Программа внеурочной деятельности  « Спортивные игры» для учащихся 1-4 классов 
   (37.9 Kb)
 
 | 15.09.2020, 17:17 |  
 
 
 |  Рауш Любовь Ивановна |  
 | учитель физической культуры, МАОУ СОШ №17 им. Эдуарда Есаяна г-к. Геленджик  |   
 
				
			 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №17 имени Эдуарда Есаяна г-к. Геленджик 
 
Программа внеурочной деятельности 
« Спортивные игры» 
для учащихся 1-4 классов 
 
составитель: учитель физической культуры 
первой категории Рауш Любовь Ивановна. 
 
 
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» составлена в соответствии с ФГОС 
 
Пояснительная записка. 
Данная программа разработана для внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 1-4 классов 
Внеурочная деятельность является важной частью физического воспитания младшего школьника и создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только его физических, но и духовных способностей, его самоопределения. 
Современное образование предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, школа должна создать условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья, условий для самоопределения и творческой самореализации личности. 
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский. 
Всем нам хочется видеть наших детей жизнерадостными, счастливыми и здоровыми! Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с собой и окружающим миром? Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни! Здоровый ребенок сможет успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. 
Наиболее интересной и продуктивной формой развития физических и личностных качеств являются игры. 
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В. Менджерицкая. 
Актуальность программы «Спортивные игры» заключается в том, что она создает условия для полноценного физического развития, приобщения школьников к регулярным занятиям физической культуры, формирования навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья, позволяет удовлетворить школьников в подвижном образе жизни, определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта. 
Новизна данной программы заключается в том, что уже на начальном этапе физического воспитания школьника вводятся подвижные игры с элементами базовых видов спорта: волейбола, пионербола, гандбола и баскетбола, а также прививается у ребенка интерес к развитию своего организма. 
«Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения» - говорил К.Д.Ушинский. А что может быть для ребенка занимательнее игры? Дети готовы играть практически всегда и в любых условиях. Исходя из поставленных задач, можно изменить большинство известных подвижных игр так, что это будет являться мощным средством, и будет работать безотказно, развивая и обучая учащихся. Известно, что чем больше эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают занятия, тем быстрее и прочнее идёт освоение материала. А уж в присутствии эмоциональности подвижным играм отказать сложно. С помощью таких игр и предусматривается развитие у детей первоначальных навыков игры, координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.) 
Программа позволяет школьникам овладеть основными техническими, игровыми и соревновательными навыками даже тех видов спорта, которые еще не входят в программу урочной деятельности учащихся 1-4 классов; предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет дополняться спортивными играми. 
Целесообразность данной программы заключается в том, что двигательные действия и необходимую технику базовых движений учитель не закладывает принудительно, а ставит их в условии изучения в процессе игры. Освоение технических действий и навыков воспринимается как естественный процесс, необходимый для соблюдения правил игры. 
Занятия проходят с большой интенсивностью и меньшей напряженностью, чем в обычных условиях, - все это привлекает на занятия детей. Групповые занятия развивают в детях способность контактировать и взаимодействовать со сверстниками. 
Нет необходимости искать специфические игры. Можно взять самые распространённые и перестроить их под цели задачи занятия. Перестройка игр происходит по принципу «от простого к сложному» и «от изученного к неизученному». Создаются условия для активного участия ребенка в изучении технического арсенала базовых видов спорта и поисков решения поставленной перед ним проблемы. Развивая двигательные качества с помощью игровых заданий, мы подготавливаем детей для дальнейших занятий и соревновательной деятельности. 
Цель программы – развитие физически здоровой, нравственно полноценной личности через спортивно-оздоровительные занятия с элементами игр, формирование устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физической культурой. 
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего - в игре». Макаренко А.С. 
 
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. 
Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» является формирование следующих умений: 
- определять простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве на принципах уважения, доброжелательности, сопереживания и взаимопомощи; 
- управлять своими эмоциями и проявлять положительные качества личности в различных игровых и других ситуациях; 
- проявлять упорство, трудолюбие и дисциплинированность в достижении поставленных целей; 
- умение не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций, оказывать посильную помощь своим сверстникам; 
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. 
Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД: 
- овладение способностью планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; 
- определение общей цели и путей её достижения; 
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами; 
- умение договариваться о распределении ролей и функций в игровой деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников; 
- умение конструктивно разрешать конфликты с учетом интереса сторон; 
Познавательные УУД: 
- умение самостоятельно добывать новые знания об истории игр, о правилах проведения, судействе из различных источников; перерабатывать информацию и делать выводы; 
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игр, придумывать свои формы игры. 
Коммуникативные УУД: 
- умение формулировать собственное мнение и доносить свою позицию до других; 
- умение слушать и объяснять правила игры и различных игровых заданий; 
- учитывать различные мнения, сотрудничать, договариваться и приходить к общему мнению, в том числе в ситуации столкновения интересов; 
- адекватно оценивать и выполнять правила игры, различные роли в группах и командах; 
- с уважением относиться к соперникам; 
Предметные результаты. 
Первостепенными результатами реализации программы являются: физическая подготовленность и высокий уровень развития двигательных навыков и умений: 
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки ученика; 
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные и спортивные игры с разной направленностью, уметь осуществлять судейство; 
- соблюдать технику безопасности во время игр на спортивных площадках, спортивном зале, на стадионе; 
- оказывать посильную помощь сверстникам при выполнении учебных заданий и во время игры; 
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных, спортивных игр и соревнований; 
- в доступной форме объяснять технику выполнения двигательных действий, анализировать, находить ошибки и исправлять их; 
- выполнять технические действия из базовых видов спорта и применять их в соревновательной и игровой деятельности; 
- осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье, уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, правильно организовывать отдых и досуг с использованием различных средств физической активности; 
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). 
- умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения в изменяющихся, вариативных условиях. 
Формы подведения итогов реализации программы — участие в спортивно - игровой программе с участием учащихся и родителей, тест на проверку уровня здоровья. 
 
2. Содержание курса учебной деятельности. 
 
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для учащихся 1-4 классов составлена с учетом возрастных особенностей и на основании современных представлений о физиологическом и физическом развитии ребёнка возраста 7-10 лет. 
Программа является модульной и состоит из 4 автономных модулей, рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год (для учащихся 2-4 классов) и 33 часа (для учащихся 1 классов). Данная программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками. 
I. Модуль 
Подвижные игры и эстафеты. 
В данный раздел включены подвижные игры, направленные на: 
- умение владение своим телом, обогатить детей запасом различных движений, формирования правильной осанки, 
- развитие у детей первоначальных навыков игры, 
- развитие и совершенствование двигательных навыков, координационных и кондиционных способностей, 
- развитие игровой деятельности. 
II. Модуль 
Общая физическая подготовка. 
Данный раздел направлен на развитие физических качеств: ловкости, силы, выносливости, скорости. 
III. Модуль 
Спортивные игры. 
Гандбол: 
-правила игры, 
- профилактика травматизма, 
- техника перемещений, 
- техника владения мячом (ведение мяча и остановки, ловли, передачи, броски, отбор мяча). 
- тактические действия, 
- учебные игры, 
- основы судейства. 
Баскетбол: 
-правила игры, 
- профилактика травматизма, 
- техника перемещений, 
- техника владения мячом (ловля и передача мяча, ведение, броски). 
- тактические действия, 
- учебные игры, 
- основы судейства. 
Пионербол: 
- правила игры, 
- профилактика травматизма, 
- техника владения мячом, 
- двусторонняя игра, основы судейства. 
Волейбол: 
- правила игры, 
- прием мяча сверху и снизу, 
- передачи мяча через сетку, 
-подача мяча, 
- игра по упрощенным правилам, основы судейства. 
IV. Модуль 
Организация и проведение спортивных мероприятий: 
- организация и проведение соревнований по видам спорта, 
- проведение спортивных соревнований «Веселые старты» 
 
Содержание курса внеурочной деятельности Формы организации Характеристика основных видов деятельности 
I. Подвижные игры и эстафеты 
 
1-2 класс: 
«Солдаты и разведчики»; «Два Мороза»; «Волк во рву»; «Вызов номеров»; «Попрыгунчики-воробушки»; «Салки»; «Поезда»; «Гонка мячей»; «Белочка-защитница»; «Белые медведи»; «К своим флажкам»; «Метко в цель»; «Охотники и утки»; «Перестрелка»; «Вышибалы»; «Антивышибалы»; «Далеко бросай, быстрее собирай»; «Удочка»; «Передал - садись!» 
Эстафеты с элементами баскетбола, эстафеты с элементами футбола, эстафеты с элементами гандбола. 
 
3-4 класс: 
 
«Борьба за мяч»; «Вышибалы»; «Вышибалы через сетку»; «Вышибалы с кеглями»; 
«Подвижная цель»; «Мяч капитану»; «Гонка мячей»; «Круговая охота»; «Пятнашки»; «Лапта»; «Метко в цель»; «Охотники и утки»; «Сделай десять передач»; «Оборона»; «Через цепь». 
Эстафеты с элементами баскетбола, эстафеты с элементами футбола, эстафеты с элементами гандбола. 
 
 
 
Коллективная игра. 
 
Групповая игра. 
 
Ролевые игры. 
 
Командные соревнования. 
 
Осознавать и формулировать цели, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, адекватно воспринимать предложения учителя. 
Творчески подходить к решению задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать правила игры и игровых действий. 
Научатся выполнять действия соблюдая технику безопасности. 
Научатся перемещаться различными способами, в ограниченном пространстве, совершать скоростно-силовые способности, быстроту реакции и ловкость. 
Организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками, уметь договариваться о распределении ролей. Уважительно относиться к соперникам, к иному мнению, задавать вопросы, уметь слушать собеседника. 
Оказывать взаимопомощь, выявлять ошибки и находить пути их исправления. 
Уметь регулировать и контролировать свои действия. 
Взаимодействовать со сверстниками на основе принципов уважения, доброжелательности, взаимопомощи, и сопереживания. 
Воспитание настойчивости и трудолюбия при достижении цели. 
Оценивать результат, делать и формулировать выводы. Анализировать информацию, использовать сравнение, обобщение, контролировать эмоциональное состояние. 
 
II. Общая физическая подготовка. 
Упражнения для развития силы: 
ОРУ, упражнения с преодолением собственного веса в висах, упорах, лежа, стоя; 
упражнения силового характера в парах, группах; 
игры силового характера. 
Упражнения скоростно-силовых качеств: 
прыжковые упражнения, упражнения с предметами (скакалки, мячи, обручи); 
комбинированные эстафеты; 
игры с прыжками и бегом; 
повторный бег, челночный бег, бег из различных положений. 
Упражнения для развития гибкости: 
ОРУ с предметами и без; 
упражнения с повышенной амплитудой движения в различных суставах. 
Упражнения для развития выносливости: 
равномерный длительный бег, 
переменный бег; 
игры в заданном режиме. 
Упражнения для развития ловкости: 
акробатические упражнения, упражнения с предметами; эстафеты и игры. 
 
Индивидуальные упражнения. 
Однонаправленные занятия 
 
Групповые упражнения. 
 
Групповые игры. 
 
Командные игры. 
 
Работа в парах сменного характера. 
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, осуществлять контроль за физической нагрузкой. 
Выполнять тестирование основных физических качеств и соотносить их с собственным физическим развитием. 
Анализировать правильность выполнения физических упражнений. 
Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой. 
Применять прыжковые и беговые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых способностей, выбирать индивидуальный темп передвижения, контролировать физическую нагрузку. 
 
III. Спортивные игры. 
Гандбол: 
техника безопасности, правила игры, различные перемещения; 
ловля и передачи мяча, упражнения с мячом; 
ведение мяча и передачи мяча в разных направлениях; 
броски мяча; 
индивидуальные действия с мячом; 
тактические действия (блокирование, выбивание, разбор игроков); 
двусторонняя игра по правилам. 
 
Индивидуальные упражнения. 
 
Групповые упражнения. 
 
Работа в парах сменного характера. 
Командные игры. 
Демонстрировать технику выполнения элементов гандбола (ловить мяч, делать передачи броски, выполнять ведение, вводить мяч из-за боковой) 
 
Использовать изученные элементы в процессе игры. 
Соблюдать правила игры. 
Использовать игру как средство для активного отдыха. 
Баскетбол: 
основные правила и приемы игры в баскетбол; 
техника безопасности; 
перемещения, стойки, остановки, повороты; 
ведение мяча шагом и бегом, ведение с изменением направления и различной высотой отскока мяча; 
ловля и передачи мяча различными способами; 
броски мяча и различные упражнения с мячом; 
индивидуальные действия с мячом и без мяча; 
командные действия; 
игра по упрощенным правилам; 
игра мини-баскетбол; 
двусторонняя игра. 
 
Индивидуальные упражнения. 
 
Групповые упражнения. 
 
Комбинированные занятия. 
 
Групповые игры. 
 
Командные игры. 
 
Демонстрировать технику выполнения элементов баскетбола (ведение мяча, ловля и передача мяча, бросать мяч в кольцо различными способами, вводить мяч из-за боковой) 
 
Использовать изученные элементы в процессе игры. 
 
Соблюдать правила игры. 
 
Использовать игру как средство для активного отдыха. 
Пионербол: 
правила игры, ловля и передача мяча через сетку; 
броски мяча на заданное и максимальное расстояние одно и двумя руками; 
пионербол по упрощенным правилам; 
пионербол по правилам. 
 
Индивидуальные упражнения. 
 
Групповые упражнения. 
 
Групповые игры. 
 
Командные игры. 
Использовать изученные элементы в процессе игры. 
 
Соблюдать правила игры. 
Самостоятельно осваивают технику игровых действий и приемов, выявляют и устраняют ошибки. 
 
Использовать игру как средство для активного отдыха. 
Волейбол: 
правила игры, техника безопасности; 
стойка игрока и перемещения; 
жонглирование мяча; передачи сверху на головой и в парах; 
прием мяча снизу; 
прямая нижняя подача. 
 
IV. Организация и проведение спортивных мероприятий 
Организация и проведение спортивных соревнований по видам спорта (мини-гандбол, баскетбол, пионербол, волейбол). 
Организация и проведение соревнований «Веселые старты» Командные соревнования. 
Спортивный праздник. Организовывают и проводят совместно со сверстниками игры и осуществляют судейство. 
 
3. Тематическое планирование. 
модуль класс 
1 2 3 4 
 
I. 
Подвижные игры и эстафеты. 
17 
15 
10 
10 
 
II. 
Общая физическая подготовка. 
3 
3 
5 
5 
 
III. 
Спортивные игры. 
12 
14 
17 
17 
Гандбол 4 5 5 5 
Баскетбол 4 4 6 6 
Пионербол 4 5 3 - 
Волейбол - - 3 6 
IV 
Организация и проведение спортивных мероприятий 
1 
2 
2 
2 
Итого часов 33 34 34 34 
 
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. 
1. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы.Москва. «Просвещение», 2014 г. 
2. Фёдорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры.1-4 классы. Москва. «Экзамен», 2016г. 
3. Киселев П.А. Картотека подвижных игр и игровых заданий учителя физической культуры. От игры к спорту. ФГОС. Учитель, 2018г. 
4. Левченко А.Н., Матысон В.Ф. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр. Москва. Педагогическое общество России, 2007г. 
5. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1-4 классы. Москва. «ВАКО», 2007г. 
6. Лапицкая Е.М. под редакцией Безруких М.М. Физкультура для детей. Москва. «Эксмо», 2009г. 
7. Хайрутдинов Р.Р. Электронное пособие .Физическая культура. 1-4 классы. Организация работы по предмету. УМК «Школа России». ФГОС.
  
  
 
 
 
  |  
| 
Категория: Блоги | Добавил: raush
 |  
| Просмотров: 858 | Загрузок: 52
| Рейтинг: 0.0/0 |  
 
 
 
 
 
 
  
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)  Всего комментариев: 0 |  |  
| 
			
			
			
			 |  
 |  
 |  
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |