Программы. Планирование
(96.0 Kb)
| 06.08.2024, 16:00 |
Бальчус Ирина Васильевна |
учитель русского языка и литературы, МКОУ Половинкинская СОШ |
Образовательная программа для обучающихся с высоким уровнем мотивации к изучению предмета
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
на уроках русского языка и литературы»
Автор программы:Бальчус Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Половинкинская СОШ
Дата создания программы: 2023-2024 учебный год.
Обоснование выбора программы
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод проекта дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания и опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, и он правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Цели и задачи создания программы:
- раскрыть роль исследовательского метода и метода проекта в преподавании русского языка и литературы;
- показать роль проекта в современной коммуникативной технологии образования;
- раскрыть многообразие форм проекта и их роль в успешном овладении школьными дисциплинами.
Подготовка к работе над программой:
- изучение литературы, передовых исследований и интернет-ресурсов;
- изучение опыта коллег по выбранной теме (посещение открытых уроков, семинаров, конкурсов и т.д.).
Особенности работы по программе
Этапы работы над проектом:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся):
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте:
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Применяя метод проектов, я учу детей ставить цели к заданиям, упражнениям (с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать?), определять конечный результат, формулировать его устно.
Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему», «Составить словарик фразеологизмов», «Создать рекламу любимой книги», «Исследовать топонимику родного посёлка», «Создать афишу к произведению», даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы работы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Учебно-тематический план для 5 класса.
Тема
раздела |
Тема урока |
Основное содержание |
Формы контроля. |
1. |
Что такое исследование? |
Исследовательские способности, пути их развития. |
Опрос, практические задания |
2. |
Определение темы, предмета, объекта исследования. |
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. |
Опрос, практические задания |
3. |
Определение темы, предмета, объекта исследования. |
Обоснование актуальности выбора темы исследования. |
Опрос, практические задания |
4. |
Определение темы, предмета, объекта исследования. |
Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. |
Опрос, практические задания |
5. |
Цели и задачи исследования. |
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. |
Опрос, практические задания |
6. |
Цели и задачи исследования. |
Основные стадии, этапы исследования. |
Опрос, практические задания |
7. |
Учимся выдвигать гипотезы. |
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… |
Опрос, практические задания |
8. |
Учимся выдвигать гипотезы. |
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. |
Опрос, практические задания |
9. |
Организация исследования. |
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).методами исследования: думать самостоятельно. |
Опрос, практические задания |
10. |
Организация исследования. |
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: посмотреть книги о том, что исследуешь.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). |
Опрос, практические задания |
11. |
Организация исследования. |
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: спросить у других людей.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). |
Опрос, практические задания |
12. |
Организация исследования. |
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). |
Опрос, практические задания |
|
|
|
|
Полная информация во вложении.
|
Категория: Блоги | Добавил: Balchus1959
|
Просмотров: 79 | Загрузок: 4
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|