Рассмотрено» «Согласованно» Утверждено и введено в действие
Руководитель ШМО Заместитель руководителя по ВР Директор
___________ ___________ ____________
Рабочая программа объединения дополнительного образования
физкультурно-спортивного направления
«Волейбол»
ГБОУ «Чистопольской кадетской школы-интернат имени Героя Советского Союза
Кузьмина Сергея Евдокимовича»
педагога дополнительного образования
Тихомирова Евгения Александровича
2021-2022 учебный год
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волейбол» разработана на основе:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года;
3.Литературы:
- ОФИЦИАЛЬНЫЕ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА 2017-2020 Опубликовано ФИВБ в 2016
- Акулова В.Ю., Скворцова А.В. Основы правил соревнований пляжного и классического волейбола - 2014
- Железняк Ю.Д., Чачин А.В, Сыромятников Ю.П. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки - 2005
Программа по волейболу соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности спортивного кружка по обучению игре в волейбол.
Данная программа построена на основе программы физического воспитания учащихся, основанной на одном из видов спорта (волейбол) и программы по физической культуре для общеобразовательных школ.
При составлении программы учитывалось:
· предшествующий опыт работы в данном образовательном учреждении;
· является дополнением обязательного курса по физической культуре;
· опыт детей, полученный на занятиях в школе. Программа углубляет и расширяет эти знания и умения детей и дает специализированные знания и умения в области «волейбол»;
· содержание учебного материала подобрано в соответствии с возрастно-половыми особенностями каждой группы;
· материально-техническая оснащенность школы, на базе которой проводятся занятия по волейболу;
· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы, участия в спортивных и массовых мероприятиях школы, города и республики.
В программу положены принципы:
- развивающего обучения и воспитания активного эстетического и нравственного отношения к физической .культуре, как части общей культуры общества;
- преемственности, как потребности в физическом развитии, являющимся основой для интересной жизни, положительных эмоций, способствующей дальнейшему умственному и физическому развитию;
- совместной деятельности учителя и ученика;
- индивидуализации и дифференциации.
Игра в волейбол способствует развитию силы, ловкости, подвижности, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов.
Цель образовательной программы - углубленное обучение детей и подростков игре в волейбол в доступной для них форме.
Программа направлена на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие их физических качеств и двигательных способностей;
- формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
- воспитание волевых качеств личности обучающегося;
- овладение основами техники и тактики игры;
- приобретение навыков инструкторской и судейской деятельности в области «волейбол»;
- воспитание коммуникативных качеств.
Исходя из основного принципа построения всей работы, в группах сохраняется тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся.
Обучающая направленность программы исходит из необходимости во всех возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основ техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достигнуть высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях игровой соревновательной деятельности.
В связи с этим, основной показатель группы волейболистов - выполнение три раза в год программных требований по уровню подготовленности.
Сформулированные цель и задачи отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки обучающихся.
Основными методами обучения являются:
- слово: объяснение, описание, указание, распоряжение, команды;
- показ;
- предметный ориентир;
- игровой метод;
- коллективного обучения;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- работа по карточкам;
- индивидуальных консультаций.
В группу обучения игре в волейбол набираются все желающие, имеющие медицинское разрешение от врача.
Программа «Волейбол» предполагает дополнительную физическую нагрузку к школьной из расчета на одну группу.
Содержание материала в программе излагается в соответствии с уровнями образования по годам обучения. Для каждого из уровней выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования по волейболу, а также приводятся зачетные требования к знаниям, умениям и двигательной подготовленности обучающихся.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности, которые излагаются в первом разделе программы.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможности человека, его культуре и ценностных ориентирах.
Структура знаний содержит 4 блока:
1. Личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самосовершенствованием.
2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Они формируют коммуникативные способности человека.
3. Знания по физкультурно-спортивной этике,
4. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности.
Теоретические знания даются блоками, в форме бесе до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Общие темы даются на отдельном занятии. Сюда включается материал по региональному компоненту.
Ожидаемый результат.
- должен сформировать навыки самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
- развить волевые качества личности;
- уметь применять знания основ техники и тактики игры;
- приобрести навыки инструкторской и судейской деятельности в области «волейбол»;
- воспитать в себе коммуникативные качества.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Теоретические занятия:
1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура - составная часть культуры. Задачи физического воспитания в России : укрепление здоровья, всестороннее физическое развития.
2. Краткий исторический очерк развития волейбола.
Год рождения волейбола. Основатель игры в в/б. Родина волейбола. Первые шаги волейбола у нас в стране.
3. Сведения о строении и функциях организма человека.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развития. Связочный аппарат и его функции.
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила техники Безопасности. Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Правила оказания первой помощи при ушибах, растяжении, переломе.
5. Правила игры, организация и проведение соревнований.
Правила игры в мини-волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Основы судейской терминологии и жеста.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Общая физическая подготовка.
Под общей физической подготовкой понимают занятия с преимущественным использованием упражнений общеразвивающего характера и различных видов спорта с целью достижения общего физического развития, как необходимой базы для спортивной специализации.
1. Строевые упражнения
- основная стойка
- действия в строю на месте и в движении: построение, расчет в строю, повороты, размыкание и смыкание строя
- переход с шага на бег и с бега на шаг
- изменение скорости движения
- изменение направления движения
- остановка во время движения шагом и бегом
2. Гимнастические упражнения
- упражнения для рук и плечевого пояса
- упражнения с набивными мячами
- упражнения со скакалками
- упражнения для мышцы туловища и шеи -
- упражнения на скамейках
3. Акробатические упражнения
- перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад)
- кувырком вперед, назад из упора присев
4. Легкоатлетические упражнения
- беговые ускорения до 40 м
- эстафетный бег: эстафеты линейные, встречные, и вызов номеров
- прыжки с места, с разбега (в высоту, в длину)
5. Метание
- броски и ловля мяча (набивного, баскетбольного, волейбольного) друг другу, в стену, на дальность из любых положений
- метание набивного мяча двумя руками из положения сидя на полу из-за головы
2. Специальная физическая подготовка
Под специальной физической подготовкой -понимаются занятия с преимущественным использованием упражнений избранного вида спорта и специальных упражнений, направленных на развитие наиболее необходимых функций, качеств и навыков в целях достижения высоких спортивных результатов.
1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий
- по сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойки волейболиста( лицом, боком, спиной к стартовой линии); сидя, лежа на спине и на животе, то же по перемещению приставными шагами
- бег с остановками и с изменением направления движения по сигналу
- челночный бег 5 и 10 м ( общий пробег за одну попытку 20-30 м)
- челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно спиной
- челночный бег - передвижение приставными шагами правым и левым боком поочередно
- челночный бег с набивными мячами в руках
2. Упражнения для развития прыгучести
- приседание и резкое выправление ног со взмахом рук вверх
- то же, но с прыжком вверх
- то же, но с набивным мячом в руках
- прыжки на двух ногах на месте, с продвижением лицом вперед, боком и спиной вперед
- то же, с отягощением
- прыжки боком через скамейку (высота скамейки 25-30 см)
- спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх
б) действия с мячом:
- прием мяча сверку двумя руками (отскочившего от стенки, после броска через сетку, от нижней подачи), прием мяча снизу двумя руками (отбивания мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения).
4.Тактическая подготовка
1. Тактика нападения
- индивидуальные действия (выбор места для выполнения нижней передачи; выбор места для второй подачи).
- групповые действия ( взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии с игроком 3-й зоны).
- командные действия (прием нижней подачи и первая передача в зону 3; вторая передача игроку к которому передающий обращен лицом).
2.Тактика защиты
- выбор места при приеме нижней подачи
- расположение игроков при приеме подачи
5. Тестирование
Проводится по ОФП и СФП технической подготовке.
6.Организация и проведение соревнований
- разбор проведенных игр
- выявление и устранение ошибок
Тестовые вопросы:
1. Где и когда зародился волейбол?
2. Кто основатель волейбола?
3. Как избежать травматизма при занятиях?
4. Какие физические качества развивает волейбол?
5. Назвать 5 основных технических элементов волейбола.
6. Как с английского языка перевести «Волейбол»?
7. Назвать основные гигиенические правила при занятиях волейболом.
8. Для чего нужна разминка?
9. Назвать основные правила игры.
10.Как влияют занятия волейболом на костно-мышечный аппарат занимающихся?
При ответе на 7 вопросов - оценка «5»
При ответе на 6 вопросов - оценка «4»
При ответе на 5 вопросов - оценка «3»
1. Размеры волейбольной площадки.
2. Высота волейбольной сетки.
3. Права и обязанности игроков.
4. Влияние занятий волейболом на дыхательную систему.
5. Что такое техника игры (индивидуальная, эталонная)?
6. Гигиенические требования к спортивной одежде?
7. Какова роль соревнований в подготовке волейболистов?
8. Назвать 10 терминов, имеющих отношение к волейболу.
9. Где проходили последние Зимние и Летние Олимпийские игры?
10.Показать основные жесты в судействе игры волейбол.
При ответе на 7 вопросов - оценка «5»
При ответе на 6 вопросов - оценка «4»
При ответе на 5 вопросов - оценка «3»
Полная информация изложена в файле во вложении.
|