Системно-деятельностный подход в обучении
как ресурс качественного образования
Бальчус Ирина Васильевна –учитель МКОУ Половинкинская СОШ
В настоящее время качество образования является ведущей идеей образовательной политики государства. Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, положенный в основу этого документа, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;
- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задаёт себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Структура изучения темы определяется компонентами учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Работа над темой предполагает следующие этапы:
Этапы изучения темы |
Крупные
структурные блоки |
Психологические этапы познавательного процесса |
1. План-схема изучения учебного материала |
Вводная часть |
Вводно-мотивационный этап |
2. Ведомость открытого учёта работы учащихся |
3. Решение учебных задач |
Основная часть |
Познавательный этап |
4. Групповой контроль |
Оценочная часть и рефлексия |
Рефлексивный этап |
5. Рефлексия |
Вводная часть. В вводной части осуществляется проектирование деятельности на основании правил познания (мотивация; определение учебных задач и планирование решения). Используется следующая схема:
Что было изучено? --> Что следует изучить? ---> В какой последовательности изучать? --> Как изучать? --> Какие методы использовать? --> Как корректировать деятельность для достижения цели? --> Как прогнозировать деятельность?
Основная часть организации учебно-познавательной деятельности выстраивается в соответствии с планом действий, определённым в вводной части. При организации учебного процесса учитываются особенности процесса «восхождения» по уровням усвоения (от репродуктивного до исследовательского). Эффективным средством организации совместной деятельности является учебное моделирование, которое строится с привлечением различных средств обучения- схем, карточек, таблиц, картин. Основой совместной преобразующей деятельности являются различные источники информации. Это – учебная и специальная литература, справочники, обучающие программы и Интернет-ресурсы. В урочной деятельности практикутся уроки-лекции, «круглые столы», практические и творческие работы, дискуссии,семинары-практикумы.
«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» - эти слова относятся к Оценочной части и рефлексии. На данном этапе учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата.
Важной задачей каждого урока является формирование универсальных учебных действий учеников, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и задачи. Овладение универсальной учебной деятельностью даст учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.
На уроках и во внеурочной деятельности следует также обращать внимание на развитие умения школьников выполнять исследовательские и проектные работы. Практическая направленность таких уроков и занятий позволяет создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Опыт работы позволил сделать вывод: важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса. Это здоровьесберегающее обучение, портфолио ученика и учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, внедрение информационно-коммуникативных технологий и педагогических инноваций, мониторинг уровня сформированности компонентов учебной деятельности.