Рабочая программа
(21.0 Kb)
| 18.08.2021, 14:20 |
Бражникова Ирина Валерьевна |
учитель технологии, МАОУ "Школа №37" |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
8 класс
Учителя:
Бражникова И. В
Великий Новгород
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Проектная деятельность» для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
1. Закон «Об образовании РФ».
2
3
4
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МАОУ «Школа №37». Составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС.
Внеурочная деятельность обучающихся в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа создаёт условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, т. к. способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развития у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать своё свободное время.
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности
В последнее время возрос всеобщий интерес к истории, культуре, своим краям. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, важно приобщать их к прошлой жизни своей малой Родины и личности в истории родного края, активизировать работу школьников по изучению темы.
В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
В рамках «Проектной деятельности» будет рассмотрена эпоха А. Невского — 13 век, и его личность в истории. Это вызвано тем, что наша школа носит имя этого национально героя, а также тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и почти престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт процесс углубления между старшим и младшим поколениями.
Без знания истоков невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «А. Невский в русской истории и культуре» призвана помочь учителю расширить знания детей о личности в истории, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за национального героя, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям. Собирая сведения о национальном герое, изучая его биографию. Ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребёнка путём активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Содержание и тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Цели программы:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
- расширить и углубить знания обучающихся о национальных героях;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
- воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей и культурой 13 века, сбор материала о жизни и ратных подвигах А. Невского;
- овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России;
- воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности А, Невского, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к истории и культуре своей страны.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше об истории и культуре, а также о месте в ней родного края.
Общая характеристика курса
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Проект «А. Невский в русской истории и культуре» вводится в 8 классе первый год, преподавание осуществляется с учётом возрастных особенностей обучающихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный о обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Принципы образовательной деятельности:
- субъективность восприятия;
- самоактуализация;
- дифферинцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
- право ребёнка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
- разноплановость творческой деятельности.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Сроки реализации программы:
- программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 раз в неделю. Всего 35 часов.
- программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах. Индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формировать проблему исследования, выдвигать гипотезу, определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование, теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умение оформлять исследовательскую работу.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Каждый прект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо если на представление результатов работы будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы — опыт научно-учебного исследования по предметной тематике. Это - выступление, демонстрация уровня психологической готовности обучающихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного языка: знакомство с материалом, оформление творческих работ;
- с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
- с историей: карты, архивы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные:
- формирование у подростков мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
* регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
* познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
*коммуникативные:
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблем.
Предметные результаты:
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требования ФГОС ООО.
- осознавать значимость изучаемого материала для личного развития;
- формировать потребность в систематическом поиске материала;
- уметь самостоятельно выбирать интересную литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
* регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новыми понятиями;
- участвовать в проектной деятельности;
- уметь оценивать свои результаты.
* познавательные учебные умения:
- прогнозировать результаты поиска;
- отбирать нужные термины;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
* коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе по теме курса, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- формировать свою этическую позицию;
- участвовать в экскурсиях, проводимых мероприятий;
- соблюдать правила общения и поведения.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач.
Тематическое планирование внеурочных занятий «Проектная деятельность» 8 класс
№ урока |
Тема урока |
|
ХIII век — эпоха Александра Невского (6 часов) |
1 |
Государственный строй |
2 |
Язык |
3 |
Быт |
4 |
Традиции |
5 |
Ремесло |
6 |
Военное искусство |
|
А. Невский — национальный герой (8 часов) |
7 |
Ранние годы |
8 |
Великое княжение |
9 |
Переписка с папой |
10 |
Невская битва |
11 |
Захват левонцами Пскова |
12 |
Ледовое побоище |
13 |
Семья |
14 |
Причина смерти |
|
Канонизация (3 часа) |
15 |
Мощи Александра Невского |
16 |
Жития Александра Невского |
17 |
Храмы в честь святого |
|
Образ Невского в культуре и искусстве (9 часов) |
18 |
Древнерусская литература |
19-20 |
Художественная литература |
221-22 |
Изобразительное искусство |
23 |
Музыка |
24 |
Кинематография |
25 |
Иконопись |
|
Представление работ (4 часа) |
26-29 |
Демонстрация работ |
|
Образ великого князя в годы Великой Отечественной войны (2 часа) |
30 |
Имя князя в рядах простых солдат |
31 |
Орден А. Невского |
|
Игра (1 час) |
32 |
Игра «Меч и дипломатия» |
|
Оценка личности и результатов правления ( 2 часа) |
33 |
Каноническая и евразийская оценка |
34 |
Критические оценки |
|
Систематизация изученного за курс (1 час) |
35 |
Обобщающий урок |
|
|
|
Категория: Блоги | Добавил: irabrazhnikova76
|
Просмотров: 556 | Загрузок: 13
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|
|