Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н.Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
(базовый уровень)
8 А
Составитель: Шорникова Виктория Валерьевна
учитель русского языка и литературы
2021 г.
Обобщение изученного материала.
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку . 8 класс.
Цель - Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-Воспитание интереса и любви к русскому языку.
-Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.
-Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
-Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
-Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета.
-Выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения.
-Пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.
- Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
Место предмета в учебном плане В 8 классе 117 часов в год за 33,5 учебных недель.
Количество часов в неделю В 8 классе – 3,5 часа.
Учебник Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа.
Русский язык. Практика.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко, Н.А.Николина, К.И.Мишина, И.В.Текучева, З.И.Курцева, Л.Ю.Комиссарова.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2020. – 271 с.
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Русский язык». 7 класс.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
–работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
–извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
–излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
–пользоваться словарями, справочниками;
–осуществлять анализ и синтез;
–устанавливать причинно-следственные связи;
–строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
–учитыватьразные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
–уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
–уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создаватьтексты различного типа, стиля, жанра;
–оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
Предметные результаты:
Ученик научится:
-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Ученик получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
-использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
-аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета (117 часов).
Введение. Функции русского языка в современном мире (1 час).
Повторение изученного в 5-7 классе. (10 часов). Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексикология и фразеология. Морфология и синтаксис. Строение текста. Р.Р. Сочинение по репродукции картине И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Стили речи.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.Строение словосочетаний
Деепричастие. 14 часов. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. Тест по теме «Деепричастие». Р/р. Подготовка к сочинению на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. р/р Сочинение № 1 на основе картины. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Контрольный диктант № 3. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала.
Наречие. 24 часа. Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Степени сравнения наречий Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о, е. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о, е. Буквы е, и в приставках не, ни отрицательных наречий. Буквы е, и в приставках не, ни отрицательных наречий. Одна и две Н в наречиях на о, е. р/р Описание внешности и действий человека по картине. Буквы о, е после шипящих на конце наречий. Буквы о, е после шипящих на конце наречий. Буквы о, а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. р/р Изложение №2. Анализ ошибок, допущенных в изложении. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение изученного материала по теме «Наречие». Тест по теме «Наречие». Повторение изученного материала по теме «Наречие». Контрольный диктант №3. Обобщение изученного материала. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Научный стиль. 2 часа. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния. 4 часа. Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Повторение изученного материала. Проверочная работа.
Самостоятельные и служебные части речи. 1 час. Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог. 11 часов. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Подготовка к сочинению. р/р Сочинение №2. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение изученного материала. Проверочная работа по теме «Предлог».
Союз. 13 часов. Союз как часть речи. Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. Подчинительные союзы. Сочинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Повторение изученного материала. Контрольный диктант №4. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. р/р Изложение № 3. Обобщение изученного материала.
Частица. 19 часов. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Самостоятельная работа. р/р Изложение №4. Морфологический разбор частиц. Отрицательные частицы НЕ, НИ.
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Различение приставки НЕ и частицы НИ. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ…НИ. Подготовка к Сочинению №3. р/р Сочинение №3. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Повторение изученного материала. Контрольный диктант №5. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала.
Междометие. 4 часа. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Междометие. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. 12 часов. Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи. Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Контрольный диктант №6.
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала.
Тематическое планирование.
№п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов.
1 Введение 1 ч.
2 Повторение изученного в 5-6 классах 12 ч.
3 Текст и стили речи 4 ч.
4 Причастие как часть речи 32 ч.
5 Деепричастие 14 ч.
6 Наречие 24 ч.
7 Научный стиль 2 ч.
8 Категория состояния 4 ч.
9 Служебные части речи 1 ч.
10 Предлог 11 ч.
11 Союз 13 ч.
12 Частица 19 ч.
13 Междометие 4 ч.
14 Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. 12 ч.
Итого: 153 ч.
Тематическое планирование.
№ п/п № урока Название раздела. Тема урока.
1. 1. Функции русского языка в современном мире (1 час).
Повторение изученного материала в 5-6 классах (10часов)
2. 1. Комплексный анализ текста.
3. 2. Фонетика и графика.
4. 3. Орфография.
5. 4. Морфемика и словообразование.
6. 5. Лексика и фразеология.
7. 6. Морфология и синтаксис.
8. 7. Р.р. Строение текста. Стили речи.
9. 8. Р.р. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники».
10. 9. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».
11. 10. Анализ ошибок, допущенных в изложении.
Синтаксис и пунктуация
12. 1. Словосочетание. Строение словосочетаний.
13. 2. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
14. 3. Предложение. Грамматическое значение словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.
15. 4. Строение и грамматическое значение словосочетаний.
16. 5. Интонация предложения.
17. 6. Р.р. Характеристика человека.
18. 7. Простое предложение. Порядок слов в предложении.
19. 8. Логическое ударение.
20. 9. Р.р. Сочинение – описание памятника архитектуры.
21. 10. Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
22. 11. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
23. 12.
24. 13.
25. 14.
26. 15.
27. 16.
28. 17.
Причастие (32 часа)
29. 1. Причастие как часть речи.
30. 2. Склонение причастий.
31. 3. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
32. 4. Причастный оборот.
33. 5. Выделение причастного оборота запятыми.
34. 6. р/р. Описание внешности человека.
35. 7. Действительные и страдательные причастия.
36. 8. Полные и краткие страдательные причастия.
37. 9. Действительные причастия настоящего времени.
38. 10. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
39. 11. Действительные причастия прошедшего времени.
40. 12. Страдательные причастия настоящего времени.
41. 13. Гласные в суффиксах страдательных причастий.
42. 14. р/р. Изложение №1 с использованием причастий.
43. 15. Анализ ошибок, допущенных в изложении.
44. 16. Страдательные причастия прошедшего времени.
45. 17. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
46. 18. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Самостоятельная работа.
47. 19. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
48. 20. . Одна буква Н в отглагольных прилагательных
49. 21. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
50. 22. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
51. 23. р/р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи.
52. 24. Морфологический разбор причастия.
53. 25. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
54. 26. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
55. 27. Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
56. 28. Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
57. 29. Повторение и обобщение материала по теме «Причастие».
58. 30. Повторение и обобщение материала по теме «Причастие».
59. 31. Контрольный диктант №2.
60. 32. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Деепричастие (14 часов).
61. 1. Деепричастие как часть речи.
62. 2. Деепричастный оборот.
63. 3. Запятые при деепричастном обороте.
64. 4. Раздельное написание не с деепричастиями.
65. 5. Раздельное написание не с деепричастиями.
66. 6. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
67. 7. Морфологический разбор деепричастий
68. 8. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.
69. 9. Тест по теме «Деепричастие».
70. 10. Р/р. Подготовка к сочинению на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.
71. 11. р/р Сочинение № 1 на основе картины.
72. 12. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
73. 13. Контрольный диктант № 3.
74. 14. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала.
Наречие (24 часа)
75. 1. Наречие как часть речи.
76. 2. Смысловые группы наречий.
77. 3. Степени сравнения наречий.
78. 4. Степени сравнения наречий
79. 5. Морфологический разбор наречия.
80. 6. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о, е.
81. 7. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о, е.
82. 8. Буквы е, и в приставках не, ни отрицательных наречий.
83. 9. Буквы е, и в приставках не, ни отрицательных наречий.
84. 10. Одна и две Н в наречиях на о, е.
85. 11. р/р Описание внешности и действий человека по картине.
86. 12. Буквы о, е после шипящих на конце наречий.
87. 13. Буквы о, е после шипящих на конце наречий.
88. 14. Буквы о, а на конце наречий.
89. 15. Дефис между частями слова в наречиях.
90. 16. р/р Изложение №2.
91. 17. Анализ ошибок, допущенных в изложении. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
92. 18. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
93. 19. Повторение изученного материала по теме «Наречие».
94. 20. Тест по теме «Наречие».
95. 21. Повторение изученного материала по теме «Наречие».
96. 22. Контрольный диктант №3.
97. 23. Обобщение изученного материала.
98. 24. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Научный стиль.(2 часа).
99. 25. Учебно – научная речь. Отзыв.
100. 26. Учебный доклад.
Категория состояния (4 часа).
101. 1. Категория состояния как часть речи.
102. 2. Морфологический разбор категории состояния.
103. 3. Повторение изученного материала.
104. 4. Самостоятельная работа.
Служебные части речи (1 час).
105. 1. Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог (11 часов)
106. 1. Предлог как часть речи.
107. 2. Употребление предлогов.
108. 3. Непроизводные и производные предлоги.
109. 4. Простые и составные предлоги.
110. 5. Морфологический разбор предлога.
111. 6. Подготовка к сочинению.
112. 7. р/р Сочинение №2.
113. 8. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
114. 9. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
115. 10. Повторение изученного материала.
116. 11. Проверочная работа по теме «Предлог»
Союз (13 часов)
117. 1. Союз как часть речи.
118. 2. Союзы простые и составные.
119. 3. Союзы сочинительные и подчинительные.
120. 4. Запятая перед союзами в сложном предложении.
121. 5. Подчинительные союзы.
122. 6. Сочинительные союзы.
123. 7. Морфологический разбор союза.
124. 8. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.
125. 9. Повторение изученного материала.
126. 10. Контрольный диктант №4.
127. 11. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
128. 12. р/р Изложение № 3.
129. 13. Обобщение изученного материала.
Частица (19 часов)
130. 1. Частица как часть речи.
131. 2. Разряды частиц.
132. 3. Формообразующие частицы.
133. 4. Смыслоразличительные частицы.
134. 5. Раздельное и дефисное написание частиц.
135. 6. Самостоятельная работа.
136. 7. р/р Изложение №4.
137. 8. Морфологический разбор частиц.
138. 9. Отрицательные частицы НЕ, НИ.
139. 10. Анализ ошибок, допущенных в изложении.
140. 11. Различение приставки НЕ и частицы НИ.
141. 12. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ…НИ.
142. 13. Подготовка к Сочинению №3.
143. 14. р/р Сочинение №3.
144. 15. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
145. 16. Повторение изученного материала.
146. 17. Контрольный диктант №5.
147. 18. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
148. 19. Обобщение изученного материала.
Междометие (4 часа).
149. 1. Междометие как часть речи.
150. 2. Морфологический разбор междометий.
151. 3. Дефис в междометиях.
152. 4. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного материала (11 часов).
153. 1. Разделы науки о русском языке.
154. 2. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.
155. 3. Фонетика. Графика.
156. 4. Лексика и фразеология.
157. 5. Морфемика и словообразование.
158. 6. Морфология и орфография.
159. 7. Самостоятельные и служебные части речи.
160. 8. Синтаксис и пунктуация.
161. 9. Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
162. 10. Контрольный диктант №6.
163. 11. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
|