Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Психологические характеристики футболистов и их учет в процессе подготовки 10-14 лет"

СКАЧАТЬ (44.8 Kb) 31.08.2022, 12:25
Ерохин Александр Игоревич
учитель физической культуры, МАОУ "СОШ №99"
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Кафедра теории и методики футбола и хоккея

Ерохин Александр Игоревич
Итоговый проект на тему:
«Психологические характеристики футболистов и их учет в процессе подготовки 10-14 лет»

_____________________
(подпись обучающегося)

Научный руководитель
старший преподаватель
Г.Б. Евдокимова

Омск 2020

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….….3
1 Процесс развития психологических характеристик футболистов 10-14 лет….5
2 Психологические особенности………………………………..…………………6
3 Общие проблемы всех подростков……………………………………..………9
Заключение………………………………………………………………………..14
Список использованных источников……………………………………..……..16

ВВЕДЕНИЕ
Спорт является специфическим видом человеческой деятельности, в то же время представляет собой социальное явление, которое способствует поднятию престижа личности и целых общностей, включая государство.

Футбол был и остается самым популярным и финансируемым видом спорта. Каждый родитель, который записывает ребенка в эту спортивную секцию, мечтает о том, что его чадо добьется невероятных достижений в этой области, попадет в сборную и будет иметь множество выгодных контрактов. Этому ажиотажу способствуют СМИ, именно они сообщают о том, что успеха в этой сфере может добиться каждый талантливый ребенок, не зависимо от социального статуса его семьи.

Например, Александр Головин в своем юном возрасте попал в сборную России по футболу, хорошо проявил себя в игре на Чемпионате Мира 2018, и получил очень выгодный контракт с футбольным клубом Монако. Этот пример очень популярен в нашем регионе, так как этот парень является нашим земляком, и его пример дает многим надежду на успех.

Актуальность исследования состоит в слабой интеграции психологов в тренировочный процесс. Ведь учет психологических характеристик спортсменов важен и напрямую отражается на спортивных результатах. Несомненно, межличностные установки в зависимости от определенных условий оказывают существенное влияние на оценочную деятельность футболистов и могут привести к нарушению их взаимопонимания и взаимодействия в процессе игры.

Из-за отсутствия психолога в футбольных секциях и школах тренеру приходится заниматься следующим рядом вопросов: изучение личностных особенностей каждого футболиста; исследование социально-психологического климата в команде; оказание непосредственной психологической помощи игрокам.

Объект исследования: процесс развития психологических характеристик футболистов 10-14 лет
Предмет исследования: психологические характеристики футболистов в возрасте 10-14 лет в процессе подготовки
Цель: изучение психологических характеристик футболистов 10-14 лет

Задачи:
1. Изучить психологические характеристики воспитанников 10-14 лет
2. Анализ уровня развития психологических характеристик детей-футболистов
3. Обоснование значимости изучения уровня психологических характеристик в процессе подготовки футболистов

1. Процесс развития психологических характеристик футболистов 10-14 лет
В возрасте 10-14 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.

Дело в том, особенностей детей этого возраста родители не понимают.
Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.

Возраст 10-14 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.

У этого возраста некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:
 подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
 поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
 среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
 обращается к родителям за помощью.

Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.

Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности. Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность.

2. Психологические особенности
Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.

Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
 повышение самостоятельности ответственности за свои поступки;
 расширение интересов;
 появление планов на будущее.

Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
• частые смены настроения;
• огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
• протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-14 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.

Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях: «чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого.

Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоение мигровой техники.

«Чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста.

«Чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.

Тренировка и развитие специальных направлений восприятия, к сожалению, не носит системный характер. Но при желании и понимании их сущности, на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя, наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.

Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные.
Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер. Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.

Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт.
Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника.

Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует.
Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение. Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием:
Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация
– систематизация.

3. Общие проблемы всех подростков
Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:
 высокий уровень, неуверенности в себе;
 мальчиков беспокоит, что они медленно растут;
 девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;
 начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;
 начинается пора первых влюблённостей;
 хочется как можно больше свободы и независимости;
 родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.

Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.

Проблемы развития развитие подростка происходит по очень замысловатой траектории. Это не прямой и равномерный путь – это скачки и откаты, это взлеты и падения. Вопросы о самом себе, попытки проанализировать себя как личность – это специфические черты именно подростков. Семилетний ребенок не терзает себя размышлениями "что я за человек?". Самосознание же подростка изменяется не столько количественно, сколько качественно, причем иногда очень быстро, резко, неожиданно.

Сначала подросток осознает отдельные свои поступки, обучается анализировать их, давать им оценку, потом он становится способен оценить свое поведение в целом. От анализа поведения он переходит к анализу и оценке своих нравственных качеств, характера, способностей. Для развития самосознания подростка особое значение имеют оценки и суждения о нем со стороны родителей, учителей, друзей. Ему очень нужны эти "живые зеркала", особенно в младшем подростковом возрасте, потому что они помогают ему разобраться в своей личности, в ее особенностях.

Интересно, что нравственные принципы и идеалы подростков бывают очень своеобразны и порой сильно отличаются от нравственных ценностей взрослых. Скажем, явно или неявно может провозглашаться такой постулат: "жалость – свойство слабых". Или: "Лучше оказаться дураком, чем трусом".

Идеи, подобные последней, реализуются иногда в совершенно бессмысленных испытаниях храбрости: ревущие двигатели мотоциклов, несущихся навстречу друг другу на пустынном ночном шоссе – кто свернет первым? Или хождение по перилам балкона на девятом этаже. Не показать свой страх другим – это главное. К сожалению, последствия такой демонстрации храбрости оказываются порой весьма трагичными.

"Я" подростка отражается в его увлечениях. Именно здесь оно находит наиболее яркое воплощение. Увлечения подростков весьма разнообразны: кто-то конструирует модели самолетов или кораблей, кто-то коллекционирует марки, кто-то активно занимается спортом, кто-то шьет, играет на гитаре или гоняет на картингах. Но в настоящее время есть два наиболее явно выраженных увлечения, объединяющих подавляющее большинство подростков: это современная музыка и компьютеры. Сами по себе эти увлечения не являются плохими или хорошими. Проблема возникает тогда, когда "одна, но пламенная страсть" заменяет собой все другие и заслоняет разнообразные богатства жизни.

Портреты поп-звезды на стенах комнаты, многочасовые стояния в подъезде с одной-единственной целью – увидеть своего кумира хотя бы мельком, страстные письма с признаниями в любви и многодневные слезы восхищения над пуговицей, оторванной у предмета поклонения в толпе таких же фанатов, - стоит ли ограничивать свою жизнь только этим?

Компьютеры – вещь, безусловно, необходимая в современном мире. Без владения информационными технологиями немыслим в будущем, видимо, ни один вид профессиональной деятельности. Но восьми - десятичасовые битвы с виртуальными монстрами в какой-нибудь сетевой игре или ночные бдения с воспаленными глазами и беззвучной болтовней на чатах в Интернете – могут ли они заменить живое общение – глаза в глаза – с друзьями?

Есть о чем поразмышлять и что обсудить – и лучше – глаза в глаза…
Вторая фаза подросткового возраста. Человеческое Я проходит непростой путь. К 15-16 годам многое в человеке меняется. Между ним и двенадцатилетним – огромная разница. Сглаживаются резкие поведенческие проявления, уравновешиваются эмоции, более сдержанными становятся суждения, меньше – конфликтность.

В этом возрасте у человека появляются новые психологические особенности: самосовершенствование и самоопределение, которые связаны со стремлением стать интересным, умным, ярким, разносторонним; повышение значимости собственных ценностей; превращение частных самооценок отдельных личностных качеств в общее, целостное самоотношение.

Если раньше подросток достаточно обще оценивал себя по шкале "хороший – плохой", то теперь оценки осуществляются в разных направлениях для разных свойств и черт. Пятнадцатилетний человек в большей степени ориентируется при оценке себя на свое собственное мнение и анализ своих поступков, чем на мнения окружающих и поэтому порой ошибается – со стороны-то виднее.

Думать о себе хочется все-таки хорошо. Отсюда особенности этого возраста – повышено оптимистический взгляд на себя, достаточная устойчивость самооценки. В младшем подростковом возрасте самооценка скачет, как кузнечик – утром ребята высказали одобрение твоим "прикидом" – и ты считаешь себя самым славным парнем на свете, вечером услышал насмешку симпатичной девчонки – и ты ощущаешь себя окунувшимся в грязь.

Наше Я в это время открывает глубины собственного внутреннего мира. Мы вдруг понимаем, что мир внешний, реальный – это только один из возможных миров, а наше внутреннее содержание предоставляет нам неисчислимые богатства. Поэтому порой хочется побыть одному, поразмышлять, почитать "умные", философские книги. А отсюда – уменьшение количества друзей (при возрастании количества приятелей). Но и требования к друзьям высокие. Друг должен уметь выслушать все то сокровенное, чем хочется поделиться, уметь понять и принять мое самораскрытие.

Изменяется и отношение к взрослым. Они уже не противники, у которых надо отвоевать право на свободу и независимость. Умный взрослый – это замечательный собеседник, с которым можно построить доверительные отношения. Полного самораскрытия со стороны подростка, конечно же, взрослому ожидать нечего. Зато, если он покажется достойным, то может стать примером для подражания, имеющим какие-то черты, которые являются эталоном. Для старшего подростка идеальных взрослых нет. Но у одного взрослого имеется одна привлекательная черта, у другого – другая. Так, составив набор эталонов, можно смоделировать такой образ, по которому и можно начать целенаправленно строить свое Я

Существуют разные психологические сферы, в которых могут проявить себя спортсмены в спортивной деятельности:
1. Мотивационная
2. Эмоциональная
3. Волевая
4. Индивидуально – типическая

Мотивационная сфера - в данном возрастном периоде дети проходят стадию специализации - у спортсменов возникает устойчивый интерес к данному виду спорта. Целью занятия становится не только получения удовольствия, а так же получения высоких спортивных результатов. В этом возрасте очень большую роль играют отношения с тренером, дети просят взаимного уважения.

Эмоциональная сфера - перед началом матча, дети в данном возрасте делятся на два типа
1. Сильнохарактерные
2. Слабохарактерные

Сильнохарактерные – не боятся брать на себя игру, не боятся критики со стороны тренера, партнеров, из-за этого могут показывать более хорошие результаты так как знают свои возможности.

Слабохарактерные – боятся брать игру на себя из-за страха критики со стороны тренера и партнеров, их естественная реакция ответ критикой на критику, не умеют объективно оценивать себя, не знают свои возможности.

Волевая сфера
Виды волевой сферы.
Настойчивость – это сознательное стремление личности достижение отдаленной по времени цели, не смотря на возникающие трудности и неудачи.
Смелость – это способность человека действовать в ситуация, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности .
Упорство – стремление к достижению цели «здесь и сейчас» на донном тренировочном занятии.
Индивидуально – типическая, преобладающие тенденции в выраженности типологических особенностей свойств у представителей разных видов спорта.
Футбол – слабая нервная система инертность возбуждения и торможения, уравновешенность по внешнему балансу, преобладания возбуждения или уравновешенность по внутреннему балансу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы ознакомились с психологическими характеристиками футболистов 10-14 лет, в данном возрастном периоде дети склонны к осознанию того, нужны ли им занятия футболом, и готовы ли они жертвовать своими новыми увлечениями ради футбола.

Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы:
1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения
личностей, как уникальных носителей личностных мотивов, выражающихся через убеждения.
2. Все психологические показатели можно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности.
3. Психологические возможности подготовки юных футболистов должны проходить в системном подходе.

Организм детей среднего школьного возраста крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. Поэтому во время занятий следует осуществлять строгий контроль над объемом и интенсивностью нагрузок, с тем, чтобы не допускать переутомления и перенапряжения организма. Чуткий, щадящий подход к ним необходим, особенно в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его функций (например, во время экзаменов в школе, участия в соревнованиях).

Следует учитывать, что нередко напряженные тренировочные занятия могут проходить на фоне утомительной умственной деятельности в школе. В этом случае умственное утомление может суммироваться с физическим и отрицательно повлиять на успехи, как в школе, так и спорте.

Активный отдых — одно из основных средств, ускоряющих восстановительные процессы.
Для управления и планирования процессом тренировки необходимо определить состояние здоровья и подготовленности занимающихся, вести систематический учет результатов контрольных испытаний и врачебно-педагогического контроля над состоянием здоровья и подготовленности, знать сроки и условия проведения соревнований, организовать и спланировать подготовку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Загайнов Р.М.: Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. - М.: Советский спорт, 2010
2. Иванов, А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов. – М.: Советский спорт, 2012. – 112 с. (Серия «в помощь спортсмену»).
3. Ильин, Е.П. Психология спорта - СПб. : Питер, 2008. – 352 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).
4. Инфоурок. Психологическая подготовка юных футболистов/ [Электронный ресурс] 
5. Dokaball.ru Психологическая подготовка юных футболистов / [Электронный ресурс] 


Категория: Блоги | Добавил: Erokhin
Просмотров: 575 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог