Пути и подходы оптимизации учебной деятельности младших школьников
(26.0 Kb)
| 04.05.2022, 12:14 |
Алексеева Ольга Александровна |
педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Детско-юношеский центр" Прохоровского района |
Учебный процесс является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте. Новый для ребенка социальный статус оказывает большое влияние на его психику. Важным новообразованием этого периода, по мнению В. В. Давыдова является рефлексия - «осознание человеком того, что он делает, и какие последствия приносят его действия». Так же на эмоциональное благополучие ребенка влияет то, как его оценивают значимые для него взрослые, в первую очередь родители, а так же учителя, тренеры и воспитатели. Учебная деятельность и, соответственно ее успешный результат имеет существенно более важное значение, чем результат какой-либо другой деятельности. Обучающийся находится в строгих рамках оценивания его успеваемости (темп чтения, шкала оценок, количество ошибок в тексте и т.д.) Некоторые родители требуют от ребенка максимально положительных результатов, не считаясь с его возможностями, темпом работы и интересами. Каждый недочет и неуспех ребенка вызывает негативные эмоции и действия со стороны родителей. Тем не менее, родителям необходимо поддерживать ощущение нового, важного для ребенка статуса школьника. Интересоваться процессом и результатами обучения, не принижать важность происходящего. Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, моральная поддержка и поощрение способствует повышению самооценки и уверенности в себе. Помимо этого, ребенок, находясь в постоянном сравнивании себя с остальными учениками, чувствует себя отстающим, недостаточно «хорошим» и способным, что в последствии вызывает стресс и отстраненность. Таким образом, можно предположить, что неудачи в учении будут сопровождаться негативными эмоциональными переживаниями из-за наличия у ребенка общечеловеческой нацеленности на достижение желаемого результата в учебной деятельности, а также особой значимости этого достижения вследствие требования этого от ребенка социальным окружением.
Многие специалисты (Л. И. Божович, 3. И. Калмыкова, Л. С. Славина и др.) говорили о том, что среди неуспевающих учащихся лишь малая группа детей отличается пониженной обучаемостью, остальные — это педагогически запущенные дети, у которых систематические неудачи в учении привели к снижению самооценки, учебной мотивации и, более того, равнодушию к успехам и неудачам в овладении учебными умениями. Далее нельзя не остановиться на таких важных для нас исследованиях, как работы И. А. Аршавского, И. С. Коростылевой, В. С. Ротенберга. Неудачи рассматриваются ими как ситуации, в которых «действия человека, направленные на достижение цели, не приводят к желаемому результату". Следуя одна за одной, неудачи приобретают для человека большую эмоциональную значимость или личностный смысл, чем достижение цели, это приводит к развитию пассивной стратегии поведения, которой М. Селигман дал определение «обученная беспомощность». Ей человек обучается вследствие длительного ощущения неконтролируемости ситуации, независимости успешности результата от усилий. Если ребенок не понимает, почему одни его действия оказываются правильными, другие — ошибочными, он начинает воспринимать ситуацию как неподконтрольную. Важным является и то, чему человек приписывает причины неудачи. Если он считает, что в неудачах виноват он сам, то тут открывается возможность для формирования «обученной беспомощности». Большое значение имеет также фактор времени, т. е. считает ли человек свои неудачи происходящими только в настоящем или предполагает, что они будут преследовать его в будущем.
По мнению Е. М. Рожкова, в вероятности неудачи или успеха человека выделяются субъективные и объективные компоненты «под объективным компонентом понимается реальное отсутствие способностей, навыков и умений для выполнения поставленных задач. Субъективным же компонентом является убеждение человека в собственных способностях или неспособностях, что в свою очередь отражается на мотивации к учебной деятельности». Следуя данной парадигме, можно разделить людей с субъективным компонентом на две группы:
1. Ориентирующиеся на успех – те, кто уверен в своих силах, имеет высокую самооценку. Верит в успех своих действий, направлены на достижение цели. Имеют реалистичный уровень притязаний, выбирают задачи со средней вероятностью успеха.
2. Сомневающиеся – избегающие неудачу. Ориентация не на успех, а на заведомое избежание провала. Выбирают или очень легкие задания, или наоборот сложные, в последствии проявляя большую настойчивость их решении.
Стоит отметить, что в целом, люди мотивированные на успех имеют большую настойчивость, чем ожидающие неудачу. Главным различием описанных групп, является реакция на неудачу. У тех людей, кто мотивирован на успех, провал усиливает мотивацию, у индивидов, избегающих неудачу, напротив, значительно ее снижает.
Основная задача оптимизации обучения в начальной школе может показаться парадоксальной. Это не столько организация учебного процесса, при которой педагогом осуществляется выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности, сколько дающая ученику в целом ощущение успешности в школе.
Следует выделить параметры, влияющие на переживание младшими школьниками неудач в обучении. Выделяются дети, неустойчивые к школьным неудачам. Для них требуется отдельный подход педагога в процессе обучения, а так же следует находить способ компенсации неудачи. В таблице представленной ниже, мы рассмотрим параметры, влияющие на переживание неудачи в процессе обучения по Рудковой О. А.
Параметры, влияющие на переживание неудачи в процессе обучения. |
Самооценка
Признаки;
- лень;
-медлительность;
- отказ от выполнения заданий. |
Дети с нестабильной, низкой самооценкой острее реагируют на неудачи при обучении, что приводит к отсутствию мотивации, а так же нежеланию учувствовать в образовательном процессе. |
Тревожность и страхи
Признаки;
- чувство отчаянья;
- замкнутость;
- эмоциональная подавленность. |
Неудачи в обучении вызывают чувство вины перед авторитетными взрослыми. Конфликт между желанием преуспеть и невозможность этого осуществить. |
Слабая нервная система
Признаки:
- повышенная утомляемость;
- физические проявления тревоги (головная боль перед посещением школы, расстройства организма перед ответом/контрольной работой) |
Психосоматические проявления при переживании трудностей в процессе обучения. Отрицательные оценки понижают учебную мотивацию. |
Одним из методов повышения уровня мотивации к обучению, снятия тревожности и повышения самооценки является «островок успехов». При применении этого метода педагог дает учащимся индивидуальные задания, с которыми они объективно могут справиться. После выполнения заданий младшие школьники будут поощрены публично словестно.
Для снижения эмоционального напряжения и негативной реакции на ошибки, детям показывают обучающую роль ошибок в образовательном процессе. На практике это реализуется следующим образом: ребенок получает задание с заведомо совершенными ошибками, которые он должен исправить. Наилучшую эффективность данный метод проявляет в случае, если ошибки совершены непосредственно учителем. Несмотря на то, что ребенок понимает искусственность ситуации, это помогает ему убедится в том, что ошибки совершает каждый.
Детям с повышенной тревожностью важно чувствовать безопасность окружающего пространства. Для этого, создается ощущение подконтрольности происходящего. С таким ребенком проговаривают режим дня, последовательность уроков и заданий, а так же обсуждают планы на следующий учебный день. Важный момент при работе с такими детьми - отсутствие страха перед учителем, ведь порог страха у них значительно повышен. Для этого педагог позволяет себе проявлять не только строгость, но и снисхождение, более неформальное общение с учениками.
Г.Штипек, изучая учеников начальных школ, пришел к выводу, что конкуренция в более старших классах поощряет учащихся переключаться с установки на выполнение задания на установку получить результат и больше заботиться о том, чтобы избежать неудачи. По мере того, как дети в начальной школе переходят из класса в класс, качество работы в школе, которого они от себя ожидают, все больше становится подверженным влиянию обратной связи относительно качества их работы в школе, получаемой от учителей. Резкие замечания педагогов, отрицательные оценки, способны изменить стремление учеников к достижениям целей, на избегание неудач.
Индивидуальный подход к младшим школьникам повышает мотивацию обучения, оптимизирует учебный процесс и влияет на дальнейшее обучение ребенка. Так же это снижает уровень агрессии, профилактирует школьные и общественные нарушения и сохраняет обучаемость в старшем школьном возрасте.
По мнению Е. А. Наговицыной «специфика психики младших школьников, требует особого подхода к процессу их обучения, и предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов в рамках одного урока. В процессе обучения необходима периодическая смена деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм организации учебного процесса (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, исследовательский) и т.д.».
Д. К. Макклелланд считал, что для оптимизации процесса обучение «педагогам необходимо соблюдать следующие условия:
- создавать условия, в которых ребенок имеет выбор, но в то же время, сводить негативные последствия личного выбора к минимуму, для того чтобы они смогли научиться самостоятельно делать мотивированный выбор степени сложности задания.
- сформировать ответственность за свой выбор и решения, для того, чтобы видеть причину своих результатов в себе, а не приписывать свои неудачи посторонним силам».
Для осуществления данного принципа, Д. К. Макклелланд приводит два условия:
1. «Учащийся должен сам справляться с выбранными заданиями и полагаться на свои знания;
2. В случае неудачи, последствия для ученика не должны быть суровыми».
Л. Алешина, отмечает, что «на процесс обучения значительно влияют отношения ребенка со сверстниками. Часто, неуспевающий ребенок подвергается насмешкам и отстранению от коллектива. Имеет место и обратная ситуация, когда успевающий ребенок не находит понимая в классе, так как его считают странным». Взаимоотношения между обучающимися должны находиться под контролем педагога для того, что оптимизировать учебный процесс. В свою очередь директор учебного заведения должен контролировать взаимодействия педагогов и обучающихся.
Еще одним фактором, влияющим на успешность обучения, является система поощрений учащихся. Поощрения должны объективно оценивать результаты обучающегося и отражать не только его способности, но и усилия направленные на решение поставленной задачи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обеспечение определенных психологических условий в образовательном процессе, приводит к активизации интеллектуальной активности детей младшего школьного возраста, а так же способствует не только овладению определенными знаниями, умениями и навыками, но и формирует всесторонне развитую, социально - адаптивную личность.
|
Категория: Блоги | Добавил: Marla
|
Просмотров: 386 | Загрузок: 5
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|