Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Программа внеурочной деятельности "Театральная мастерская"

СКАЧАТЬ (34.3 Kb) 16.01.2024, 20:07
Скворцова Оксана Александровна
учитель начальных классов, руководитель ШМО, МБОУ СОШ №142 г.Новосибирск
Приложение к образовательной программе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 142
 (Реализация стандартов ФГОС НОО)



 
Рабочая программа
 внеурочной деятельности
по курсу «Театральная мастерская»
Количество часов:
1 класс – 2 часа в неделю – 66ч в год,
2 класс – 2 часа в неделю – 68ч в год,
3 класс -2 часа в неделю – 68ч в год,
4 класс -2 часа в неделю – 68ч в год,
Итого 270 часов за курс 1 - 4 класс


Составлена
учителем начальных классов
Скворцовой Оксаной Александровной
г. Новосибирск МБОУ «СОШ №142»

Пояснительная записка.
   
             Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
             В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; взаимодействия школы с семьей.
      Программа «Театральная мастерская» реализует общекультурное, художественно-эстетическое направления во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Она рассчитана на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрализовано-игровой деятельности. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок переживает жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимает смысл их действий и поступков, эмоционально вживается в сложный социальный мир взрослых людей. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
  
        Курс «Театральная мастерская» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели и задачи.

ЦЕЛЬ:
гармоничное и всестороннее развитие личности и творческих умений младшего школьника средствами эстетического образования и театрального искусства
ЗАДАЧИ.
Социализация:
-развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
-формирование целостной картины мира материально и духовной культуры как творческой предметно-образующей деятельности человека;
-активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
-развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
-воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
 Эмоционально - личностная сфера:
  -коррекция страхов;
 -овладение навыками внутреннего раскрепощения;
-развитие самопознания и воображения, овладение навыками саморегуляции;
-развитие драматургического мышления.
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметной и  художественной деятельности;
Технические навыки:
-формирование грамотного звукопроизношения:
-обучение владению  навыками правильного дыхания;
-обучение владению навыками верной артикуляции;
 -обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

 Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:
-обучение навыкам игры с собственным ребенком;
-развитие  творческих способностей взрослых;
-вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности
  • Личностными результатами являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
  • Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
  • Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
Ожидаемые результаты учащихся после курса обучения
    В результате освоения программы «Театральная мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. Они должны в целом:
  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Каждый учащийся должен
Знать:
1. О профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
2. Что такое театр, его структуру
3.Чем отличается театр от других видов искусств
4.Историю театра
5.Какие виды театров существуют

Иметь понятия:
1. О технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Уметь:
1.Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2.Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
5. Создавать творческий образ и делать костюмы, декорации и афиши для спектаклей.

Приобретать навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Высокого актёрского мастерства
3.Образного восприятия окружающего мира
4.Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
2.Содержание внеурочной деятельности

         Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детском театральном коллективе. Данная программа обучения направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании разнообразных форм и театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
1)Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.
2)Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
3)Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
  1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
  2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников
  3. Смена типа и ритма работы.
  4. От простого к сложному.
  5. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Основными формами занятий являются:
- театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства.
-упражнения актерского тренинга: речевого, пластического, актерского.
- этюды, созерцание, активное слушание, импровизация.
-диалоги
    Применяются групповые и индивидуальные формы обучения. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.


3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

            Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Этика и этикет». Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).
         
          Раздел «Основы театральной культуры» даёт элементарные представление о людях театра, истории и видах театра, об актёрской деятельности. Обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
     Раздел «Культура и техника речи» состоит из игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и связной речи, правильной артикуляции, чёткой дикции, логики и орфоэпии.
       Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые развивают двигательные способностей ребёнка, пластическую выразительность телодвижений, снижают последствия учебной перегрузки.
       Раздел «Актёрское мастерство» предусматривает развитие у ребёнка его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
        Раздел «Этика и этикет» позволяет осмыслить общечеловеческие ценности с задачей поиска обучающимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучает культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитывает эстетические потребности (быть искусным читателем, зрителем театра), даёт индивидуальную диагностику нравственного развития ребёнка и возможную его корректировку с учётом возрастных, психологических возможностей и особенностей ребят.
      Раздел «Театр пантомимы» позволяет заглянуть в свой внутренний мир, проявить возможность без слов через движения и мимику выразить свои чувства и эмоции к окружающему миру.
      Раздел «Работа с костюмами и декорациями» даёт детям возможность получить представление о создании сценических костюмов и декораций, используя имеющиеся материалы, развитие эстетического вкуса и рукоделия.
      
      Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять  комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для детей актерское поведение. В течение последующих лет обучения – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, познакомить с технологией создания характера на сцене.

Учебно-тематический план программы.
1год обучения./ 66 ч/.

 
Разделы программы Кол-во часов
1 Введение 1  
2 Культура и техника речи 12   
3 Основы театральной культуры 4  
4 Ритмопластика 12  
5 Театральная игра 18  
6 Этика и этикет 16  
7 Работа с костюмами и декорациями 3  


2 год обучения./ 68 ч/.
 
Разделы программы Кол-во часов
1 Введение 1  
2 Культура и техника речи  
3 Основы театральной культуры 4  
4 Ритмопластика 10  
5 Театральная игра 24  
6 Этика и этикет 13  
7 Работа с костюмами и декорациями
 
5  
8 Театр пантомимы 2  




3год обучения./ 68 ч/.
 
Разделы программы Кол-во часов
1 Введение 1  
2 Культура и техника речи 7  
3 Основы театральной культуры 3  
4 Ритмопластика 9  
5 Театральная игра 28  
6 Этика и этикет 10  
7 Работа с костюмами и декорациями
 
6  
8 Театр пантомимы 4  

4год обучения./ 68 ч/.
 
Разделы программы Кол-во часов
1 Введение 1
2 Культура и техника речи 5
3 Основы театральной культуры 3
4 Ритмопластика 7
5 Театральная игра 31
6 Этика и этикет 8
7 Работа с костюмами и декорациями
 
7
8 Театр пантомимы 6


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса внеурочной деятельности
  • Актовый зал, сцена
  • Компьютер;
  • Проектор + экран;
  • Комплект презентаций по данному материалу;
  • Интернет-ресурсы (мастер-классы, спектакли, сказки)
  • Диски с записью сказок и постановок,
  • Диски с музыкой (классической и детской),
  • Методическая литература


Категория: Блоги | Добавил: gtxfnm
Просмотров: 146 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог