Сегодня: 24.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Системно-деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования

СКАЧАТЬ (28.6 Kb) 06.08.2024, 15:37
Бальчус Ирина Васильевна
учитель русского языка и литературы, МКОУ Половинкинская СОШ
Системно-деятельностный подход в обучении
как ресурс качественного образования

 
                                 Бальчус Ирина Васильевна –учитель МКОУ Половинкинская СОШ
 
В настоящее время качество образования является ведущей идеей образовательной политики государства. Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный   подход, положенный в основу этого документа, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования;
- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся;
-  обеспечение преемственности  образования; 
- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задаёт себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.


Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Структура изучения темы определяется компонентами учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Работа над темой предполагает следующие этапы:
Этапы изучения темы Крупные
структурные блоки
Психологические этапы познавательного процесса
1. План-схема изучения учебного материала  
 Вводная часть
 
Вводно-мотивационный этап
2. Ведомость открытого учёта работы учащихся
3. Решение учебных задач Основная часть Познавательный этап
4. Групповой контроль  Оценочная часть и рефлексия
Рефлексивный этап
5. Рефлексия
 
Вводная часть. В вводной части осуществляется проектирование деятельности на основании правил познания (мотивация; определение учебных задач и планирование решения). Используется следующая схема:

Что было изучено? --> Что следует изучить? ---> В какой последовательности изучать? --> Как изучать? --> Какие методы использовать? --> Как корректировать деятельность для достижения цели? --> Как прогнозировать деятельность?  

Основная часть организации учебно-познавательной деятельности выстраивается в соответствии с планом действий, определённым в вводной части. При организации учебного процесса учитываются особенности процесса «восхождения» по уровням усвоения (от репродуктивного до исследовательского). Эффективным средством организации совместной деятельности является учебное моделирование, которое строится с привлечением различных средств обучения- схем, карточек,  таблиц,  картин. Основой совместной преобразующей деятельности являются различные источники информации. Это – учебная и специальная литература,  справочники, обучающие программы и Интернет-ресурсы. В урочной деятельности практикутся уроки-лекции, «круглые столы», практические и творческие  работы, дискуссии,семинары-практикумы.

«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» - эти слова относятся к Оценочной части и рефлексии.  На данном этапе учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
        
Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,  найти причины неудач,  применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата.

        
Важной задачей каждого урока является  формирование универсальных учебных действий учеников,  позволяющих  ставить  и  решать  важнейшие жизненные и задачи. Овладение универсальной учебной деятельностью даст учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.

        
На уроках и во внеурочной деятельности следует также обращать  внимание на развитие умения школьников выполнять исследовательские и проектные работы. Практическая направленность  таких уроков и занятий позволяет создать условия для формирования у детей  самостоятельности  выбора  действия,  способа  добывания  информации,  самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.        Опыт работы позволил сделать вывод: важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом  особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса. Это здоровьесберегающее обучение, портфолио ученика и учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений, не­пре­рыв­ное со­вер­шен­ст­во­ва­ние уров­ня пе­да­го­ги­че­ско­го мас­тер­ст­ва, внедрение  информационно-коммуникативных технологий и педагогических инноваций, мониторинг уровня сформированности  компонентов учебной деятельности.


Категория: Блоги | Добавил: Balchus1959
Просмотров: 65 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог