Программа по спортивной аэробике для ДЮСШ составлена на основе программы, рекомендованной Министерством Российской Федерации (2000), научных и методических разработок собственных, отечественных и зарубежных авторов, а также правил спортивной аэробики (версия ФИЖ, 2005), с учётом четырёх обязательных групп элементов. Она содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на различных её этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и от особенностей самих занимающихся.
Программный материал объединён в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы.
Основные задачи:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом;
- формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
- подготовка спортсменов высокой квалификации, подготовка резерва в сборные команды России;
- воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности, морально-этических и эстетических качеств спортсменов;
- профессиональная подготовка инструкторов и судей по аэробике.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей ДЮСШ. Учебный план, рассчитанный на многолетнее обучение, предусматривает теоретическую, физическую, психологическую, интегральную и профессиональную подготовку.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий, и соревнований на учебно-тренировочном этапе, выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями по годам обучения.
Цель программы – осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом к участию в спортивно-массовых мероприятиях; отбор перспективных детей и подростков.
Выполнение задач поставленных программой предусматривает:
- систематическое проведение практических и теоретических занятий;
- обязательное выполнение учебного плана, приёмных и переводных контрольных нормативов;
- регулярное участие в соревнованиях;
- осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
- просмотр учебных видеофильмов, видеозаписей соревнований по спортивной аэробике;
- прохождение судейской практики;
- привитие юным спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины, преданности своему коллективу;
- чёткую организацию учебно-тренировочного процесса, использование данных науки и передовой практики, как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств занимающихся;
- привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы школы.
Программа составлена так, что в каждом последующем этапе обучения излагается только новый материал. Учебный материал по технической и тактической подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приёмов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Программа составлена с учетом того, что ведущая тенденция многолетней подготовки - «обучающая» - и что конечная цель многолетнего процесса в ДЮСШ - это подготовка квалифицированных аэробистов. Этот принцип положен в основу программы, как в плане программирования процесса подготовки, так и в плане нормативных требований.
Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий в неделю – 1. Дозировка нагрузок и выбор заданий дифференцируется в зависимости от возраста и способностей учащегося. При необходимости меняется время на изучение конкретной темы.
Весь материал программы распределён в соответствии с принципом расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
По мере изучения программы повышается уровень практических навыков обучающихся, что контролируется в течение учебного года (проведение соревнований в течении учебного года, по ОФП в группах, между группами).
Учебно-тренировочные нагрузки строятся на основе следующих методических положений:
- ориентация уровней нагрузок учащихся на соответствующие показатели, достигнутые спортсменами;
- увеличение темпов роста нагрузок поэтапно;
- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности обучающихся;
- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма обучающегося.
Весь процесс спортивной подготовки делится на 3 этапа: начальной полготовки (3 года), тренировочный (5 лет), совершенствование спортивного мастерства (2года).
На этап начальной подготовки зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом. Перевод учащихся в группы следующих годов обучения производится на основании выполнения требований программы.
Задачи на этапе начальной подготовки:
- привлечение максимально-возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений;
- формирование у подростков интереса к занятиям спортивной аэробикой;
- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств;
- специально-двигательная подготовка – развитие умений ощущать и различать различные параметры движений;
- начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов;
- начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев;
- начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку с использованием базовых шагов аэробики;
- привитие интереса к регулярным занятиям спортивной аэробикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;
- участие в показательных выступлениях и соревнованиях;
- изучение теоретического материала.
В учебно-тренировочные группы зачисляются спортсмены, выполнившие требования программы для групп НП-3 и обязательно прошедшие спортивную подготовку на начальном этапе или спортивно-оздоровительном не менее 1 года.
Задачи на тренировочном этапе:
- дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- повышение уровня разносторонней физической подготовки на базе освоения контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП;
- формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений;
- углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития гибкости, быстроты, ловкости);
- совершенствование специально-двигательной подготовки (координации);
- функциональная начальная подготовка – освоение средних показателей объема тренировочных нагрузок;
- базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов, освоение специфических (фундаментальных) элементов: динамическая сила (группа А), статическая сила (В), прыжки (С), гибкость (D);
- базовая хореографическая подготовка – освоение элементов различных танцевальных стилей в простейших соединениях;
- формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, размер, ритм, темп, громкость, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой;
- приобретение соревновательного опыта;
- базовая психологическая подготовка;
- изучение теоретического материала;
- выполнение норматива 1-го разряда и КМС.
В группы совершенствования спортивного мастерства зачисляются спортсмены, выполнившие разряд кандидата в мастера спорта и выполнившие требования программы для тренировочных групп -5 года обучения.
Задачи на этапе совершенствования спортивного мастерства:
- совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств;
- достижение высокого уровня функциональной подготовки – планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок, превосходящих тренировочные нагрузки;
- совершенствование базовой технической подготовленности – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях;
- освоение сверхсложных и рискованных элементов, моделирование и освоение перспективных элементов;
- совершенствование музыкально-двигательной подготовленности;
- совершенствование базовой психологической подготовки;
- углубленная теоретическая и практическая подготовка;
- выполнение норм МС и подтверждение КМС;
Программа состоит из двух частей:
Первая часть программы – нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизической подготовке, специально-физической, технико-тактической и теоретической подготовке, систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику по годам обучения для каждого этапа многолетней подготовки.
Вторая часть программы – методическая, которая включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле.
1. Нормативная часть программы.
Многолетняя подготовка спортсменов делится на два этапа:
1 этап: начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.
2 этап: тренировочный. Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приёмные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.
Предусмотрено 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель в спортивно-оздоровительном лагере и для самостоятельной работы.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Весь учебный материал разделён на теорию, практику (физическая, техническая, психологическая, профессиональная подготовка) и контрольные переводные нормативы. Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по решению педагогического (тренерского) совета и оформляется приказом директора.
Основные формы учебно-тренировочной работы:
- групповые занятия (теоретические, практические);
- тренировка по индивидуальному плану;
- выполнение домашних заданий;
- участие в показательных выступлениях и соревнованиях;
- просмотр видеоматериалов с анализом выступлений;
- инструкторская и судейская практика.
Основные методы проведения учебно-тренировочного занятия: фронтальный, поточный, игровой, соревновательный, в форме круговой тренировки и т.д.
2.1. Теоретические занятия
Теоретическая подготовка – совокупность знаний, способствующих учебно-тренировочному процессу.
1 Этап. 1. Что такое аэробика: истоки спортивной аэробики. История развития на международной арене и в России. Анализ результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований .
. Достижение российских спортсменов. Задачи, тенденции и перспективы развития спортивной аэробики.
2. Терминология аэробики.
3. Гигиенические требования к проведению занятий: понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Гигиена жилища, место учёбы и занятий спортом.
4. Форма для занятий аэробикой.
5. Рациональное питание и режим дня: понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоение пищи, энергозатраты при физических нагрузках.
6. Дисциплина на занятии ( правило поведения в зале).
7. Анатомические сведения : краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.
Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем организма.
2 Этап. 1. Музыкальная грамота: понятие о содержании и характере музыки. Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика. Значение музыки в спортивной аэробики.
2. Техника безопасности в аэробике.
3. Значение правильной осанки.
4. Просмотр видеоматериалов по спортивной аэробике.
5. Методический разбор базовых шагов аэробики.
6. Группы элементов для составления спортивных комбинаций.
7. Посещение соревнований по спортивной аэробике, художественной гимнастике, танцам и т.д.
8. Понятие об общей и специальной физической подготовке: методика развития двигательных качеств: гибкости, быстроты, ловкости, прыгучести, силы, выносливости и равновесия.
Правила построения и проведения комплексов по общей и специальной физической подготовке.
9. Структура тренировочного занятия: общая характеристика задач учебно0тренировочных занятий. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей тренировки.
10. Понятие об объёме и интенсивности тренировочного занятия: факторы, обуславливающие эффект тренировки. Планирование тренировки.
11. Дневник спортсмена, его значение в общем процессе управления.
3 Этап.1. Правила соревнований: значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Разбор и изучение правил соревнований.
2. Техника судейства.
3. Организация и методика проведения соревнований: подготовка к соревнованиям. Судейская коллегия, права и обязанности. Учёт и оформление результатов соревнований.
4. Просмотр видеоматериалов по спортивной аэробике.
5. Планирование тренировки: значение и роль планирования, учёта и контроля в управлении тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативное. Содержание и документы планирования.
6. Этапы и методика составления спортивной комбинации, требование к ним, компоненты оценки.
7. Способы создания новых элементов.
8. Понятие о здоровье и болезни. Причины травм и их профилактика: понятие о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжение, разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Оказание первой до врачебной помощи.
Понятие о здоровье и болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики. Закаливание как одна из действенных мер профилактики заболеваний. Средства закаливания и методика их применения.
2.2. Практические занятия
Содержание практических занятий: ОФП, СФП, акробатическая подготовка, хореографическая подготовка, техническая подготовка, контрольно-переводные нормативы, инструкторская и судейская практика.
Общая физическая подготовка
ОФП - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных физических качеств человека.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий период времени.
Выносливость – способность противостоять утомлению. Обща выносливость – способность к длительному выполнению ( более 20 минут) физической нагрузки субмаксимальной мощности, не превышающий аэробно-анаэробный порог. Специальная выносливость – способность к длительному выполнению специальных упражнений без снижения эффективности деятельности.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, нервно-мышечной координации.
Координационные способности (ловкость) – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Тесты на координацию движений оцениваются сложностью задачи, точность и скоростью его выполнения.
Общая физическая подготовка осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения.
Основные задачи ОФП:
- Приобрести всестороннее физическое развитие и повысить его уровень.
- Достигнуть гармонического развития мышц в соответствии с избранным видом спорта.
- Приобрести и повысить общую выносливость.
- Повысить быстроту выполнения разнообразных упражнений.
- Улучшить подвижность в суставах.
- Увеличить ловкость и координацию движений.
- Приобрести умение выполнять движения без излишнего напряжения (овладеть расслаблением).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
-
- К проведению учебно-тренировочного занятия по спортивной аэробики допускается тренер-преподаватель, прошедший ежегодную медицинскую комиссию и инструктаж по технике безопасности.
- Опасные факторы:
- травмы при выполнении упражнений без страховки;
- травмы при выполнении упражнений на влажном полу зала;
- наличие посторонних предметов в зале.
- Спортивный зал должен быть обеспечен огнетушителями и аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
- Правильная организация и проведение тренировочных занятий.
- Последовательное и прочное освоение воспитанниками техники выполнения спортивных элементов и защитных приемов.
- После проведения учебно-тренировочных занятий по спортивной аэробики или фитнесу принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД
НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
-
- Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
- Проверить санитарно-гигиенические условия в местах занятий.
- Стены спортивного зала должны быть ровными, без выступающих частей и фрагментов (штырей, крюков и т.д.).
- Проверить исправность спортивного инвентаря, оборудования, аудиоаппаратуры.
- Ознакомить воспитанников с правилами поведения и техникой безопасности во время проведения учебно-тренировочного занятия.
- Проверить наличие необходимых защитных приспособлений: эластичных бинтов, стяжек.
- Проверить состояние здоровья воспитанников перед тренировкой.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Правильное проведение разминки с соответствующей подготовкой мышечного и связочно-суставного аппаратов к работе.
-
- Не выполнять упражнения без тренера-преподавателя, а также без страховки.
- Занимающиеся должны располагаться по площади спортивного зала, соблюдая достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
- При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
3.5. Соблюдать дисциплину на занятиях.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
-
- При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать воспитанников из спортивного зала и сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть. Приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.
- При получении учащимися травмы немедленно оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО
ОКОНЧАНИЮ ЗАНЯТИЙ
-
- Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
- Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
- Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
|