Сегодня: 16.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Психолого-педагогические основы экологического воспитания обучающихся 1-4 классов

СКАЧАТЬ (21.3 Kb) 10.04.2025, 10:44
Степанова Маргарита Максимовна
учитель, МБОУ "Кюндяинская СОШ им.Б.Н.Егорова"
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Говоря проще – это воспитание бережного отношения к природе и охраны природы.

Экологическое воспитание в общеобразовательной школе проводится не только во внеурочное время, но и на уроках, причем практически на всех и во всех классах, начиная с первого. Но при этом оно должно соответствовать школьнику того или иного возраста, иными словами, быть доступным для него.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. И это верно. Характерными психологическими особенностями обучающихся начальных классов являются природная любознательность и неподдельный, искренний интерес к окружающему миру, и именно они создают оптимальные условия для экологического воспитания.

Психологические возрастные особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для обеспечения личностного компонента в образовании. В самом общем виде можно выделить следующие:
• эмоциональность и высокая восприимчивость;
• преобладание конкретного, чувственного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления и одновременное формирование абстрактного;
• особая интенсивность проявления эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
• активность ребенка;
• становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности, интенсивность накопления личностного опыта; стремление к развитию, потребность в самореализации; преодоление эгоцентризма, выделение собственного «Я» из окружающего мира, развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия;
• потребность и интенсивность взаимодействия с природой.
• Значительным достижением этого возрастного периода является развитие самосознания, рефлексии, то есть умения оценить себя, посмотреть на себя со стороны, «чужими глазами».

Детям этого возраста еще свойственно подражание и согласие. Поэтому им нужно не только показывать на своем примере, но и рассказывать, как следует относиться к природе, а также читать и анализировать художественные произведения на экологические темы, смотреть и обсуждать мультфильмы.

Кроме этого, можно использовать следующие методы экологического воспитания:
• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины);
• развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
• формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (проблемный подход к процессу обучения);
• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

В младшем школьном возрасте дети получают только первоначальные сведения об экологии, они немного углубляют те знания, умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте: в детском саду и в семье. Именно в этом возрасте у них начинается формирование осознанного отношения к вопросу экологии в целом. А для этого необходимо бывать со своими детьми на природе. Вот где можно дать ребенку настоящую свободу, с которой он будет познавать мир. Нервная система этого ребенка не истощается, ибо она всегда в прямом контакте с таким мощным аккумулятором, как земля, природа.

Ниже приведем общие показатели сформированности бережного отношения к природе у младших школьников. К ним относятся:
• интерес к объектам окружающей среды, условиям жизни животных и растений;
• участие в экологически направленной полезной деятельности;
• старательное выполнение экологических правил как в школе, так и вне стен учебного заведения;
• проявление готовности к оказанию помощи природе – животным, растениям и т. д.;
• эмоциональная реакция на природу – желание передать свои чувства и эмоции в виде творчества;
• контроль собственного поведения и отношения к окружающей среде.

Таким образом, экологическое воспитание школьников является стержнем современного образования и служит ключом к формированию нравственности, поскольку нравственность и экологическая грамотность взаимосвязаны. Экологическое воспитание способствует повышению экологической грамотности, осознанному отношению к ресурсам и уровня практическим навыков принятия экологически обоснованных решений.

Степанова Маргарита Максимовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа
им. Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)»


Категория: Блоги | Добавил: vmv
Просмотров: 117 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 16.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог