Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Информатика в облаках» для обучающегося 4 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года)
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
- СП 2.4.3648-20; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21; «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- концепции преподавания предметной области, утвержденной 24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;
- учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ «Колюбакинская СОШ» №238 от 29.08.2022 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного начального образования»;
рабочей программы воспитания МБОУ «Колюбакинская СОШ»;
- Программа разработана во исполнение цели № 1 из распоряжения Минпросвещения от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Целями программы внеурочной деятельности «Информатика в облаках» являются:
Цель данной программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству через формирование навыков работы на компьютере.
- овладеть базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применение их при создании проектов в визуальной среде программирования
- приобщить обучающегося к новым технологиям, способным помочь им в реализации собственного творческого потенциала;
- развивать познавательную деятельность обучающегося в области новых информационных технологий;
- совершенствовать навыки работы на компьютере и повышать интерес к программированию;
- формировать культуру и навыки сетевого взаимодействия;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса обучающегося;
- способствоватьт развитию коммуникативных умений и навыков обучающегося;
- способствовать развитию логического мышления, памяти и умению анализировать;
- создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
- формировать потребности в саморазвитии;
- способствовать развитию познавательной самостоятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны. Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий требуют определенной подготовки детского мышления к освоению и активному использованию логики мира компьютеров.
Очень важно формировать и развивать у младшего школьникаа готовность к восприятию новых идей в современном обществе, насыщенном информацией, с постоянно меняющимися информационными технологиями.
Важно, чтобы дети использовали компьютер не бездумно, как игровую приставку, а учились использовать все возможности этого сложного устройства. Компьютер – это, прежде всего инструмент для достижения каких-либо целей, и как всякий сложный инструмент, компьютер эффективен настолько, насколько подготовлен к работе с ним человек.
Формы занятий:
• индивидуальна работа;
• экскурсии;
• беседы;
• викторины;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающегося, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
Формы контроля
• письмо;
• сообщение;
• справочник;
• презентация.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.
Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика в облаках» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы
Место предмета в учебном плане МБОУ «Колюбакинская СОШ» на 2022-2023 учебный год
Согласно учебному плану МБОУ «Колюбакинская СОШ» на 2022-2023 учебный год на изучение Вуд «Информатика в облаках» на уровне начального общего образования отводится в 4 классе 0.25 ч в неделю, 9 часов в год. В связи с этим сокращены часы для обучающегося
Содержание программы
4 класс (9ч)
Информационная картина мира (2 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации, в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.) вручную и с помощью компьютера.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (1 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Использование метода Drag-and-Drop.
Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.
Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе, заглавных букв, знаков препинания, цифр).
Алгоритмы и исполнители (1 ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации(2 ч)
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (2 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
4-й класс
Личностные результаты.
К концу обучения должен знать:
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;
- возможности текстового редактора WORD;
- понятие информации, свойства информации;
- назначение и работу программы PowerPoint;
- Основные блоки клавиш;
- Компьютерные сети;
- информационные процессы;
- понятие информации, свойства информации;
- типы моделей;
- основные понятия логики;
- устройство персонального компьютера, основные блоки;
- устройства ввода и вывода информации;
- основные операционные системы и их отличия;
- определение файла и файловой системы;
- классификации вирусов;
- способы защиты информации;
- понятие алгоритм;
- свойства алгоритмов;
Обучающийся научится:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор
- работать со стандартными приложениями Windows;
- Создавать презентации;
- пошагово выполнять алгоритм практического задания;
- осуществлять поиск информации на компьютере;
- осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;
- работать с программами PowerPoint, Черепашка, Чертежник.
- работать с разными видами информации
- строить суждения;
- решать логические задачи;
- находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
- работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
- пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
- запускать операционные системы Windows. Linux. MacOS ;
- работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
- пользоваться антивирусными программами;
- осуществлять ручной поиск вредоносных программ
- распознавать некоторые вирусы
- составлять алгоритмы;
- реализовывать алгоритмы
- решать задачи с использованием блок-схем
- осуществлять отбор нужной информации.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- активно использовать речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, окружающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного ученого предмета.
Личностные УУД:
- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Календарно- тематическое планирование
4 класс
№
п/п |
Темы, разделы, содержание занятий |
Кол-во часов |
Дата план. |
Дата факт. |
|
Информационная картина мира |
1 |
|
|
1 |
Информация (что мы о ней знаем). Порядок элементов в списке. Многоуровневые списки. Таблицы. Конструирование объекта по его свойствам. |
1 |
2 неделя сентября |
|
|
Компьютер – универсальная машина для обработки информации |
2 |
|
|
2 |
Компьютер (что мы о нем знаем) .Гигиенические нормы работы на компьютере .Система координат. |
1 |
2 неделя октября |
|
3-4 |
Составление и выполнение алгоритмов .Чертёжника Исполнитель алгоритмов Пожарный. Метод последовательной детализации и сравнение объектов. |
1 |
2 неделя ноября,
декабря |
|
|
Алгоритмы и исполнители |
2 |
|
|
5 |
Объекты и их свойства. Список. Понятие класса объектов .Исполнитель алгоритмов «Считайка» .Простые и сложные высказывания. |
1 |
1неделя января |
|
6 |
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением |
1 |
5 неделя января |
|
|
Объекты и их свойства |
1 |
|
|
7-8 |
Имя и значение переменной Разбиение набора объектов на классы |
1 |
4 неделя февраля
4 неделя марта |
|
|
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность |
1 |
|
|
9 |
Носители информации коллективного пользования |
1 |
3 неделя апреля |
|
|
Итого |
9 |
|
|
В рабочую программу внесены вопросы по профессиональному самоопределению личности.
Подготовка к выбору профессии должна стать частью всего учебно-воспитательного процесса в школе. Правильный профессиональный выбор свидетельствует о сформированности личности учащегося, его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий.
Цель профориентации: формирование и развитие готовности человека к профессиональному самоопределению.
Задачи профориентации:
• информирование о востребованности профессий и специальностей на рынке труда и возможностях получения профессионального образования;
• оказание помощи обучающемуся в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности или варианта дальнейшего обучения;
• развитие у обучающегося компетенций, необходимых для осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях;
• определение профессиональной пригодности обучающегося по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения связанных с ней трудовых функций.
№ |
Тема урока |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
4 |
Объекты и их свойства. Список. Понятие класса объектов .Исполнитель алгоритмов «Считайка» .Простые и сложные высказывания.Знакомство с профессией программист |
март |
|
|