Математическое образование является важнейшим фактором формирования личности, развития интеллектуального и творческого потенциала. С современной точки зрения главной задачей учителя математики является специальное конструирование учебных ситуаций, содержащих в себе необходимую учащимся учебную информацию. Это требует от учителя: творческое отношение к структуре урока; развитие способностей к математическому творчеству; поиск более эффективных педагогических технологий обучения.
Сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих обучающихся словесной речи должно проходить совместно с развитием словесно-логического мышления. Многое в этом направлении могут сделать учителя математики.
Методика проведения учебных занятий по математике с глухими детьми должна иметь следующие особенности: изложение материала с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности (постановка различного рода вопросов); комплексное использование устной, дактильной и жестовой речи, представление материала малыми дозами, немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов, многократное повторение.
Методы, приемы и средства работы с детьми с нарушенным слухом и речью, которые рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях, являются специальными. Главная задача учителя – сделать образовательный процесс максимально эффективным для глухого обучающегося. Для этого необходимо использование специфических методов, приемов и средств не только на специальных занятиях, но и на уроке математики.
Количество методических приемов, которые используются в работе с глухими обучающимися очень велико. Методический прием используется учителем для более эффективного усвоения учебного материала. Чем больше приемов применяет учитель, тем успешнее он использует общие методы, тем выше его педагогическое мастерство.
Традиционные подходы к обучению математики в случае работы с неслышащими и слабослышащими школьниками требуют существенного пересмотра: специфичность развития познавательной и эмоциональной сферы таких детей, а также их физиологические особенности обуславливают иное воплощение основных дидактических принципов. Кроме того, возникает необходимость параллельной реализации коррекционного компонента (словарная работа, формирование произношения, разработка дополнительных средств наглядности, развитие слухового восприятия, проведение речевых зарядок, обеспечение работы компенсаторного оборудования и т. д.). Так, например, один из основных этапов обучения математике в специальной школе – развитие вычислительных навыков – происходит в процессе формирования прочных и уверенных знаний о способах устных и письменных исчислений, умений их разумного использования. Формирование культуры арифметических вычислений происходит в течение всего курса математики, однако, если на начальном этапе не будет построена база необходимых умений, дальнейшая работа окажется сильно затрудненной для детей.
Безусловная необходимость коррекционной работы на уроках математики вызвана, в первую очередь, серьезными затруднениями в развитии счетно-вычислительных навыков у детей с нарушенной слуховой функцией. У слышащих ребят данный процесс основан на выполнении нескольких последовательных умственных операций, а у глухих учащихся этому препятствует замедленный характер развития аналитического и логического мышления.
Построение учебного материала необходимо направлять на то, чтобы подвести всех учащихся к максимальному уровню овладения знаниями и умениями, ориентироваться на создание таких условий, при которых большинство учащихся в состоянии полностью усвоить учебный материал.
Организовывать индивидуальную работу: подбирать дополнительные дидактические материалы, рассчитанные на более слабых обучающихся. Составлять разно уровневые самостоятельные и контрольные работы, выявлять и оценивать знания, определять качество уровня знаний.
Большое значение для детей с депривацией слуха приобретает зрительное восприятие речи. Наиболее доступная форма речи является – письменная. Огромное использование на уроках математики табличек со словами (название чисел, математических действий, геометрических фигур, и т.д.), фразами, текстами задач способствует компенсации недостаточной речевой практики, обогащается словарный запас.
Особое внимание заслуживает реализация специального дидактического принципа опоры на предметно-практическую деятельность. Этот принцип предполагает широкое использование различных видов деятельности учащихся на уроках всех без исключения учебных предметов как специфического средства коррекции и обеспечения компенсаторного развития всех сторон психики ребенка с нарушениями слуха.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Применение компьютерной техники позволяет сделать урок не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения. Использование компьютера позволяет представить краткое изложение материала со схемами, рисунками и различными спецэффектами для лучшего восприятия.
Только умелое сочетание традиционных и инновационных технологий, творческий подход учителя поможет поднять образовательный уровень учащихся с нарушениями слуха по математике.
Выводы
Опираясь на вышесказанное, можно сделать следующие выводы: при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности психофизиологических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых. Это обусловливает особенности преподавания, которые включают в себя коррекционную направленность обучения, использование устной, дактильной и жестовой речи и специфических средств общения с глухими обучающимися.
Поиск путей повышения эффективности обучения математике глухих школьников неразрывно связан с разработкой специфических методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных возможностей и дальнейшее развитие словесно-логического мышления данной категории учащихся.
Совершенствование системы обучения лиц с недостатками слуха предполагает повышение и качества их математического образования как основа для многих профессий и важного компонента общей культуры члена современного общества.
Список литературы
1. Гозова, А.П. Особенности решения логических задач глухими учащимися Текст. / А.П. Гозова, Т.К. Стуре // Дефектология. 1981. - №3. - С. 36 - 38.
2. Жеребятьева Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучения математике глухих детей: Автореф. дис. ...
канд. пед. наук. М., 2003. - 22с.
3. Повышение эффективности обучения глухих школьников: Сб. науч. тр. / Редкол. А.Г. Зикеев и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. 176 с.
4. Сивинский А.М., Куламбаева К.К. Педагогические условия эффективного обучения детей с нарушениями слуха на примере уроков математики // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(16). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 80-87.
5. Сухова, В.Б. Обучение математике в подготовительном - IV классах школ для глухих и слабослышащих детей: Учебное пособие для пед. вузов Текст. / В.Б. Сухова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
6. Сухова, В.Б. Совершенствование учебной деятельности младших глухих школьников на уроках математики Текст. / В.Б. Сухова // Дефектология. — 1994.- №1,- С. 37- 42.
|