Сегодня: 09.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа по родному русскому языку для 10 класса

СКАЧАТЬ (50.2 Kb) 10.04.2022, 21:31
Хусаинова Разида Лукмановна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузмина С.Е "
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 10 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
3. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
4. Программа по риторике для основной школы (Автор программы Ладыженская Т.А. «Программа по риторике, 5–11 классы»).
5. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдокимовича»;
6. Положение о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдокимовича»

Учебно-методический комплекс
«Риторика. 10 класс.» Учебное пособие для общеобразовательных школ под редакцией Т.А.Ладыженской. Издательство: Ювента, 2012 г.

Место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение предмета «Родной язык» в 10 классе — 1 час в неделю, 35 часов в год.

Форма промежуточной аттестации: КД/ ГО

Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.

Требования к результатам освоения программы по родному (русскому) языку.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате изучения предмета «Родной(русский) язык»
выпускник на базовом уровне научится:

• пользоваться вербальными и невербальными средствами гармонизации речевого события;
• использовать способы корректного речевого воздействия на собеседника / адресата в ситуациях непосредственного и опосредованного общения, публичного выступления;
• осуществлять речевой (само)контроль на основе параметров коммуникативной грамотности, коммуникативной нормы и правил речевого поведения в деловой и научной сферах общения;
• владеть приемами создания тезисно-аргументативной, композиционной и речевой структур научного и делового текстов;
• уметь использовать в саморазвитии ценности, утверждаемые художественной культурой региона;
• владеть речевыми жанрами реферата, научно-исследовательского проекта;
• владеть приемами самопрезентации;
• уметь составлять деловые бумаги;
• пользоваться способами отбора, оценки, структурирования информации, привлекаемой при создании текста.

В результате изучения предмета «Родной(русский) язык
выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

• быть толерантным и в то же время принципиальным человеком в речевых контактах в диалоге, в том числе с носителями иных культур (широко представленных в регионе), работе с письменным (своим и «чужим») авторским текстом;
• понимать коммуникативно-речевые умения ведения диалога как основу социального (коммуникативного) успеха, как познавательно-деятельностную основу жизни личности в многонациональном социуме уральского региона;
• признать ценность речевой и информационной культуры;
• принимать возможность субъективного (личностного) толкования и понимания смысла текста;
• понимать ценность аналитического, углубленного чтения текста.

Содержание учебного предмета
В блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

10 класс. Базовый уровень
Язык и культура.

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ Содержание Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1. Язык и культура 6 определение факторов, влияющих на развитие языка; работа с группой лексических единиц различной степени устарелости; актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте; определение проблемы культуры речи последних десятилетий
2. Культура речи 14
2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 3 знакомство с нормами ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях, нормами постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).

2.1 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. 3 выявление речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов
2.3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 4 выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи
2.4 Речевой этикет. 4 знакомство с русской этикетной речевой манерой общения
3. Речь. Речевая деятельность. Текст 14
3.1 Язык и речь 7 практикум по различным видам речевой деятельности
3.2 Текст как единица языка и речи. 2 создание текстов аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

3.3 Функциональные разновидности языка. 5 работа с текстом: определение фактуальной и подтекстовой информация в текстах художественного стиля речи.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ Содержание Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1. Язык и культура 6 определение факторов, влияющих на развитие языка; работа с группой лексических единиц различной степени устарелости; актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте; определение проблемы культуры речи последних десятилетий
2. Культура речи 14
2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 3 знакомство с нормами ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях, нормами постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).

2.1 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. 3 выявление речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов
2.3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 4 выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи
2.4 Речевой этикет. 4 знакомство с русской этикетной речевой манерой общения
3. Речь. Речевая деятельность. Текст 14
3.1 Язык и речь 7 практикум по различным видам речевой деятельности
3.2 Текст как единица языка и речи. 2 создание текстов аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

3.3 Функциональные разновидности языка. 5 работа с текстом: определение фактуальной и подтекстовой информация в текстах художественного стиля речи.

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока Раздел, тема Количество часов Дата проведения
по плану по факту
Раздел 1. Язык и культура
1 Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. 1 03.09
2 Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. 1 10.09
3 Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. 1 17.09
4 Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). 1 24.09
5 Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. 1 1.10
6 Практическая работа. 1 08.10
Раздел 2. Культура речи
7 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. 1 15.10
8 Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. 1 22.10
9 Словарная работа. 1 29.10
10 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1 12.11
11 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. 1 19.11
12 Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. 1 26.11
13 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. 1 03.12
14 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. 1 10.12
15 Практическая работа. 1 17.12
16 Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. 1 24.12
17 Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. 1 14.01
18 Этикет интернет переписки. 1 21.01
19 Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. 1 28.01
20 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 1 04.02
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность.
21 Язык и речь. Виды речевой деятельности 1 11.02
22 Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. 1 18.02
23 Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. 1 25.02
24 Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. 1 04.03
25 Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. 1 11.03
26 Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. 1 18.03
27 Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. 1 1.04
28 Текст как единица языка и речи Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. 1 8.04
29 Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора. 1 15.04
30 Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. 1 22.04
31 Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография. 1 29.04
32 Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. 1 6.05
33 Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. 1 13.05
34 Контрольный диктант. 1 20.05
35. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. 1 27.05


Категория: Блоги | Добавил: rezedalukmanovna
Просмотров: 309 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог