Рассмотрено» «Согласованно» Утверждено и введено в действие 
Руководитель ШМО Заместитель руководителя по ВР Директор 
___________ ___________ ____________ 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
Рабочая программа объединения дополнительного образования 
физкультурно-спортивного направления 
«Волейбол» 
ГБОУ «Чистопольской кадетской школы-интернат имени Героя Советского Союза 
Кузьмина Сергея Евдокимовича» 
педагога дополнительного образования 
Тихомирова Евгения Александровича 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
2021-2022 учебный год 
 
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волейбол» разработана на основе: 
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
2.Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года; 
3.Литературы: 
- ОФИЦИАЛЬНЫЕ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА 2017-2020 Опубликовано ФИВБ в 2016  
- Акулова В.Ю., Скворцова А.В. Основы правил соревнований пляжного и классического волейбола - 2014 
- Железняк Ю.Д., Чачин А.В, Сыромятников Ю.П. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки - 2005 
 
Программа по волейболу соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности спортивного кружка по обучению игре в волейбол. 
Данная программа построена на основе программы физического воспитания учащихся, основанной на одном из видов спорта (волейбол) и программы по физической культуре для общеобразовательных школ. 
 
При составлении программы учитывалось: 
· предшествующий опыт работы в данном образовательном учреждении; 
· является дополнением обязательного курса по физической культуре; 
· опыт детей, полученный на занятиях в школе. Программа углубляет и расширяет эти знания и умения детей и дает специализированные знания и умения в области «волейбол»; 
· содержание учебного материала подобрано в соответствии с возрастно-половыми особенностями каждой группы; 
· материально-техническая оснащенность школы, на базе которой проводятся занятия по волейболу; 
· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы, участия в спортивных и массовых мероприятиях школы, города и республики. 
 
В программу положены принципы: 
- развивающего обучения и воспитания активного эстетического и нравственного отношения к физической .культуре, как части общей культуры общества; 
- преемственности, как потребности в физическом развитии, являющимся основой для интересной жизни, положительных эмоций, способствующей дальнейшему умственному и физическому развитию; 
- совместной деятельности учителя и ученика; 
- индивидуализации и дифференциации. 
 
Игра в волейбол способствует развитию силы, ловкости, подвижности, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов. 
 
Цель образовательной программы - углубленное обучение детей и подростков игре в волейбол в доступной для них форме. 
 
   Программа направлена на решение следующих задач: 
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие их физических качеств и двигательных способностей; 
- формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания; 
- воспитание волевых качеств личности обучающегося; 
- овладение основами техники и тактики игры; 
- приобретение навыков инструкторской и судейской деятельности в области «волейбол»; 
- воспитание коммуникативных качеств. 
 
Исходя из основного принципа построения всей работы, в группах сохраняется тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся. 
 
Обучающая направленность программы исходит из необходимости во всех возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основ техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достигнуть высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях игровой соревновательной деятельности. 
В связи с этим, основной показатель группы волейболистов - выполнение три раза в год программных требований по уровню подготовленности. 
 
Сформулированные цель и задачи отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки обучающихся. 
 
Основными методами обучения являются: 
- слово: объяснение, описание, указание, распоряжение, команды; 
- показ; 
- предметный ориентир; 
- игровой метод; 
- коллективного обучения; 
- работа в группах, парах, индивидуально; 
- работа по карточкам; 
- индивидуальных консультаций. 
 
В группу обучения игре в волейбол набираются все желающие, имеющие медицинское разрешение от врача. 
Программа «Волейбол» предполагает дополнительную физическую нагрузку к школьной из расчета на одну группу. 
 
Содержание материала в программе излагается в соответствии с уровнями образования по годам обучения. Для каждого из уровней выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования по волейболу, а также приводятся зачетные требования к знаниям, умениям и двигательной подготовленности обучающихся. 
 
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности, которые излагаются в первом разделе программы. 
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможности человека, его культуре и ценностных ориентирах. 
 
Структура знаний содержит 4 блока: 
1. Личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самосовершенствованием. 
2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Они формируют коммуникативные способности человека. 
3. Знания по физкультурно-спортивной этике, 
4. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности. 
Теоретические знания даются блоками, в форме бесе до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Общие темы даются на отдельном занятии. Сюда включается материал по региональному компоненту. 
 
Ожидаемый результат. 
- должен сформировать навыки самосовершенствования, самоконтроля и самопознания; 
- развить волевые качества личности; 
- уметь применять знания основ техники и тактики игры; 
- приобрести навыки инструкторской и судейской деятельности в области «волейбол»; 
- воспитать в себе коммуникативные качества. 
 
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ 
1. Теоретические занятия: 
1. Физическая культура и спорт в России. 
Физическая  культура - составная часть культуры. Задачи физического воспитания в России : укрепление здоровья, всестороннее физическое развития. 
2. Краткий исторический очерк развития волейбола. 
Год рождения волейбола. Основатель игры в в/б. Родина волейбола. Первые шаги волейбола у нас в стране. 
3. Сведения о строении и функциях организма человека. 
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развития. Связочный аппарат и его функции. 
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила техники Безопасности. Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Правила оказания первой помощи при ушибах, растяжении, переломе. 
5. Правила игры, организация и проведение соревнований. 
Правила игры в мини-волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Основы судейской терминологии и жеста. 
 
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 
1. Общая физическая подготовка. 
Под общей физической подготовкой понимают занятия с преимущественным использованием упражнений общеразвивающего характера и различных видов спорта с целью достижения общего физического развития, как необходимой базы для спортивной специализации. 
1. Строевые упражнения 
- основная стойка 
- действия в строю на месте и в движении: построение, расчет в строю, повороты, размыкание и смыкание строя 
- переход с шага на бег и с бега на шаг 
- изменение скорости движения 
- изменение направления движения 
- остановка во время движения шагом и бегом 
2. Гимнастические упражнения 
- упражнения для рук и плечевого пояса 
- упражнения с набивными мячами 
- упражнения со скакалками 
- упражнения для мышцы туловища и шеи - 
- упражнения на скамейках 
3. Акробатические упражнения 
- перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад) 
- кувырком вперед, назад из упора присев 
4. Легкоатлетические упражнения 
- беговые ускорения до 40 м 
- эстафетный бег: эстафеты линейные, встречные, и вызов номеров 
- прыжки с места, с разбега (в высоту, в длину) 
5. Метание 
- броски и ловля мяча (набивного, баскетбольного, волейбольного) друг другу, в стену, на дальность из любых положений 
- метание набивного мяча двумя руками из положения сидя на полу из-за головы 
 
2. Специальная физическая подготовка 
Под специальной физической подготовкой -понимаются занятия с преимущественным использованием упражнений избранного вида спорта и специальных упражнений, направленных на развитие наиболее необходимых функций, качеств и навыков в целях достижения высоких спортивных результатов. 
1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий 
- по сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойки волейболиста( лицом, боком, спиной к стартовой линии); сидя, лежа на спине и на животе, то же по перемещению приставными шагами 
- бег с остановками и с изменением направления движения по сигналу 
- челночный бег 5 и 10 м ( общий пробег за одну попытку 20-30 м) 
- челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно спиной 
- челночный бег - передвижение приставными шагами правым и левым боком поочередно 
- челночный бег с набивными мячами в руках 
2. Упражнения для развития прыгучести 
- приседание и резкое выправление ног со взмахом рук вверх 
- то же, но с прыжком вверх 
- то же, но с набивным мячом в руках 
- прыжки на двух ногах на месте, с продвижением лицом вперед, боком и спиной вперед 
- то же, с отягощением 
- прыжки боком через скамейку (высота скамейки 25-30 см) 
- спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх 
б) действия с мячом: 
- прием мяча сверку двумя руками (отскочившего от стенки, после броска через сетку, от нижней подачи), прием мяча снизу двумя руками (отбивания мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения). 
 
4.Тактическая подготовка 
1. Тактика нападения 
- индивидуальные действия (выбор места для выполнения нижней передачи; выбор места для второй подачи). 
- групповые действия ( взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии с игроком 3-й зоны). 
- командные действия (прием нижней подачи и первая передача в зону 3; вторая передача игроку к которому передающий обращен лицом). 
2.Тактика защиты 
- выбор места при приеме нижней подачи 
- расположение игроков при приеме подачи 
 
5. Тестирование 
Проводится по ОФП и СФП технической подготовке. 
 
6.Организация и проведение соревнований 
- разбор проведенных игр 
- выявление и устранение ошибок 
  
Тестовые вопросы: 
1. Где и когда зародился волейбол? 
2. Кто основатель волейбола? 
3. Как избежать травматизма при занятиях? 
4. Какие физические качества развивает волейбол? 
5. Назвать 5 основных технических элементов волейбола. 
6. Как с английского языка перевести «Волейбол»? 
7. Назвать основные гигиенические правила при занятиях волейболом. 
8. Для чего нужна разминка? 
9. Назвать основные правила игры. 
10.Как влияют занятия волейболом на костно-мышечный аппарат занимающихся? 
При ответе на 7 вопросов - оценка «5» 
При ответе на 6 вопросов - оценка «4» 
При ответе на 5 вопросов - оценка «3» 
  
1. Размеры волейбольной площадки. 
2. Высота волейбольной сетки. 
3. Права и обязанности игроков. 
4. Влияние занятий волейболом на дыхательную систему. 
5. Что такое техника игры (индивидуальная, эталонная)? 
6. Гигиенические требования к спортивной одежде? 
7. Какова роль соревнований в подготовке волейболистов? 
8. Назвать 10 терминов, имеющих отношение к волейболу. 
9. Где проходили последние Зимние и Летние Олимпийские игры? 
10.Показать основные жесты в судействе игры волейбол. 
При ответе на 7 вопросов - оценка «5» 
При ответе на 6 вопросов - оценка «4» 
При ответе на 5 вопросов - оценка «3»       
 
Полная информация изложена в файле во вложении.
  
  
 
 
 
  |