель»; «Охотники и утки»; «Перестрелка»; «Вышибалы»; «Антивышибалы»; «Далеко бросай, быстрее собирай»; «Удочка»; «Передал - садись!»
Эстафеты с элементами баскетбола, эстафеты с элементами футбола, эстафеты с элементами гандбола.
3-4 класс:
«Борьба за мяч»; «Вышибалы»; «Вышибалы через сетку»; «Вышибалы с кеглями»;
«Подвижная цель»; «Мяч капитану»; «Гонка мячей»; «Круговая охота»; «Пятнашки»; «Лапта»; «Метко в цель»; «Охотники и утки»; «Сделай десять передач»; «Оборона»; «Через цепь».
Эстафеты с элементами баскетбола, эстафеты с элементами футбола, эстафеты с элементами гандбола.
Коллективная игра.
Групповая игра.
Ролевые игры.
Командные соревнования.
Осознавать и формулировать цели, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, адекватно воспринимать предложения учителя.
Творчески подходить к решению задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать правила игры и игровых действий.
Научатся выполнять действия соблюдая технику безопасности.
Научатся перемещаться различными способами, в ограниченном пространстве, совершать скоростно-силовые способности, быстроту реакции и ловкость.
Организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками, уметь договариваться о распределении ролей. Уважительно относиться к соперникам, к иному мнению, задавать вопросы, уметь слушать собеседника.
Оказывать взаимопомощь, выявлять ошибки и находить пути их исправления.
Уметь регулировать и контролировать свои действия.
Взаимодействовать со сверстниками на основе принципов уважения, доброжелательности, взаимопомощи, и сопереживания.
Воспитание настойчивости и трудолюбия при достижении цели.
Оценивать результат, делать и формулировать выводы. Анализировать информацию, использовать сравнение, обобщение, контролировать эмоциональное состояние.
II. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития силы:
ОРУ, упражнения с преодолением собственного веса в висах, упорах, лежа, стоя;
упражнения силового характера в парах, группах;
игры силового характера.
Упражнения скоростно-силовых качеств:
прыжковые упражнения, упражнения с предметами (скакалки, мячи, обручи);
комбинированные эстафеты;
игры с прыжками и бегом;
повторный бег, челночный бег, бег из различных положений.
Упражнения для развития гибкости:
ОРУ с предметами и без;
упражнения с повышенной амплитудой движения в различных суставах.
Упражнения для развития выносливости:
равномерный длительный бег,
переменный бег;
игры в заданном режиме.
Упражнения для развития ловкости:
акробатические упражнения, упражнения с предметами; эстафеты и игры.
Индивидуальные упражнения.
Однонаправленные занятия
Групповые упражнения.
Групповые игры.
Командные игры.
Работа в парах сменного характера.
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, осуществлять контроль за физической нагрузкой.
Выполнять тестирование основных физических качеств и соотносить их с собственным физическим развитием.
Анализировать правильность выполнения физических упражнений.
Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой.
Применять прыжковые и беговые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых способностей, выбирать индивидуальный темп передвижения, контролировать физическую нагрузку.
III. Спортивные игры.
Гандбол:
техника безопасности, правила игры, различные перемещения;
ловля и передачи мяча, упражнения с мячом;
ведение мяча и передачи мяча в разных направлениях;
броски мяча;
индивидуальные действия с мячом;
тактические действия (блокирование, выбивание, разбор игроков);
двусторонняя игра по правилам.
Индивидуальные упражнения.
Групповые упражнения.
Работа в парах сменного характера.
Командные игры.
Демонстрировать технику выполнения элементов гандбола (ловить мяч, делать передачи броски, выполнять ведение, вводить мяч из-за боковой)
Использовать изученные элементы в процессе игры.
Соблюдать правила игры.
Использовать игру как средство для активного отдыха.
Баскетбол:
основные правила и приемы игры в баскетбол;
техника безопасности;
перемещения, стойки, остановки, повороты;
ведение мяча шагом и бегом, ведение с изменением направления и различной высотой отскока мяча;
ловля и передачи мяча различными способами;
броски мяча и различные упражнения с мячом;
индивидуальные действия с мячом и без мяча;
командные действия;
игра по упрощенным правилам;
игра мини-баскетбол;
двусторонняя игра.
Индивидуальные упражнения.
Групповые упражнения.
Комбинированные занятия.
Групповые игры.
Командные игры.
Демонстрировать технику выполнения элементов баскетбола (ведение мяча, ловля и передача мяча, бросать мяч в кольцо различными способами, вводить мяч из-за боковой)
Использовать изученные элементы в процессе игры.
Соблюдать правила игры.
Использовать игру как средство для активного отдыха.
Пионербол:
правила игры, ловля и передача мяча через сетку;
броски мяча на заданное и максимальное расстояние одно и двумя руками;
пионербол по упрощенным правилам;
пионербол по правилам.
Индивидуальные упражнения.
Групповые упражнения.
Групповые игры.
Командные игры.
Использовать изученные элементы в процессе игры.
Соблюдать правила игры.
Самостоятельно осваивают технику игровых действий и приемов, выявляют и устраняют ошибки.
Использовать игру как средство для активного отдыха.
Волейбол:
правила игры, техника безопасности;
стойка игрока и перемещения;
жонглирование мяча; передачи сверху на головой и в парах;
прием мяча снизу;
прямая нижняя подача.
IV. Организация и проведение спортивных мероприятий
Организация и проведение спортивных соревнований по видам спорта (мини-гандбол, баскетбол, пионербол, волейбол).
Организация и проведение соревнований «Веселые старты» Командные соревнования.
Спортивный праздник. Организовывают и проводят совместно со сверстниками игры и осуществляют судейство.
3. Тематическое планирование.
модуль класс
1 2 3 4
I.
Подвижные игры и эстафеты.
17
15
10
10
II.
Общая физическая подготовка.
3
3
5
5
III.
Спортивные игры.
12
14
17
17
Гандбол 4 5 5 5
Баскетбол 4 4 6 6
Пионербол 4 5 3 -
Волейбол - - 3 6
IV
Организация и проведение спортивных мероприятий
1
2
2
2
Итого часов 33 34 34 34
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы.Москва. «Просвещение», 2014 г.
2. Фёдорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры.1-4 классы. Москва. «Экзамен», 2016г.
3. Киселев П.А. Картотека подвижных игр и игровых заданий учителя физической культуры. От игры к спорту. ФГОС. Учитель, 2018г.
4. Левченко А.Н., Матысон В.Ф. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр. Москва. Педагогическое общество России, 2007г.
5. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1-4 классы. Москва. «ВАКО», 2007г.
6. Лапицкая Е.М. под редакцией Безруких М.М. Физкультура для детей. Москва. «Эксмо», 2009г.
7. Хайрутдинов Р.Р. Электронное пособие .Физическая культура. 1-4 классы. Организация работы по предмету. УМК «Школа России». ФГОС.
|
Категория: Блоги | Добавил: raush
|
Просмотров: 783 | Загрузок: 46
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|