Приложение к образовательной программе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 142
(Реализация стандартов ФГОС НОО)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Театральная мастерская»
Количество часов:
1 класс – 2 часа в неделю – 66ч в год,
2 класс – 2 часа в неделю – 68ч в год,
3 класс -2 часа в неделю – 68ч в год,
4 класс -2 часа в неделю – 68ч в год,
Итого 270 часов за курс 1 - 4 класс
Составлена
учителем начальных классов
Скворцовой Оксаной Александровной
г. Новосибирск МБОУ «СОШ №142»
Пояснительная записка.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; взаимодействия школы с семьей.
Программа «Театральная мастерская» реализует общекультурное, художественно-эстетическое направления во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Она рассчитана на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрализовано-игровой деятельности. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок переживает жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимает смысл их действий и поступков, эмоционально вживается в сложный социальный мир взрослых людей. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Курс «Театральная мастерская» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
гармоничное и всестороннее развитие личности и творческих умений младшего школьника средствами эстетического образования и театрального искусства
ЗАДАЧИ.
Социализация:
-развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
-формирование целостной картины мира материально и духовной культуры как творческой предметно-образующей деятельности человека;
-активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
-развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
-воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
Эмоционально - личностная сфера:
-коррекция страхов;
-овладение навыками внутреннего раскрепощения;
-развитие самопознания и воображения, овладение навыками саморегуляции;
-развитие драматургического мышления.
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметной и художественной деятельности;
Технические навыки:
-формирование грамотного звукопроизношения:
-обучение владению навыками правильного дыхания;
-обучение владению навыками верной артикуляции;
-обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;
Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:
-обучение навыкам игры с собственным ребенком;
-развитие творческих способностей взрослых;
-вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности
- Личностными результатами являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
- Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
Ожидаемые результаты учащихся после курса обучения
В результате освоения программы «Театральная мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. Они должны в целом:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Каждый учащийся должен
Знать:
1. О профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
2. Что такое театр, его структуру
3.Чем отличается театр от других видов искусств
4.Историю театра
5.Какие виды театров существуют
Иметь понятия:
1. О технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Уметь:
1.Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2.Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
5. Создавать творческий образ и делать костюмы, декорации и афиши для спектаклей.
Приобретать навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Высокого актёрского мастерства
3.Образного восприятия окружающего мира
4.Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
2.Содержание внеурочной деятельности
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детском театральном коллективе. Данная программа обучения направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании разнообразных форм и театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
1)Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.
2)Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
3)Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
- От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
- Вовлечение в творческий процесс всех учеников
- Смена типа и ритма работы.
- От простого к сложному.
- Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основными формами занятий являются:
- театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства.
-упражнения актерского тренинга: речевого, пластического, актерского.
- этюды, созерцание, активное слушание, импровизация.
-диалоги
Применяются групповые и индивидуальные формы обучения. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.
3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Этика и этикет». Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).
Раздел «Основы театральной культуры» даёт элементарные представление о людях театра, истории и видах театра, об актёрской деятельности. Обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Раздел «Культура и техника речи» состоит из игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и связной речи, правильной артикуляции, чёткой дикции, логики и орфоэпии.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые развивают двигательные способностей ребёнка, пластическую выразительность телодвижений, снижают последствия учебной перегрузки.
Раздел «Актёрское мастерство» предусматривает развитие у ребёнка его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» позволяет осмыслить общечеловеческие ценности с задачей поиска обучающимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучает культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитывает эстетические потребности (быть искусным читателем, зрителем театра), даёт индивидуальную диагностику нравственного развития ребёнка и возможную его корректировку с учётом возрастных, психологических возможностей и особенностей ребят.
Раздел «Театр пантомимы» позволяет заглянуть в свой внутренний мир, проявить возможность без слов через движения и мимику выразить свои чувства и эмоции к окружающему миру.
Раздел «Работа с костюмами и декорациями» даёт детям возможность получить представление о создании сценических костюмов и декораций, используя имеющиеся материалы, развитие эстетического вкуса и рукоделия.
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для детей актерское поведение. В течение последующих лет обучения – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, познакомить с технологией создания характера на сцене.
Учебно-тематический план программы.
1год обучения./ 66 ч/.
№ |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Культура и техника речи |
12 |
|
3 |
Основы театральной культуры |
4 |
|
4 |
Ритмопластика |
12 |
|
5 |
Театральная игра |
18 |
|
6 |
Этика и этикет |
16 |
|
7 |
Работа с костюмами и декорациями |
3 |
|
2 год обучения./ 68 ч/.
№ |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Культура и техника речи |
9 |
|
3 |
Основы театральной культуры |
4 |
|
4 |
Ритмопластика |
10 |
|
5 |
Театральная игра |
24 |
|
6 |
Этика и этикет |
13 |
|
7 |
Работа с костюмами и декорациями
|
5 |
|
8 |
Театр пантомимы |
2 |
|
3год обучения./ 68 ч/.
№ |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Культура и техника речи |
7 |
|
3 |
Основы театральной культуры |
3 |
|
4 |
Ритмопластика |
9 |
|
5 |
Театральная игра |
28 |
|
6 |
Этика и этикет |
10 |
|
7 |
Работа с костюмами и декорациями
|
6 |
|
8 |
Театр пантомимы |
4 |
|
4год обучения./ 68 ч/.
№ |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Культура и техника речи |
5 |
3 |
Основы театральной культуры |
3 |
4 |
Ритмопластика |
7 |
5 |
Театральная игра |
31 |
6 |
Этика и этикет |
8 |
7 |
Работа с костюмами и декорациями
|
7 |
8 |
Театр пантомимы |
6 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса внеурочной деятельности
- Актовый зал, сцена
- Компьютер;
- Проектор + экран;
- Комплект презентаций по данному материалу;
- Интернет-ресурсы (мастер-классы, спектакли, сказки)
- Диски с записью сказок и постановок,
- Диски с музыкой (классической и детской),
- Методическая литература