| 
 
 Психологическое сопровождение одаренных детей в ДОУ 
|  (167.2 Kb) | 05.09.2025, 08:06 |  | Ильина Олеся Владимировна |  | воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 29" |  | 
				
			 Одаренность – уникальное свойство человеческого организма, связанное с наличием выдающихся способностей и склонностей к определенным видам деятельности. Одаренные дети выделяются среди сверстников своими талантами и требуют особого подхода в воспитании и обучении. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) большое внимание уделяется выявлению и сопровождению таких детей, так как именно в этом возрасте начинается формирование личности и определяются будущие профессиональные устремления.Главными признаками одаренности являются высокий уровень интеллектуальной и творческой активности, повышенная чувствительность к новому, быстрая реакция на раздражители и особая восприимчивость к окружающим событиям. Несмотря на это, одаренным детям присущи и особые трудности, такие как низкая устойчивость к стрессовым факторам, нетерпимость к рутине и частые конфликты с одноклассниками. Для эффективного сопровождения таких детей педагоги и психологи обязаны учитывать вышеуказанные признаки и выстраивать программу поддержки, соответствующую их индивидуальным потребностям.
 Основная цель психологического сопровождения – создание условий для полного раскрытия и развития способностей одаренного ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
 • идентификация признаков одаренности у ребенка;
 • оказание помощи родителям в понимании особенностей их ребенка;
 • организация специализированных занятий и кружков, стимулирующих развитие одаренности;
 • проведение консультаций и тренингов для педагогов, работающих с одаренными детьми.
 Правильно спланированная программа сопровождения способствует достижению высокого уровня самореализации и удовлетворения жизнью у одаренных детей.
 Направления работы психолога с одаренными детьми включают:
 • диагностическое направление – тестирование и оценка уровня развития способностей.
 • консультативное направление – встречи с родителями и педагогами, разъяснение особенностей одаренных детей.
 • развивающее направление – организация специальных занятий, кружков и секций, способствующих развитию особых способностей.
 • профилактическое направление – предупреждение возможных конфликтов и расстройств, вызванных чувством превосходства и одиночества.
 Каждое из этих направлений играет важную роль в обеспечении благополучия и нормального функционирования одаренного ребенка в детском коллективе.
 Работая с одаренными детьми, необходимо учитывать потенциальные риски, возникающие вследствие повышенной чувствительности и нестабильного эмоционального фона. Основные риски включают:
 • низкую социальную адаптацию;
 • высокий уровень тревожности и депрессии;
 • чувство одиночества и непонимания окружающих.
 Во избежание появления таких рисков психологи проводят профилактические мероприятия, направленные на укрепление уверенности ребенка в себе и развитие его социальной компетентности.
 Перспективы развития психологической службы в ДОУ связаны с внедрением современных технологий и методик, направленных на диагностику и поддержку одаренных детей. В дальнейшем планируется расширить сферу деятельности психологов путем включения инновационных методов и приемов, позволяющих эффективнее работать с одаренностью.
 
 Литература:
 1. Бурменская Г.В. Психология одаренного ребенка. Москва: Академия, 2008.
 2. Васильева Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Москва: Центрполиграф, 2009.
 3. Калягин В.Н. Особенности работы с одаренными детьми. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
 4. Кисляковская В.В. Психология одаренности детей и подростков. Москва: Прометей, 2006.
 5. Потанина А.Г. Программа работы с одаренными детьми в дошкольных учреждениях. Москва: Айрис-Пресс, 2007.
 
 
 |  | Категория: Блоги | Добавил: Olesyailina |  | Просмотров: 40 | Загрузок: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |  
 
| Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
 
 
 |