Сегодня: 04.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Психолого-педагогические аспекты обучения доказательству теорем в геометрии

СКАЧАТЬ (144.4 Kb) 24.11.2025, 11:46
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Доказательство теорем является ключевым элементом школьного курса геометрии, поскольку оно не только укрепляет теоретические знания, но и способствует развитию абстрактного мышления, логики и критичности ума ученика. Процесс обучения доказыванию требует учета целого ряда психолого-педагогических аспектов, влияющих на успех учебного процесса.
 
Прежде всего, важно объяснить учащимся структуру доказательства, состоящую из трех этапов: формулировка утверждения, изложение аргументов и заключение. Это позволит структурировать ход рассуждений и облегчить понимание сути доказательств.

Необходимо познакомить учащихся с основными видами доказательств, такими как прямое доказательство, доказательство от противного, индукция и дедукция. Каждому виду соответствуют свои приемы и логика рассуждения, которые ученики должны освоить.

Процесс обучения доказательствам осложняется несколькими причинами:
• абстрактность понятий и символов;
• сложность интерпретации условных обозначений и схем;
• недостаточный уровень владения математическим языком;
• страх допустить ошибку или непонимание хода рассуждений.

Учителя должны уделять особое внимание устранению этих препятствий.
Одним из эффективных методов является демонстрация учителем пошагово примеров доказательств с последующим разбором и пояснением каждого шага. Другим полезным приемом является привлечение учащихся к поиску аргументов самостоятельно, что повышает мотивацию и вовлеченность.

Рекомендуются следующие техники:
1. Постепенное введение новых понятий и шагов доказательств.
2. Выполнение упражнений на восстановление пропущенных звеньев доказательства.
3. Повторение пройденного материала через закрепляющие тесты и задачи.

Психологи выделяют два типа мотивации – внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проявляется интересом самого ученика к изучаемому материалу, тогда как внешняя связана с внешними стимулами, такими как отметки или похвала. Для успешного обучения доказательствам необходимо стремиться к преобладанию внутренней мотивации, делая уроки геометрии занимательными и вовлекающими.

Важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его личные характеристики, скорость восприятия и уровень подготовки. Гибкость в подборе методов и приемов обучения поможет преодолеть трудности, возникающие у некоторых учеников.

Итак, обучение доказательству теорем в геометрии связано с множеством нюансов, требующих глубокого понимания психологических и педагогических механизмов. Грамотно выстроенный учебный процесс, сочетающий теорию и практику, способствует развитию логического мышления и критического взгляда на математические явления, готовя учащихся к решению сложных задач.

Литературные источники:
1. Арнольд В.И. Что такое математика? М.: МЦНМО, 2019.
2. Белых В.Я. Методы обучения геометрии в средней школе. М.: Просвещение, 2018.
3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 2018.
4. Ершов П.Б. Психология обучения математике. СПб.: Речь, 2017.
5. Жохов В.И. Алгебра и геометрия: методика преподавания. М.: Бином, 2019.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 7 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 04.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог