Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)"

СКАЧАТЬ (167.0 Kb) 30.10.2023, 07:09
Швадленко Мария Константиновна
педагог-психолог, МБОУ "Кривошеинская СОШ им.Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРИВОШЕИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА МАТВЕЕВИЧА ЗИНЧЕНКО»





Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
 «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия (психологические)»
 (направленность: коррекционно-развивающая область)
1-4 класс
адаптированной основной образовательной программы 
начального общего образования обучающихся 
с задержкой психического развития
(Вариант 7.2)








Составитель:
Швадленко М.К.,
Педагог-психолог
 







с. Кривошеино 2023 год

Оглавление
 
  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
  3. Описание места курса в учебном плане
  4. Содержание коррекционного курса
  5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
  6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
  7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
 
  1. Пояснительная записка
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП[1] особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2[2].
В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития. Поэтому предлагаемая настоящая рабочая программа предполагает вариативность, зависящую от того, каким оказался состав класса, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются

Задачи курса:
  • формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
  • совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
  • освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
  • компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
  • освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
  • способствовать психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации;
  • создать условия для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося;
  • корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
  • корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
  • содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для первого класса.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
  • способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;
  • совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
  • корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;
  • формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя особое внимание детям, приступившим к обучению в этом году;
  • содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса.
 
  1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Включение курса «Психокоррекционные занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки их саморегуляции, мыслительных операций, мотивационные искажения, эмоциональные проблемы, личностная незрелость, речевые трудности, а также многочисленные разнообразные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (неспецифические дисфункции), в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.

Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных для года обучения с соответствующим перераспределением часов. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.

Важнейшее значение для выбора предлагаемого примерного содержания курса имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова,
Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты из них) включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.

В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Брофман, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития старших дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР.

Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Вместе с тем представляется, что содержание психокоррекционных занятий следует планировать в русле перечисленных ниже направлений, поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР, сразу начинающих обучение по варианту программы 7.2.

Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов, обозначенных в ПрАООП в качестве желательных:
– диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
–  диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
–  диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
– формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей, родителей). Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуля проведение диагностических занятий.
Основные направления работы:
  • диагностика и развитие познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы, коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся успешно обучаться по учебным предметам и получить цензовое образование. Вместе с тем для значительной части обучающихся с ЗПР типичны проблемы коммуникации, мотивационные дефициты, эмоциональная дисрегуляция. В этих случаях обучающийся не прилагает необходимых усилий на занятиях по развитию познавательной сферы, логопедических занятиях, и они не приносят ожидаемой пользы. Рабочей задачей педагога-психолога является формирование положительного отношения к внеучебным занятиям. Именно поэтому входящие в курс модули должны быть вариативными.
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Психологические особенности обучающихся с ЗПР[3], многократно описанные в литературе и перечисленные в ПрАООП, существенно затрудняют достижение ими планируемых результатов НОО. Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.

Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.

В 1 дополнительный класс, как уже указывалось, придут обучающиеся с различным уровнем подготовки. Большинство получило опыт учебной неуспешности. Он может преломляться в их индивидуальном сознании по-разному: как отрицанием (отсутствием осознания) имеющихся проблем, так и признаками формирования синдрома хронической неуспешности, школьных фобий и неврозов, полной (частичной) утратой и без того несовершенной мотивации к школьному обучению.

Участие ребенка в психокоррекционных занятиях способствует уменьшению эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на мотивацию учения. 

У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и проч.)., которые мешают овладению содержанием учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся.

Важнейшее и системообразующее значение имеет модуль, направленный на формирование и совершенствование произвольной регуляции. Формирование этой способности предлагается рассматривать как приоритетную задачу не только обсуждаемого курса, но и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом. Модуль, решающий эту задачу, является частью комплексной программы по формированию осознанной регуляции познавательной деятельности и поэтапно осуществляется на протяжении практически всех лет обучения с постепенным наращиванием требований к самостоятельной организации деятельности и контролю результатов.

Работа над совершенствованием произвольной регуляции проводится в ходе реализации ЛЮБОГО модуля. Неумение подчинять свою деятельность поставленной задаче, несформированность навыков мысленного планирования деятельности, самоконтроля, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность и соответствующие трудности межличностных отношений, неспособность осознавать свою ответственность и другая дезадаптирующая симптоматика, на преодоление которой направлены различные модули курса «Психокоррекционные занятия» чаще всего имеет в своей основе сложный комплекс причин. Психолог должен отчетливо понимать, что целенаправленное формирование возможностей произвольной регуляции, обеспечение специальной помощи в осознании имеющихся трудностей, выполнение рекомендаций по реализации индивидуального подхода к обучающимся, способствуют постепенной коррекции имеющихся проблем обучения и поведения.

Однако не только дефицит осознанной регуляции затрудняет усвоение учебного материала. У обучающихся по варианту 7.2 недостаточны мыслительные операции и действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, действия классификации, сериации и проч.), что затрудняет усвоение всех учебных предметов. Ежегодно включаемый в программу модуль, направленный на активизацию познавательной деятельности, ставит задачу формирования ее операционального состава. Вместе с тем любая психокоррекционная работа с ребенком должна способствовать улучшению познавательной деятельности, результатом которой, как известно, является не только усвоение учебного материала, но и совершенствование сферы жизненной компетенции (продуктивная ориентировка в окружающем предметном и социальном мире).

Педагог-психолог в ходе реализации курса «Психокоррекционные занятия» учитывает
рекомендации учителя класса[4], касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания при усвоении нового материала. В 1 дополнительном классе он может реализовывать модуль, направленный на коррекцию индивидуальных пробелов обучения, формируя необходимые учебные действия непосредственно на предметном материале. При необходимости и наличии кадровых условий к проведению психокоррекционных занятий должен привлекаться учитель-дефектолог. В первом классе он может реализовывать модули, направленные на формирование пространственно-временных представлений, активизацию познавательной деятельности, а также работать с обучающимися индивидуально, корригируя индивидуальные пробелы обучения и формируя необходимые учебные действия.

Педагог-психолог, как и учитель, должен работать в зоне ближайшего развития обучающегося. Именно в 1 дополнительном классе отчетливо проявляются трудности, связанные с перечисленными индивидуальными различиями школьников. Соответственно, при реализации любого раздела курса возникает необходимость учета указанных различий: определенной части школьников будет необходимо предъявлять задания минимального уровня сложности (соответствующего программе первого класса). Вместе с тем бо́льший календарный возраст детей позволяет надеяться на более легкое овладение предлагаемым материалом.

Поэтому в курс «Психокоррекционные занятия» в 1 дополнительном классе для уже обучавшихся по программе школьников включаются преимущественно разнообразные задания на активизацию познавательной деятельности: направленные на развитие основ абстрактно-логического и словесно-логического мышления, умения строить план решения задачи, схематически записывать условие и т.п. Занятия, направленные на коррекцию недостатков перцептивных действий, механической памяти, внимания, базовых пространственных представлений сокращены в объеме (в сравнении с предшествующим годом).

Содержание психокоррекционных занятий в первом дополнительном классе, реализуемое в модулях по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.

Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также сопряженность с содержанием изучаемых учебных предметов.

Трудности овладения письмом определяются недостатками со стороны фонематического восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, слуховой памяти, а также организации и контроля деятельности. Существенное значение имеют и патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания, приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание темпов становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и использованию разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления системного недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов. Поэтому обучающиеся с ЗПР преимущественно не любят учебный предмет «Русский язык» и обнаруживают наибольшие трудности в усвоении его содержания.

Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и т.п.). Предусматриваются задания, направленные на улучшение сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия, активизацию самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые на психокоррекционных занятиях, будут перенесены на программный материал предметной области «Филология».

Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, разделы работы по их коррекции являются необходимыми и способствующими усвоению математических знаний, в первую очередь основ геометрии.

Ошибки при решении математических примеров обусловлены в первую очередь колебаниями внимания и несформированностью действий контроля. Упражнения для улучшения контроля (из модуля по совершенствованию произвольной регуляции), психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания, удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок[5].
Для большинства обучающихся с ЗПР типичны серьезные трудности в решении арифметических задач. С одной стороны, их вызывают недостатки словарного запаса, плохое понимание слов, входящих в условие задачи, что предполагает соответствующую работу учителя-логопеда. С другой стороны, ведущую роль играет недостаточная сформированность мыслительных операций, действий логического мышления, трудности мысленного представления объектов и оперирования ими. Модуль по активизации познавательной деятельности, включающий постепенно усложняющиеся упражнения, направлен на улучшение аналитико-синтетических возможностей, формирование базовых операций логического мышления.

С психологической точки зрения эффективное (быстрое и правильное) решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее к определенному типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, как уже было сказано, обучающиеся с ЗПР из-за замедленного темпа совершенствования познавательной деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений в умственном плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с четким выделением последовательности решения. В связи с этим в курс «Психокоррекционные занятия» постепенно включаются упражнения, психологически идентичные решению арифметических задач, в качестве средства выполнения которых может использоваться как словесное правило, так и наглядная модель.

Образовательная организация (психолого-педагогический консилиум) определяют приоритеты коррекционно-развивающей работы самостоятельно. Если проблемы обучения конкретного ученика (учеников) очевидно превалируют над другими трудностями, все психокоррекционные занятия может проводить учитель-дефектолог. Однако в этом случае он не должен превращаться в репетитора: программное содержание модулей, направленных на формирование произвольной регуляции, активизацию познавательной деятельности, формирование пространственно-временны́х представлений должно быть освоено. Последнее может осуществляться за счет организации занятий с учетом логики построения коррекционно-развивающих программ, лежащих в основе выбора содержания указанных модулей.  

Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» обычно проявляются в меньшей мере. Обучение этому учебному предмету затрудняет недостаточный интерес к предметному и социальному миру, малый объем знаний, низкая познавательная активность и трудности самоорганизации о преодолении которых уже говорилось ранее. В первом классе на психокоррекционных занятиях реализуются модули, направленные на расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности (адаптационный модуль, модуль, направленный на развитие интереса к себе). Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров.

Благодаря психокоррекционным занятиям облегчается овладение предметами «Технология», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» (за счет совершенствования моторики, навыков самоорганизации и т.д.).

Некоторые модули курса «Психокоррекционные занятия» влияют на учебную успешность опосредованно, за счет улучшения общего психологического состояния обучающихся, повышения их эмоциональной устойчивости, коммуникативной успешности.

Предложенный коррекционный курс, так же как и курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции.

Эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие психолога с учителем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
  1. Описание места курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме и относятся к внеурочной деятельности.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели).
Форма организации психокоррекционных занятий зависит от условий, имеющихся в ОО. Состав специалистов (специальный психолог или педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, учитель-логопед, учитель-дефектолог), реализующих курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные» определяется в соответствии с предложенными детям рекомендациями ПМПК и возможностями ОО.

Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Педагогу-психологу рекомендуется проводить свою диагностику после учителя-логопеда, поскольку в первые 2–4 недели ее результаты могут быть недостоверными. 

При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог или учитель-дефектолог может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической и логопедической диагностики. Рабочая программа, разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в ОО ежегодно и содержит только необходимые элементы[6].
 
[1]В соответствии с Приложением 7 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР вариант 7.2.
[2]Дети, обучающиеся по варианту 7.1., занимаются с педагогом-психологом по показаниям – индивидуально или в малых подгруппах с учетом сходства индивидуальных и типичных психологических проблем, а также содержания, представленного в примерной рабочей программе.
[3] Общие для всех вариантов дизонтогенеза психики и специфические.
[4] Предполагается, что детей обучает учитель-дефектолог (олигофренопедагог) или учитель начальных классов, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Олигофренопедагогика».
[5]Недостатки внимания во многом связаны с ухудшенным состоянием центральной нервной системы обучающегося с ЗПР, и поэтому требуют комплексной, в том числе медикаментозной коррекции.
[6]В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.

 
Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: mariya2798
Просмотров: 192 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог