Пути решения для полноценного предоставления материала в условиях современного усложнения сторонними социальными факторами на уроках информатики
1. Общие проблемы ведущие к усложнению предоставления информации и его усвоение обучающимися.
В современных реалиях стремительно развивающихся информационных технологий и увеличения информационного пространства, у современного поколения возникают препятствия в виде огромного количества информации, вызывая «информационную перегрузку», что приводит к быстрой переутомляемости. В следствии чего проявляется забывчивость, апатия и отсутствие интереса к дальнейшему развитию и изучению дополнительного учебного материала.
Из общих проблем рассмотрим пагубное влияние развития технологий и увеличение информационного поля и его содержания:
1.1. Развитие технологий, на сегодняшний день, является неотъемлемой частью развития современного общества, которое нельзя назвать – проблемой. Проблема вытекает из второстепенных факторов, лишь косвенно касающихся тему развития технологий, среди которых можно выделить недостаточность знаний у потребителей в области информационных технологий, в следствии чего происходит неверное толкование и крайне неэффективное использование современных технологий.
1.2. Увеличение информационного пространства обусловлено прежде всего ростом потребности в получении различной информации конечным пользователям. Однако возникает сопутствующая проблемная тенденция – перегрузка информационного пространства идентичной информацией, так же засорение информационного поля так называемой «фейковой» информацией. В следствии чего происходит постоянное засорение информационного пространства излишней информацией. Конечный пользователь вынужден получать и анализировать большое количество информации в поисках нужного материала, что приводит к «информационной перегрузке».
1.3. В дополнение описания проблемной части, стоит затронуть важную составляющую – а именно пробелы в знаниях обучающихся. Это обусловленной довольно внушительным спектром причин. По моему мнению, довольно важным фактором является различие учебных планов образовательных организаций. Предмет информатика начинает преподаваться у разных ОО с разных ступеней обучения, в дополнение происходит изменение учебной программы в различные учебные года.
К примеру, в 2019 году, согласно учебному плану, информатика начиналась с 8 класса, а в 2020 начинается с 7 класса, получается, что 7 и 8 классы начинают обучение первый год, и программа соответственно одинаковая, в целом, считать данную ситуация проблемой – не стоит. Но может произойти ситуация, когда в 8 класс пришел ученик с другой ОО, где уроки информатики начинаются с 5 класса, соответственно материал, который проходят нынешний 8 класс, данным обучающимся уже пройден, и на период введения в информатику, данный ученик просиживает в так называемом «простое», так как не получает новых знаний. Так же произойдет, если в ОО уроки информатики начинаются в 5 классе, и в 6 класс придёт обучающийся, который не изучал информатику в своей школе. Он не получит знания, в виду определенных пробелов, не позволяющих войти в учебный процесс и полноценно принимать в нем участие, пока не восполнит недостающие знания.
2. Возможные пути решения.
Вышеописанные проблемы очень сильно оказывают влияние на качество получаемой информации обучающимися. А именно, постоянный поток информации касаемо каждой темы усваивается не полностью, удержать внимание обучающегося довольно сложно, в виду психологических и физических особенностей каждого.
2.1. «Социальные сети». Большинство молодых людей много времени проводят в социальных сетях, основной источник «информационной перегрузки». Новостная лента и рекомендации выдаются таким образом, что учитываются интересы пользователя и небольшим объемом самой информации. Используя эти данные можно выделить и реализовать подобный метод представления информации, когда тема разделена на небольшие блоки не более пяти минут, с обязательным использованием сторонних тем, связанных с основной темой, но позволяющий обучающимся немного отвлечься и получить возможность показать свои навыки в предоставлении информации, то есть – возможность высказаться.
Данная методика реализована в ФГОС, которая так же позволяет удержать интерес обучающихся на всем протяжении обучения, и требует большой работы от преподавателя. Стоит отметить, что нельзя оставлять без внимания вопросы обучающихся, касательно информационных технологий. На моей практике довольно часто сталкивался с вопросами, связанны именно с техникой. Решение проблемы обучающегося, дает возможность расширить знания в области ремонта и устранения неисправностей техники, и дополнить пробелы в данной области. Основной сложностью в реализации данной методики, это четкая грань, которая с легкостью может увести от основного материала, тем самым вызвать отставание от программного материала.
2.2 Индивидуальный подход – является неотъемлемой частью обучения и применяется в совокупности с другими методиками преподавания. В виду разных психологических и физиологических особенностей обучающихся, данный подход позволит определить уровень знаний и степень заинтересованности в изучении учебного предмета, и используя полученные данные преподнести материал и при необходимости восполнить пробел в знаниях обучающихся, и разработать более быстрый способ довести обучающегося до необходимого уровня знаний. Индивидуальный подход, так же позволит вытянуть «из тени» закомплексованных и асоциальных обучающихся, и дать необходимый уровень знаний.
Выводы.
В современном мире, с постоянным развитием информационных технологий, в первую очередь стоит адаптироваться с современными коммуникациями. Не смотря на постоянное взаимодействие молодого поколения с инновационными решениями облегчения повседневной жизни, освоение учебного материала остается сложной задачей, и, если просматривать проблему в общей массе, мы не сможем решить данный вопрос. Стоит отметить, если рассматривать каждого ученика в отдельности, используя индивидуальный подход, мы сможем разработать методику для эффективного предоставления материала каждому.
Автор: Адучиев Евгений Борисович
|