Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Говоря проще – это воспитание бережного отношения к природе и охраны природы.
Экологическое воспитание в общеобразовательной школе проводится не только во внеурочное время, но и на уроках, причем практически на всех и во всех классах, начиная с первого. Но при этом оно должно соответствовать школьнику того или иного возраста, иными словами, быть доступным для него.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. И это верно. Характерными психологическими особенностями обучающихся начальных классов являются природная любознательность и неподдельный, искренний интерес к окружающему миру, и именно они создают оптимальные условия для экологического воспитания.
Психологические возрастные особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для обеспечения личностного компонента в образовании. В самом общем виде можно выделить следующие:
• эмоциональность и высокая восприимчивость;
• преобладание конкретного, чувственного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления и одновременное формирование абстрактного;
• особая интенсивность проявления эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
• активность ребенка;
• становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности, интенсивность накопления личностного опыта; стремление к развитию, потребность в самореализации; преодоление эгоцентризма, выделение собственного «Я» из окружающего мира, развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия;
• потребность и интенсивность взаимодействия с природой.
• Значительным достижением этого возрастного периода является развитие самосознания, рефлексии, то есть умения оценить себя, посмотреть на себя со стороны, «чужими глазами».
Детям этого возраста еще свойственно подражание и согласие. Поэтому им нужно не только показывать на своем примере, но и рассказывать, как следует относиться к природе, а также читать и анализировать художественные произведения на экологические темы, смотреть и обсуждать мультфильмы.
Кроме этого, можно использовать следующие методы экологического воспитания:
• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины);
• развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
• формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (проблемный подход к процессу обучения);
• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
В младшем школьном возрасте дети получают только первоначальные сведения об экологии, они немного углубляют те знания, умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте: в детском саду и в семье. Именно в этом возрасте у них начинается формирование осознанного отношения к вопросу экологии в целом. А для этого необходимо бывать со своими детьми на природе. Вот где можно дать ребенку настоящую свободу, с которой он будет познавать мир. Нервная система этого ребенка не истощается, ибо она всегда в прямом контакте с таким мощным аккумулятором, как земля, природа.
Ниже приведем общие показатели сформированности бережного отношения к природе у младших школьников. К ним относятся:
• интерес к объектам окружающей среды, условиям жизни животных и растений;
• участие в экологически направленной полезной деятельности;
• старательное выполнение экологических правил как в школе, так и вне стен учебного заведения;
• проявление готовности к оказанию помощи природе – животным, растениям и т. д.;
• эмоциональная реакция на природу – желание передать свои чувства и эмоции в виде творчества;
• контроль собственного поведения и отношения к окружающей среде.
Таким образом, экологическое воспитание школьников является стержнем современного образования и служит ключом к формированию нравственности, поскольку нравственность и экологическая грамотность взаимосвязаны. Экологическое воспитание способствует повышению экологической грамотности, осознанному отношению к ресурсам и уровня практическим навыков принятия экологически обоснованных решений.
Степанова Маргарита Максимовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа
им. Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)»
|