Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"

СКАЧАТЬ (31.5 Kb) 28.06.2023, 15:56
Юрочкина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов, ГБОУ школа №34 Невского района Санкт-Петербурга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и осуществляет воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)  в контексте формирования  начальных представлений об истории и традициях русского народа, о своей стране; уважение к защитникам Родины, элементарные представления о национальных героях; познакомятся с семейными традициями и устоями.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ №1599 от 19 декабря
2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с действующими дополнениями и изменениями;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы №34 Невского района Санкт-Петербурга
 
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012г.


Описание ценностных ориентиров содержания программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество»
В рамках программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» большую роль играет необходимость обеспечения возможного воспитательного и духовно-нравственного развития обучающихся. В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся духовно-нравственного опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Программа курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество»  предусматривает усвоение обучающимися с умственной отсталостью на доступном для них уровне следующих духовно-нравственных ориентиров: почитание родителей, забота о старших и младших; любовь к близким, к школе, своей стране; элементарные представления о своей стране; уважение к защитникам Родины, элементарные представления о национальных героях; воспитание культуры поведения, «отрицательное» отношение к нарушениям правил поведения в общественных местах. На занятиях большая часть времени отводится ролевым и сюжетным играм, в ходе которых обучающиеся стараются овладеть начальными умениями, используемыми в повседневной жизни. Успехи в освоении программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» закладывают навыки, необходимые для формирования у обучающихся с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) готовности к будущей самостоятельной жизни.

Адресат рабочей программы
Дополнительный 1-В класс (обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество»
Программа курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» ориентирована на развитие духовно-нравственных умений и навыков у детей с нарушениями. Специфика предполагаемой деятельности детей дает возможность реализации целей программы в группе с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка. Практические занятия по программе связаны с использованием электронных ресурсов. Содержание курса объединено в тематические разделы, каждый из которых реализует конкретную задачу. Каждый раздел предусматривает не только усвоение знаний, но и формирование начальными умениями - практического опыта.

Для подготовки и проведения занятий используются разнообразные средства, включающие в себя, как использование традиционных форм работы: игры и упражнения на поддержание психоэмоционального фона, повышение адаптивных возможностей, развитие коллективистских взаимоотношений, так и с использованием современных электронных образовательных ресурсов – презентации в программе PowerPoint, в том числе электронное обучение с использованием дистанционных технологий.

Занятия по данной программе состоят из практической части, включающей элементы ознакомительной беседы. Деятельность обучающихся на занятиях организуется преимущественно во фронтальной форме.

При проведении занятий по программе курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» используются следующие формы работы: беседы, сказки, сюжетно-ролевые и дидактические игры, включающие в себя арт-терапию (арт-методы) и игр коррекцию, праздники, очные экскурсии.

Основные методы и технологии:
- здоровье сберегающая технология;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- коррекционная технология.

Целью реализации курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» является формирование необходимого для жизни в обществе духовно-нравственного опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

В рамках занятий по программе курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» ставятся и решаются следующие задачи:

 
  • развивать элементарные представления о своей стране;
  • формировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории страны;
  • воспитывать уважительное отношение к труду, развивать начальные представления о предметах народного творчества;
  • формировать положительное отношение к семейным традициям и устоям;
Описание места курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество»
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ школы №34 Невского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, дополнительный 1 класс (первый год обучения) - 33 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество»
Программа курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» разработана на основе требований к личностным результатам освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) ГБОУ школы №34 Невского района Санкт-Петербурга.

Личностные результаты отражают:

 
  • элементарные представления о своей стране;
  • уважение к защитникам Родины,
  • уважительное отношение к труду;
  • начальные знания устного народного творчества (прибаутки, потешки, приговорки);
  • положительное отношение к семейным традициям и устоям;
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат также начальные личностные навыки:
 
  • мотивацию универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • нравственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также установку поступать «хорошо».
Все планируемые личностные результаты курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первичного   представлений о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, о формах поведения в обществе. На данном уровне происходит взаимодействие обучающегося со своим воспитателем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир). На данном уровне обучающийся получает (или не получает) первое практическое нарушениями приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Происходит знаний обучающихся с умственной отсталостью между собой на уровне класса, школы.  На I этапе обучения (дополнительный первый класс, 1-4 классы) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматриваются только результаты первого и второго уровня.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество»
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Я и мое Отечество» объединено в тематические восемь разделов:

Раздел 1. Введение.
Знакомство с коммуникативными навыками диалоговой речи: ответы на вопросы воспитателя на темы, на основе предметно-практической деятельности; наблюдения за окружающей действительностью и т.д.

Раздел 2. С чего начинается Родина.
Знакомство обучающихся с разными видами народного творчества. Прибаутки, потешки, поговорки мудро поучают и приобщают к культуре народа. Обучающиеся учатся водить хороводы. Знакомятся с народными костюмами: сарафаны, косоворотки, кокошники.
Практическая работа: вырезают по данному контуру; раскатывание пластилина; выполнение простых действий со стекой; приклеивание элементов природного материала на основу, выполнение разметки по трафарету.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учатся организовывать рабочее место, воспитывается трудолюбие, способность к преодолению трудностей, интерес к культурно-историческим традициям.

Раздел 3. Государственная символика.
Ознакомление обучающихся с государственной символикой. Используются трафареты. Шаблоны.

Раздел 4. Здоровье людей - здоровье нации.
Ознакомление обучающихся с русскими народными играми, направленными на воспитание у обучающихся с умственной отсталостью желания заботиться о своем здоровье. Оздоровительные минутки. Игра – соревнование «Кто выше, быстрее?». Игра «Светофор здоровья». Беседа по теме «Влияние физических упражнений на здоровье человека».

Практическая работа: составление правил «Как помочь больному?», рисование для классной выставки «Я и спорт»; разучивание упражнений для поддержания правильной осанки.

Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прививается следующая идея: чтобы быть полезным своей стране, надо быть сильным, ловким; быстрее бегать, прыгать, преодолевать преграды.

Раздел 5. Школьник. Права и обязанности.
Раздел посвящен вопросам правовой культуры.
Беседы выстраиваются по теме: обязанность — это то, что входит в круг обязательных действий. Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обсуждается вопрос - обязанности, которые дети выполняете в школе, на улице, в общественных местах, в транспорте. Ребёнок должен уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации. Формируется мотивация универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше».
Сказки. Цель: анализировать поступки сказочных героев.
Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».

У обучающихся с умственной отсталостью развиваются качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; развивается навык осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками; формируется нравственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренняя установка в сознании школьника поступать «хорошо».

Раздел 6. Праздники России.
Ознакомление обучающихся со знаменательными событиями нашей страны. Беседы по вопросам, рассматривание мультимедийных презентаций.
Фольклорные праздники являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей, развивают доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и умение сопереживать им.

Знакомство обучающихся с поговорками, загадками, пословицами, сказками, помогает приобщить их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируется мотивация универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», чувство причастности к коллективным делам.

Раздел 7. Моя семья. Первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи, профессий членов семьи.
Воспитывается уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к старшим и младшим.

Раздел 8. Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.
Для бесед используются плакаты с изображениями защитников Отечества, которые ради жизни других людей, совершали беспримерные подвиги.

Тематическое планирование

 
 
№ п/п Тема раздела
                                      Класс
Количество часов
Дополнительный 1-В
1. Введение 1
2. С чего начинается Родина. 4
3. Государственная символика. 2
4. Здоровье людей - здоровье нации 4
5. Школьник. Права и обязанности. 5
6. Праздники России. 5
7. Моя семья. 8
8. Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир. 4
  Итого 33 часа
















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Электронные образовательные ресурсы

 
Название ЭОР Режим доступа Номер темы
Основная поисковая систем сети Интернет Режим доступа: www.yandex.ru 1 – 2
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов Режим доступа: http://fcior.edu.ru, http//eor.edu.ru 3
  Библиотека видео уроков по школьной программе /Интернет урок/ Режим доступа: https://interneturok.ru/ 4-5
Коллекции электронных образовательных ресурсов: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Режим доступа:  http://school-collektion.edu/ru 6-7
Образовательная платформа «Российская электронная школа» Режим доступа: 
https://resh.edu.ru/
8




















Материально –технические ресурсы: персональный компьютер (ноутбук), дидактический материал по темам программы, магнитная доска


Категория: Блоги | Добавил: oliadima
Просмотров: 218 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог