Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность складывается из следующих компонентов:
-Физическая;
-Личностная готовность (мотивационная);
-Интеллектуальная;
-Эмоционально-волевая;
-Социально-психологическая готовность;
Поступление в школу представляет собой принятия позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное положение в обществе.
Готовность к школе выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Будущий школьник должен уметь ограничивать сам себя, а так же обладать большой долей самостоятельностью. Ребенок может уметь читать, но не уметь завязывать шнурки, что может существенно усложнить период адаптации к школе. Чаще всего, родители делают акцент на умении ребенка читать, писать или считать, но это не значит что ребенок готов к систематическому организованному обучению в школе. Навыки письма, чтения и счета являются признаками умственного развития, но не являются критериями психофизической готовности к обучению в школе.
Физическая готовность
Это сохранение здоровья, реализация потребности ребенка в движении, укрепление организма. Физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения. Если ребенок физически ослаблен, ему будет сложно сохранять осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из за быстрой утомляемости. Для овладения навыками письма важно развитие мелких мышц.
Личностная или мотивационная готовность
Предполагает наличие у дошкольника желание принятия новой социальной роли. Для этого важно, что бы школа привлекала его главной деятельностью – учебой. У ребенка должно быть желание не просто пойти в школу, но и учиться, получать новые знания, выполнять обязанности, связанные с позицией школьника. Без этой готовности, ребенок не сможет хорошо учиться так как обстановка и правила поведения в школе будут для него сложны.
Интеллектуальная готовность
Стремление к познанию, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления. Дает возможность быстро научиться читать, писать, считать, решать задачи во внутреннем плане. Интеллектуальная готовность включает в себя сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, социальных явлениях. Высокий уровень обучаемости вязан с познавательной активностью.
Эмоционально-волевая готовность
Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школьным условиям. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задание учителя, не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца. Должен уметь слышать и слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ребенок должен учиться управлять собой, строить свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными целями.
Социально-психологическая коммуникативная готовность
-Общение со взрослыми – умение общаться со взрослыми собеседниками (осознание контекста общения);
-Общение со сверстниками – умение договариваться, кооперироваться, спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции;
Так же очень важна речевая готовность – это умение общаться в диалоге, задавать вопросы и отвечать на них, иметь навык пересказа, обладание обширным словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием.
Как помочь своему ребенку подготовиться к такому важному этапу как поступление в школу?
- Поддерживайте ребенка постоянно!
-Научиться сопереживать с ребенком тяжелые моменты;
-Удержаться от замечаний и претензий;
-Относиться к ребенку деликатно;
-много разговаривать, искренне интересоваться мыслями, чувствами ребенка;
-относиться с уважением к учителю;
Памятка родителям от ребенка
Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим ,и я единственный такой на всей земле, неповторимый.
Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, мне кажется, что я самый плохой на свете и мне ни к чему делать что-то хорошее. Тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Это влияет на мою самооценку. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?
Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю почему сделал то или иное. Лучше помогите мне осознать, чем оно плохо и чем оно вредит мне и окружающим;
Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о моих проблемах;
Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту, тогда я смогу их выполнить. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки – преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен;
Будьте готовы воспринимать меня как личность отдельную от вас и не похожую на вас;
Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким и не захочу вырастать. Буду продолжать требовать, чтобы вы обслуживала меня;
Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте;
С уважением педагог психолог МДОУ «Сказка» Матвеева Юлия Владимировна.
|