Житенёва Е.В., МАОУ СОШ№1 «Школа Сколкво- Тамбов». Педагог-психолог.
Психологический тренинг для молодых специалистов –педагогов и учителей.
Ссылка на игры и упражнения для молодых специалистов находится в qr-коде
Содержание встречи
Заметки
1. Вводная часть
• Вступительное слово ведущего (1 мин)
• Упражнение «Горькая пилюля/сладкая конфета работы с детьми «поколения Z» (2-3 мин)
Цель:- определение проблемных полей и ресурсов при работе с данными категориями детей.
В ходе упражнения озвучиваются сильные и слабые стороны поколения Z.
Далее ведущим проговариваются те моменты, которые пропустили участники и дается информация о том, кто такие «дети поколения Z»
+ информация из буклета (3 мин)
Для экономии времени можно разбить группу на 2 части – половина говорит минусы зетов, половина участников – положительные моменты
2. Основная часть
• Тренинг на командообразование (5 мин):
Цель: - знакомство с играми на командообразование, которые можно потом использовать в работе молодым специалистам
- формирование команды из молодых специалистов
Игры на взаимодействие
«Круг, треугольник, квадрат»
Инструкция: Сейчас я вашей группе буду давать задания, а вы будете выполнять эти задания. Только есть одно условие – делаем мы это в полной тишине – разговаривать, вербально общаться нельзя.
- Постройтесь в круг, треугольник, квадрат
«Слон»
Инструкция: Недавно узнала, что слоны – одни из самых командных животных. Они вместе защищаются от врагов, вместе воспитывают малышей. Сейчас я попрошу вас всей группой представить мне скульптуру слона.
Пусть эта скульптура будет живой.
-Слон, подними правую ногу!
-Протруби в хобот!
-Помаши хвостиком!
Знаете ли вы, как чихает слон? Послушаем. Для этого голова говорит: "Хрящики!"; туловище — "Ящики!"; хвост — "Потащили!".
«Мы – одна команда»
Инструкция: Я так поняла, что вы уже почувствовали, что вы – единая команда, но мне хочется, чтобы вы меня убедили. Для того все вместе встаньте на лист бумаги (газета, кусок обоев) и слаженно громко прокричите – «Мы - одна команда»
Рекомендации для молодых специалистов:
Данные упражнения можно использовать для начала любого классного часа для активизации и разогрева детей; при первой встрече после каникул; при встрече-знакомстве.
• Деловая игра «Кораблекрушение»
Цель: - знакомство с игрой, помогающей выявить групповую динамику, которую можно будет использовать в работе молодым специалистам
- самопознание молодыми специалистами собственной роли в групповой коммуникации
Инструкция: Вы находитесь на яхте в Тихом океане. Ночью была буря. Она уничтожила почти весь груз и вывела из строя все приборы. Но вы знаете, что находитесь не так далеко от островов. Но острова необитаемы – там никто не живет. Ваша яхта медленно тонет. У вас есть надувной спасательный плот, который вместит всех вас и 7 предметов из сохранившегося груза. Я вам даю список 15 сохранившихся предметов. Вам нужно выбрать 7, которые вы возьмете с собой на плот.
Компас.
Зеркало
Канистра с водой.
Противомоскитная сетка.
Коробка с сухим пайком на 1 день.
Карта Тихого океана.
Спасательные жилеты.
Канистра с бензином.
Радиоприемник.
Прибор, отпугивающий акул.
Двадцать квадратных метров непрозрачной пленки.
Бутылка крепкого алкогольного напитка.
Пятнадцать метров крепкого каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть.
Итак, вы должны командой, сообща решить, какие предметы вы возьмете на плот.
Ваша задача усложняется тем, что яхта может потонуть в любой момент, поэтому решение нужно принимать, как можно быстрее.
Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.
Зеркальце для бритья.
Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы спасения.
Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
Пятигаллоновый бочонок воды.
Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения и т.п.
Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.
Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Две коробки шоколада. Резервный запас питания.
Набор рыболовных принадлежностей.
Поставлен ниже шоколада, потому что "синица в руках лучше журавля в небе". Рыбу еще поймать надо.
Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасательное средство.
Репеллент для отпугивания акул.
Можно использовать в качестве репеллента, чтобы отпугивать акул.
Одна кварта пуэрто-риканского рома.
80% крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.
Транзисторный приемник.
Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
Карты Тихого океана.
Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вообще не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. Посреди Тихого океана москитов не бывает.
Секстант. Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.
Рефлексия участников:
- как вы оцениваете успешность вашей группы?
- в чем вы видите причины, способствующие/препятствующие успеху (в зависимости от результата группы)
- комфортно ли вы себя ощущали, работая в группе?
- чем вы можете объяснить ощущение комфорта или дискомфорта в группе?
Рекомендации для молодых специалистов:
- данную игру можно использовать на классном часе для выявления делового и эмоционального лидера, для диагностики детей, нацеленных на собственную личность без учета коллектива, для выявления особенностей групповой динамики и взаимодействия в группе.
Критерии, помогающие определить роль ребенка в группе при наблюдении за игрой
Роли, ориентированные на решение задачи (деловой лидер):
Роли, ориентированные на поддержание отношений в группе (эмоциональный лидер):
Роли, связанные с ориентацией на себя, чаще всего нарушающие работу группы:
• инициирование - член группы определяет проблему, предлагает методы, цели, процедуры, новое направление действий;
• информационный поиск;
• передача информации;
• передача мнений, оценок, убеждений, своих чувств по поводу обсуждения;
• прояснение и разработка идей других;
• координирование, обобщение идей и различных предложений;
• оценка решений и предложений группы;
• обеспечение консенсуса, контроль за состоянием группового согласия.
• ободрение и поддержка - член группы проявляет теплоту, восприимчивость, отзывчивость к другим;
• гармонизация - выступает посредником между участниками и пытается смягчить взаимонепонимание или расхождения, снизить уровень напряженности в группе, используя юмор или иные способы;
• привратник - пытается держать открытыми коммуникационные каналы, т.е. помогает сдержанным членам группы вносить свой вклад в решение групповой задачи, поддерживает дискуссию, если в ней доминируют только один или два человека;
• блокирование - член группы не согласен с решениями, отвергает предлагаемые усилия и отрицает любые мнения;
• агрессивность - критикует, обвиняет других с целью возвышения собственного статуса;
• стремление к признанию - пытается стать центром внимания, хвастаясь своими достижениями в большей мере, чем групповыми задачами, говорит громко, демонстрирует вызывающее поведение;
• уход - демонстрирует безразличие, мечтательность или недовольство;
• доминирование - настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает направления, по которому, по его мнению, должна идти группа;
• стремление к помощи - пытается вызвать симпатию или жалость у других членов группы.
Можно заменить на свои упражнения. Важно, чтобы выбранные упражнения были на взаимодействие и чтобы их можно было использовать в работе молодым специалистам!!!
С разбором ответов не затягивать, так как самая важная часть этого упражнения – это рефлексия и пояснения особенностей проведения это игры на детях
3. Рефлексия
Упражнение «Ручная кладь»
Инструкция: в самолет с собой можно брать только определенное количество вещей, как правило, это важные и ценные вещи, остальное определяют в багажный отсек. Сейчас вы будете продолжать фразу: «Я беру с собой… а дальше проговариваете то важное, что вы возьмете с собой и будете использовать в своей работе. Это может быть, как конкретный прием, так и какой-то вывод или озарение, которые вас посетили на сегодняшнем тренинге.
|