Сегодня: 17.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа "Палитра"

СКАЧАТЬ (467.3 Kb) 21.03.2025, 19:21
Прилуцких Татьяна Борисовна
учитель, "Невьянская средняя общеобразовательная школа"
Структура программы
1. Пояснительная записка.
• Статус документа
• Нормативные документы
• Направленность дополнительной программы
• Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
• Актуальность, педагогическая целесообразность.
• Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
• Возраст детей.
• Сроки реализации.
• Формы и режим занятий.
• Ожидаемые результаты и способы их проверки.
2. Формы подведения итогов.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание образовательной программы.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.

1. Пояснительная записка
• Статус документа
Образовательная программа «Палитра» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по изобразительному искусству. Программа
является модифицированной и в качестве отправного источника использует программы В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс» и «Изобразительное искусство» 5-9 классы .(Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С.) – М.: Дрофа, 2010. Также при составлении своей программы автор в определенной мере ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н.В.Гросул «Студия изобразительного творчества» , опубликованную в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. При составлении программы автор ориентировалась на следующие
нормативные документы:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Закон РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. №309-ФЗ;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
- Образовательные программы художественно-эстетической направленности, рекомендованные МО РФ;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Министерство образования и науки Российской Федерации.
В связи с введением ФГОС второго поколения, внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном
процессе. Данная дополнительная образовательная программа может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной
деятельности, она ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетическогр воспитания, т, е. рассматривает
обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в кружке как комплексный
процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

• Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей разного возраста (от 6 до 12 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы изостудии, рассчитанной на 1 год обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и рисунка до скульптуры и художественного конструирования). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.
Во-вторых, данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в сфере художественной росписи ткани.
В третих, на каждый возрастной период в программе предусмотрено соответствующее возрасту детей учебно-тематическое планирование. Оно составлено таким образом, чтобы уровень содержания программы позволил детям познакомиться с основами изобразительного творчества

• Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения». В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

• Педагогическая целесообразность
программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

• Цель
образовательной программы «Палитра»: создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

• Задачи:
- приобщение учащихся к художественной культуре как форме материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; эмоционально-ценностного отношения к жизни;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- овладение навыками работы различными художественными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
- воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности;
воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении творческих заданий.

• Возраст детей
Программа «Палитра» рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Группа формируются также по уровню художественного развития детей, которое диагностируется в начале года по методике Н.Лепской «Четыре рисунка»

• Срок реализации 1 год (68 часов в год). Уровень ознакомительный, направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, приобретением основных навыков рисования, применения различных техник и приемов.
• Режим занятий. Занятия по 2 часа в неделю .
Основные дидактические принципы данной программы: Деятельностный подход, доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в младшей возрастной группе (6-8 лет) дети выполняют творческие задания, в группе постарше – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. В силу специфики самого предмета, программой не предусмотрено деление занятий на практические и теоретические. Теория дается непосредственно перед выполнением творческой практической работы.

• Формы организации занятий
-информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
-художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
-изобразительная деятельность – индивидуальная, групповая, коллективная.
-художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

• Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок.

Задачи реализации программы для детей7-10лет
1 Формировать художественные умения и навыки
2 Приобщать к миру искусства через практическую деятельность
3 Развивать воображение и навыки сотрудничества
Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметные
 развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
 умение организовать рабочее место.
 бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
 ознакомление с художественными терминами и понятиями.  овладение основами художественной грамоты
 знание цветов и рисовальных материалов
 умение передавать форму, величину изображения.  приобретение навыка работы в паре, группе

В результате посещения занятий студии «Палитра» ученик научится:
• понимать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
• особенностям художественных средств различным видам и жанрам изобразительного искусства;
• закономерностям строения изображаемых предметов, основным закономерностям наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
• различным приемам работы карандашом, акварелью, гуашью;
• знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
• понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
• применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные отношения;
• правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
• передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
• передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
• наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы
• в сюжетных работах передавать движение;
• искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
• приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
• владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
• выполнять рисунки, композиции, панно, аппликация;
• работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
• делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
• понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ними.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
• проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
• эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
• слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
• предлагать свою помощь и просить помощи у товарища;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественно – полезному труду и учебе.

2. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводиться по форме:
1. Конкурсы;
2. Викторины
3. Кроссворды
4. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
5. Тестирование

Критерии оценки устных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Виды учебной деятельности учащихся
 Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
 осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
 решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
 простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;

3. Учебно-тематический план
Для детей 7-10лет
№. Тема Количество
часов -72
1 раздел. «Как прекрасен этот мир»
Рисование с натуры, по памяти, представлению 16
1 Вводное занятие «Чему я научусь» 1
2 Волшебный карандашик (базовые упражнения) 1
3 Что может кисточка 2
4 Листопад (отпечаток с листьев) 2
5 Цвет и краски. Три основных цвета 2
6 «Белая фея» Добавление белой краски. 2
7 «Праздничный букет» - коллективная работа 2
8 Акварель. Материал для работы акварелью 2
9 Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь 2
2 раздел Искусство вокруг нас» 14+2
10 Первый снег. Урок любования 2
11 «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» 2
12 Линия, цвет и образ 2
13 Искусство аппликации 2
14 Оранжевое солнце, оранжевое небо… 2
15 Морозные узоры 2
16 Новогодняя красавица 2
17 Снегурочка 2
3 раздел Декоративное рисование 17+2
18 Орнамент 2
19 Узор в полосе 2
20 Узор в квадрате 2
21 Поздравительная открытка 2
22 Поздравительная открытка 2
23 Народная глиняная игрушка 2
24 Народная деревянная игрушка 2
25 Вернисаж 2
26 Урок-экскурсия 1
27 Жостовский поднос. Рисование + аппликация 2
4 раздел Творческая мастерская (роспись ткани, батик) 15+2
28 Батик-искусство росписи ткани 2
29 Волшебный узелок 2
30 Волшебная ниточка 2
31 Мраморные узоры 2
32 Холодный батик «Снежинки» 2
33 Платок для Снегурочки 2
34 Бабочки (акватипия) 2
35 Сказка на асфальте 2
36 Итоговая выставка 1
«Вернисаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Уроки-наблюдения, уроки-экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах. 6 ч. (даны курсивом
Всего: 68 ч

4. Содержание программы
(для группы детей 7-10 лет)


урока Тема Содержание. Задание. Техника выполнения Характеристика деятельности учащихся Кол-во час
1 раздел: «Как прекрасен этот мир» 18ч
1 Вводное занятие «Чему я научусь» Знакомство с кабинетом и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Техника безопасности. Графический тест.
Знакомятся с планом работы, с ТБ,
формируют эстетические потребности, проходят диагностический тест 1
2 Волшебный карандашик
(базовые упражнения)
Приёмы работы различными графическими материалами. Определение характера линий.
Зрительный ряд. Детские работы. Рисунки Н.Рушевой.
Задание. Рассказы детей о счастливых событиях в их жизни, изобразить это событие цветными карандашами.

Учатся приёмам работы графическими материалами.
Сравнивают различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство)
Определяют, что такое линия, пятно; создают графический рисунок 1
3-4 Что может кисточка Виды мазков.
Проба мазков: «кирпичики», «волна», «столбик», «капелька», «гладкий мазок», «постукивание»
Цвет и краски. Проба красок на палитре.
Рисунок «Море» Знакомятся со свойствами гуаши, осваивают техники работы кистью, приобретают навыки работы по образцу 2
5-6 Листопад
(отпечаток с
листьев)
Знакомство с работой в технике «печатание листьями». Упражнения в получении различных цветов и оттенков при смешивании красок. Познакомить с понятием пейзаж. Мир природы: строение листа, сравнение листьев по форме, величине, цвету. Варианты размещения на листе бумаги. Демонстрация творческих работ. Изображение листьев разных пород на листе в виде букета или унесенные порывом ветра.

Развивают эстетическое чувство, воображение, творчество; Знакомятся с нетрадиционными техниками изображения;
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Знакомятся с понятием пейзаж.
Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати 2
7-8 Цвет и краски. Три основных цвета Проба красок на палитре. Смешивание основных цветов
Зрительный ряд. П.Гоген «Синие деревья», В.Кандинский «Красная церковь», К.Малевич «Уборка ржи».
Музыка. Р.Щедрин «Озорные частушки».
Литература. Стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».
Задание. Рисунок «Цветик-семицветик»
Знакомятся с основными цветами; определяют общую цель и пути ее достижения; 2
9-10 «Белая фея» Добавление белой краски.
Рисунок «В небе облачко гуляло».
Повторение навыков работы кистью.
Зрительный ряд. Б.Кустодиев «Волга. Радуга»;
Литература. И.Никитин «Радуга», «В небе радуга сияет…».
Задание. Изображение радуги тремя основными цветами.
Узнают о том, что все цвета «спрятаны» в радуге, а сама радуга «живет» в солнечном цвете; рисуют радугу любым из предложенных способов
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; овладевают практическими умениями и навыками в восприятии и оценке своей работы и работ товарищей 2
11-12 «Праздничный букет»- коллективная работа Сбор природного материала. Рисование осеннего букета.
Свойства масляной пастели, освоение техник «закрашивание», «смешивание», «процарапывание»
Приобретают первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
Знакомятся с техникой работы пастелью
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; 2
13-14 Акварель. Материал для работы акварелью. Техника работы акварелью
«по-сырому».
Зрительный ряд. А.Остоумова-Лебедева, А.Фонвизин (акварель); детские работы.
Задание. Изображение цыплят акварелью в технике «по-сырому».

Знакомятся со свойствами акварели, создают пятно – образ
Обсуждают, как лучше передать характер, используя свои наблюдения за птицами, животными 2
15-16 Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь Знакомство с новым графическим материалом – углем. Характер линий; Рисование деревьев. Умение находить сходство рисунка с предметом Овладевают элементарными практическими умениями и навыками в графической технике, радуются полученному результату. Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; 2
2. «Искусство вокруг нас» 14+2
17-18 Первый снег
Урок любования 2
19-20 «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» «Снег кружится, снег ложиться» - зимний пейзаж
Знакомство с техникой разбрызгивания капель, «постукивание» Овладевают практическими умениями в специфических формах художественной деятельности;
Используют цвета с добавлением белой краски
Учатся аккуратности 2
21-22 Линия, цвет и образ.
Царство Снежной Королевы. Колорит холодных цветов. Голубая или белая бумага.
Литература. Г.Х.Андерсен «Снежная королева» - сказка с иллюстрациями Б.Дехтерева.
Музыка. Э.Григ «Ария».
Живопись. Н.Рерих «Сантана», «Калута».

Определяют, какие цвета характерны для изображения заданной темы;
Приобретают первоначальные знания о правилах создания предметной среды и умения применять их для выполнения учебной задачи 2
23-24 Искусство аппликации
Сказочный терем. Аппликация из цветной бумаги. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, развитие аккуратности
Зрительный ряд. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «О золотой рыбке», из книжных иллюстраций русских народных сказок.

Применяют знания о правилах создания предметной среды для выполнения конструкторских задач; Обсуждают творческие работы одноклассников, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

25-26 Оранжевое солнце, оранжевое небо… Знакомство с теплой гаммой цветов.
Самостоятельная подборка цветов
и использование своих наблюдений за природными явлениями при создании пейзажа в теплой гамме Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; Самостоятельно определяют подборку цветов; Приобретают опыт работы по смешиванию красок; 2
27-28 Морозные узоры Рисование на тонированной (цветной) бумаге морозных узоров. Развитие наблюдательности, фантазии и воображения. Используют приобретенные знания и умения для творческого решения учебной задачи. Наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; 2
29-30 Новогодняя красавица «Украшения на елке». Знакомство с техникой рисования масляной пастелью с последующим выполнением фона акварелью Знакомятся с новой техникой работы мелками и акварелью; радуются открытию, делают выводы в ходе эксперимента 2
31-32 Снегурочка Скульптура из снега Коллективная работа на улице Определяют общую цель и пути ее достижения; учатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 2
2. Декоративное рисование 18+2
33-34 Орнамент «Снежинки» Ритм линий, пятен. Орнамент в круге. Эскиз для батика. Коллективная работа Планируют и проговаривают последовательность действий. Выстраивают работу в коллективе по предложенному учителем плану;
35-36 Узор в полосе Понятие «стилизация». Орнамент из цветов и листьев Знакомятся с понятием «стилизация»; сравнивают, обсуждают, находят отличительные признаки реалистичного и декоративного изображения, применяют полученные знания в художественно-творческой работе 2
37-38 Узор в квадрате Фантастические цветы. Составление уравновешенной композиции в квадрате. Развитие фантазии и воображения. Использование пятна и линии как основы изобразительного образа на плоскости.

Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию, подбирают и используют ограниченную палитру цветов 2
39-40 Поздрави-тельная открытка Открытка – поздравление. Использование трафарета. Закрепление умений пользоваться ножницами, клеем. Знакомство с работой по трафарету. Развитие аккуратности
Контролируют умение работать по образцу в форме сличения
способа действия и его результата; придумывают и выстраивают композицию; поэтапно выполняют работу, контролируя ее во времени
41-42 Поздрави-тельная открытка Открытка – поздравление. Использование орнамента, аппликации Закрепляют умение работать по образцу, умение формулировать вопросы, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного
результата;
43-44 Народная глиняная игрушка Лепка Дымковской или Филимоновской игрушки, знакомство с приемом «вытягивание» Овладевают элементарными практическими умениями и навыками в скульптуре; сравнивают, находят сходство и различие объемного изображения с предметом
45-46 Народная деревянная игрушка Матрешка. Учить пользоваться шаблоном для создания зоготовки. Роспись Матрешки. Умение применять полученные знания по стилизации, составлению орнамента в художественно-творческой работе Учатся пользоваться шаблоном; формулируют проблему;
самостоятельно осуществляют поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности орнамента) 2
47-48 Вернисаж Оформление выставки. Паспарту
Игра «Запоминайка»
Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками;
Вспоминают услышанные термины, объясняют их значение 2
49 Урок-экскурсия Народные промыслы России. Первичное знакомство с искусством Гжели, Жостова, Хохломы, Полхов-Майдана Проявляют умение слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждают, находят и формулируют ответы на вопросы; 1
50-51 Жостовский поднос Рисование + аппликация Знакомство с новой техникой рисования – по контуру.
Создании цветочной композиции в центре подноса или по краю. Развитие воображения, творчества. Воспитание аккуратности при работе с ножницами и клеем.
Выделяют элементы узора в изделии, составляют и анализируют варианты декора жостовского подноса; готовят рабочее место и выполняют практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы
Тема №3 Творческая мастерская (роспись ткани, батик) 16+2ч
52-53 Батик-искусство росписи ткани Волшебный сундучок. Знакомство с видом ДПИ батиком и инструментами для работы. Техника безопасности Секреты Волшебного узелка. Знакомятся с новым видом изобразительной деятельности и техникой безопасности с работой новыми художественными материалами; проявляют интерес к новому учебному материалу; обсуждают увиденные работы; пробуют элементарные техники окрашивания ткани 2
54-55 Волшебный узелок Секреты Волшебного узелка. Освоение техники узелкового батика Организуют свое рабочее место; последовательно повторяют учебные действия за учителем; осваивают простую технику окрашивания ткани; 2
56-57 Волшебная ниточка Секреты Волшебной ниточки. Обвязывание или обматывание ткани нитью Организуют свое рабочее место; последовательно повторяют учебные действия за учителем; осваивают простую технику окрашивания ткани; обсуждают полученный результат 2
58-59 Мраморные узоры Мраморные узоры. Техника выполнения «мраморных» узоров Находят сходство рисунка с природными узорами на мраморе; Слушают объяснение учителя, затем самостоятельно решают учебную задачу; Обсуждают полученный результат 2
60-61 Холодный батик «Снежинки» Холодный батик. Техника работы резервом. Перенос эскизного рисунка на ткань с помощью резерва Находят связь с живописью, композицией, графикой; знакомятся с техникой безопасности при работе с резервирующим составом; переносят сделанный ранее эскиз на ткань с помощью резерва 2
62-63 Платок для Снегурочки Правила работы при нанесении краски на ткань Роспись ткани по эскизу «Снежинки» Знакомятся с красками для батика; учатся составлять нужный цвет и оттенок; продумывают, обсуждают этапы работы; выполняют коллективную работу «Платок Снегурочки» используя свои эскизы; 2
64-65 Бабочки (акватипия) Эскиз для батика «Бабочки» Выполняют рисунок бабочки приемом «акватипия», дорисовывают украшения фломастером, обводят контур; находят связь искусства росписи ткани с живописью и графикой; используют разные художественные материалы 2
66-67 Сказка на асфальте Задание. Рисунок на асфальте цветными мелками на тему любимых сказок. Работа по группам. Выполняют эскиз для техники «свободная роспись»; повторяют умения работать акварелью «по сырому»; находят связь этой техники с техникой росписи ткани 2
68 Вернисаж. Выставка работ
Игра «Художник и зритель» - рассказать о своих работах и работах своих друзей.

Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; 1
Тема №4 «Вернисаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Уроки-любования, уроки-экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах. 6 час
(даны курсивом)
Итого 68час

5. Методическое обеспечение программы:
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:
Методы организации занятий:
-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный метод –метод практического показа.
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
-груповой – организация работы по группам (2-5 человек);
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

6. Литература
Для учителя.
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества. Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:Просвещение, 2005
4. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
5. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
7. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
8. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
9. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
10. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. ВЛАДОС, 2005.
11. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
12. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
13. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Для родителей и обучающихся.
1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
4.Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983


Категория: Блоги | Добавил: Was19hf1
Просмотров: 56 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог