Мастер-класс по теме "Путешествие по времени"
(146.3 Kb)
| 09.06.2022, 19:09 |
Кнышова Алла Леонтьевна |
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 имени А. Г.Сапрунова Гиагинского района, Республики Адыгея |
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я. А. Коменский
Здравствуйте, уважаемые коллеги и зрители. Предмет нашего разговора необычен. Это никто никогда не видел, не знает, где это началось и когда закончится. Но каждый человек с этим встречается постоянно. Это вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если это пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это.
Да, это время. И сегодня мы с вами поговорим о времени.
Тема мастер-класса: «Путешествие по времени».
Цель: демонстрация приёмов работы с метапредметной темой «Время».
Задачи:
1. Показать использование метапредметных технологий в преподавании отдельных предметов.
2. Продемонстрировать способы работы с темой «Время».
Метапредмет – это то, что стоит за предметом или над несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
(Хуторской А.В.)
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знания на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Идея интеграции все настойчивее проникает в школьную практику. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи.
Сегодня я хочу показать некоторые приёмы работы с метапредметной темой «Время».
Вопрос фокус-группе: Что такое время? (отвечают)
Однозначного определения этого понятия нет. Понятие «время» - предмет изучения таких наук как физика, математика, химия, грамматика, биология, история и т.д.
Фокус - группа
Скажите, пожалуйста, а какой прибор нам помогает измерять время в часах и секундах? Какие часы бывают? (отвечают)
Экологическое образование – одно из важнейших направлений в начальной школе. Это составляющая многих моих уроков. Понятие «время» легко укладывается в систему формирования экологической культуры. Поэтому фокус-группам я предлагаю задания, объединяющие два направления моей работы.
Большую часть мусора составляют пластиковые изделия. Им можно дать «вторую жизнь». Предлагаю фокус-группам из бросового материала изготовить часы.
У вас на столе стоят предметы. Используя их, сделайте часы.
1 группа: 2 пластиковых стакана, бутылка воды, шило.
2 группа: пластиковый стакан, картон, песок, шило.
Для зала
Как часто и, в каких случаях мы используем понятие «время»? (отвечают).
Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. И вы сейчас должны узнать фразеологизм по картинке (демонстрация на слайде).
Битый час. Убить время! Тянуть время. Время не ждет. Время терпит. Время летит. Время течет.
Вот уже наши группы справились с заданием. Какие же часы у вас получились? (Песочные, водяные).
С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. К сожалению, такие часы работали только днем и только в солнечную погоду.
Водяные часы могут отмерять время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».
«Течёт время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.
Обращаю ваше внимание, что о времени мы сейчас говорим с точки зрения физики, русского языка, технологии и, даже, экологии. Другие науки тоже помогают нам раскрыть это понятие…
Сегодня широко используются электронные часы. А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают самое точное время. Какие часы изобретут в будущем, никто не знает.
Дорогие помощники, я предлагаю вам выполнить задание.
Фокус - группа
1. Циферблат часов нужно разделить на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова.
2. Какое время года с какой птицей связано? Приклеить птиц на определенное время года.
Для зала
А вас я попрошу помочь мне продемонстрировать методический прием «Верю-не верю…»
Если вы мне верите, то хлопаете в ладоши.
1. … что в сутках 1440 минут? (да 24х60=1440)
2. … что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней? (Прошло полных 2017 лет умножаем на 365 дней в году и плюс 75 дней от 1 января до сегодняшнего дня - это 738222 дня. А это меньше миллиона)
3. … что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз? ( Да, если он родился в високосный год.)
4. … что в 8 часов утра одного и того же дня один и тот же человек может находиться и в Петропавловске-Камчатском и в Краснодаре? (Да, потому что разные часовые полюса)
5. …что время можно определить по дождю? (Жители бразильского города Пара определяют время по дождю. Короткие тропические ливни идут здесь по несколько раз в день и почти всегда в одно и то же время)
6. … что японцы не первыми на Земле встречают рассвет нового дня? (Считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют Страной восходящего солнца. И совершенно зря. В городе Владивостоке (Российское Приморье) утро по Гринвичу наступает на час раньше, чем в Токио).
Пока мы решали эвристические задачи, фокус-группы справились с заданиями из разных областей наук, преподаваемых в начальной школе.
Расскажите, какое задание вам было предложено? Как вы справились с заданием? На каком предмете в начальной школе могут применяться добытые вами знания?
Метапредметный подход к обучению в начальной школе позволяет формировать метапредметные умения: извлекать информацию из различных источников, составлять план деятельности, отбирать материал по заданной теме, использовать различные средства наглядности, выражать свое мнение и аргументировать его, вести дискуссию и другие.
Вы, наверное, устали. Давайте проведем небольшую физминутку. Вы убедитесь, что даже сейчас мы ни на минуту не отойдем от предмета нашего разговора и поговорим о времени с точки зрения физической культуры и анатомии.
Как человек меняется со временем? (стареет)
А можно определить биологический возраст человека?
1. Попрошу фокус-группу выйти из-за стола, желающие в зале, могут присоединиться и подняться со своих кресел. Крепко зажмурьте глаза (это важно!), встаньте на правую или левую ногу. Другую ногу поднимите примерно на 10 см от пола. А я засекаю время, в течение которого вы сможете устоять. Если вы устояли на одной ноге:
30 секунд и более - ваш возраст соответствует 20-летнему человеку,
20 секунд - 40-летнему,
15 секунд - 50-летнему,
менее 10 секунд - 60-летнему и старше.
Этим веселым упражнением мы проверили работу вестибулярного аппарата.
2. Попрошу фокус-группу распределиться на пары. Один партнер держит линейку длиной 50 см на отметке «50» вертикально вниз. Рука второго партнера находится примерно на 10 см ниже. Как только первый партнер отпускает линейку, должен схватить ее большим и указательным пальцами. Готовы?
Если вы схватили линейку на отметке 20 - ваш биологический возраст составляет 20 лет,
на отметке 25 см - 30 лет,
на отметке 35 см - 40 лет,
на отметке 45 см - 60 лет,
не удалось поймать - 70 лет.
Данным упражнением мы проверяем состояние нервной системы, проверяя быстроту реакции.
Надеюсь, вы поняли, что это была шутка, и ваш биологический возраст равен тому, на сколько лет вы сами себя ощущаете. А я знаю, что в школе работают только молодые душой люди.
Таким образом, уроки с применением метапредметных технологий дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о вариативности изучения одного и того же предмета в разных предметных областях. Такие уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. И я предлагаю вам творчески завершить наш мастер-класс и спеть песню.
|
Категория: Блоги | Добавил: allo4ka2510
|
Просмотров: 402 | Загрузок: 13
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|