Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Системно-деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования

СКАЧАТЬ (28.6 Kb) 06.08.2024, 15:37
Бальчус Ирина Васильевна
учитель русского языка и литературы, МКОУ Половинкинская СОШ
Системно-деятельностный подход в обучении
как ресурс качественного образования

 
                                 Бальчус Ирина Васильевна –учитель МКОУ Половинкинская СОШ
 
В настоящее время качество образования является ведущей идеей образовательной политики государства. Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный   подход, положенный в основу этого документа, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования;
- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся;
-  обеспечение преемственности  образования; 
- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задаёт себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.


Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Структура изучения темы определяется компонентами учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Работа над темой предполагает следующие этапы:
Этапы изучения темы Крупные
структурные блоки
Психологические этапы познавательного процесса
1. План-схема изучения учебного материала  
 Вводная часть
 
Вводно-мотивационный этап
2. Ведомость открытого учёта работы учащихся
3. Решение учебных задач Основная часть Познавательный этап
4. Групповой контроль  Оценочная часть и рефлексия
Рефлексивный этап
5. Рефлексия
 
Вводная часть. В вводной части осуществляется проектирование деятельности на основании правил познания (мотивация; определение учебных задач и планирование решения). Используется следующая схема:

Что было изучено? --> Что следует изучить? ---> В какой последовательности изучать? --> Как изучать? --> Какие методы использовать? --> Как корректировать деятельность для достижения цели? --> Как прогнозировать деятельность?  

Основная часть организации учебно-познавательной деятельности выстраивается в соответствии с планом действий, определённым в вводной части. При организации учебного процесса учитываются особенности процесса «восхождения» по уровням усвоения (от репродуктивного до исследовательского). Эффективным средством организации совместной деятельности является учебное моделирование, которое строится с привлечением различных средств обучения- схем, карточек,  таблиц,  картин. Основой совместной преобразующей деятельности являются различные источники информации. Это – учебная и специальная литература,  справочники, обучающие программы и Интернет-ресурсы. В урочной деятельности практикутся уроки-лекции, «круглые столы», практические и творческие  работы, дискуссии,семинары-практикумы.

«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» - эти слова относятся к Оценочной части и рефлексии.  На данном этапе учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
        
Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,  найти причины неудач,  применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата.

        
Важной задачей каждого урока является  формирование универсальных учебных действий учеников,  позволяющих  ставить  и  решать  важнейшие жизненные и задачи. Овладение универсальной учебной деятельностью даст учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.

        
На уроках и во внеурочной деятельности следует также обращать  внимание на развитие умения школьников выполнять исследовательские и проектные работы. Практическая направленность  таких уроков и занятий позволяет создать условия для формирования у детей  самостоятельности  выбора  действия,  способа  добывания  информации,  самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.        Опыт работы позволил сделать вывод: важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом  особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса. Это здоровьесберегающее обучение, портфолио ученика и учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений, не­пре­рыв­ное со­вер­шен­ст­во­ва­ние уров­ня пе­да­го­ги­че­ско­го мас­тер­ст­ва, внедрение  информационно-коммуникативных технологий и педагогических инноваций, мониторинг уровня сформированности  компонентов учебной деятельности.


Категория: Блоги | Добавил: Balchus1959
Просмотров: 49 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог