АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1 ВАРИАНТ
I. Общие положения
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (далее - Стандарт).
В соответствии с АООП УО образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает адаптированную основную общеобразовательную программу.
2. Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Пункт
10.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)).
3. В соответствии с АООП УО образовательная организация может разрабатывать следующие адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - обучающихся с УО, АООП):
АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 4 класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс); АООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) с
УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс).
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
4. В основу разработки АООП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической иучебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
5. В основу АООП УО положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапахобучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
6. Структура АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (п. 2.8.).
7. АООП УО (вариант 1) содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации. В соответствии с требованиями Стандарта образовательная организация может создавать для каждой нозологической группы два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее - СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. Целевой раздел АООП УО (вариант 1)
8. Пояснительная записка.
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с расстройствами аутистического спектра.
Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно- эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Организация должна обеспечить требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9 лет.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три этапа:I этап - 1 - 4 классы;
II этап - 5 - 9 классы; III этап – 10-12 классы.
Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
На данном этапе организуется первый дополнительный класс, деятельность которого направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
выявить индивидуальные возможности каждого обучающегося, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную иинтеллектуальную готовность к освоению АООП;
сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видахдетской
деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра).
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Цель третьего этапа реализации ФАООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе РАС, относятся: а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственностьмежду дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированныхрабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогического работниками и другими обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
В отношении обучающихся с РАС и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:
а) обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды, отвечающей характеристикам: постоянство и предсказуемость, четкая пространственно-временная организация учебного процесса, минимизация стимулов, учитывающая истощаемость и сенсорную гиперчувствительность обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
б) специальном индивидуальном педагогическом сопровождении и (или) технической помощи в урочной и внеурочной деятельности, основанном на психолого-педагогических технологиях поддержки обучающегося с расстройством аутистического спектра в сложной и новой ситуации (в том числе коммуникативной);
в) наличии отдельного помещения для психологической разгрузки.
9. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью разных нозологических групп (РАС) могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному
плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Технология" на конец обучения (IX класс).
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимыхдля работы; представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно- гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка иаккуратности; выслушивание предложений и мнений обучающихся, адекватное реагирование на них; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся,
высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся ирезультатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы иокружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно- практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы; знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки
материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
III. Содержательный раздел АООП УО (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд" (V - IX классы) предметной области "Технология" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач: развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно- производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и
состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно- преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практическихумений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета "Профильный труд".
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Переплетно-картонажное дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд", "Подготовка младшего обслуживающего персонала", "Цветоводство и декоративное садоводство", "Художественный труд". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
труд".
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно- гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе; осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и
аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудовогообучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы иокружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы; знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки
материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий икорректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-запарты);
выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельностьс учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях являетсяпоказателем их сформированности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
дата
1
Вводное занятие. Правила поведения в кабинете и ТБ.
01.09
2
Инструменты и материалы.
04.09
3
Виды и техники аппликации
04.09
4
Предметная аппликация
05.09
5
Сюжетно – тематическая аппликация.
05.09
6
Декоративная аппликация
06.09
7
Украшение открыток, рамок фото узорами из геометрических фигур
06.09
11
Разнообразие видов и свойств бумаги и картона.
08.09
12
Технологические операции с бумагой – сгибание, сминание.
11.09
14
Технологические операции с бумагой и картоном–вырезание.
11.09
15
Виды клея (клей-карандаш, ПВА, Момент). ТБ, правила и приемы работы с клеем.
12.09
16
Технологические операции с бумагой и картоном –фиксирование на клей.
12.09
17
Геометрическая фигура - треугольник.
13.09
18
Аппликация из бумаги и картона"Человечек".
13.09
19
Геометрическая фигура -треугольник, круг.
15.09
20
Аппликация из бумаги и картона "Цветок".
18.09
21
Геометрические фигуры -квадрат, прямоугольник.
18.09
22
Аппликация из бумаги и картона"Трактор".
19.09
26
Геометрические фигуры -квадрат, треугольник
19.09
27
Аппликация из бумаги и картона "Ракета".
20.09
28
Работа с бумажными салфетками
20.09
29
Аппликация из бумажных салфеток (комочков) "Ёжик".
22.09
30
Аппликация из бумажных салфеток (комочков) "Рябина"
25.09
31
Разнообразие природного материала: листья, шишки, желуди, каштаны, орехи, крылатки.
25.09
32
Сбор листьев, плодов
26.09
33
Сушка материала.
26.09
34
Правила ТБ. Разделение природного материала по цвету и размеру.
27.09
35
Технология соединения природного материала с основой
27.09
36
Технология соединения природного материала с основой: клеевой способ.
29.09
37
Аппликация из семян и круп
02.10
38
Аппликация из семян и круп "Кленовый лист".
02.10
39
Аппликация из круп и семян "Кленовый лист".
03.10
40
Аппликация из семян и круп "Грибок".
03.10
41
Аппликация из круп и семян "Грибок".
04.10
42
Аппликация из семян и круп "Рыбка".
04.10
43
Аппликация из круп и семян "Рыбка".
06.10
44
Технология соединения природного материала с основой: с помощью пластилина.
09.10
45
Аппликация из семян и круп на пластилине "Дерево".
09.10
46
Аппликация из круп и семян на пластилине "Дерево".
10.10
47
Аппликация засушенных листьев на клеевой основе .
10.10
48
Аппликация засушенных листьев на клеевой основе "Бабочка".
11.10
49
Аппликация из листьев "Бабочка".
11.10
50
Поделка из шишек и пластилина
13.10
51
Поделка из шишек и пластилина "Ёжик"
16.10
52
Поделка из шишек и пластилина "Утка"
16.10
53
Поделка из пластилина и шишек "Утка"
17.10
54
Аппликация из древесных заготовок
17.10
55
Аппликация из древесных заготовок (спичек)
18.10
56
Аппликация из древесных заготовок (спичек) "Ёжик".
18.10
57
Аппликация из древесных заготовок (спичек) на клеевой основе .
20.10
58
Аппликация из древесных заготовок (спичек) на клеевой основе "Дом".
23.10
59
Аппликация из древесных заготовок на клеевой основе "Солнышко".
23.10
60
Аппликация из древесных заготовок (спичек) на клеевой основе "Солнышко".
24.10
61
Поделки из ореховой скорлупы и пластилина
24.10
62
Поделки из ореховой скорлупы и пластилина «Лягушка»
25.10
63
Поделки из ореховой скорлупы и пластилина «Черепаха»
25.10
64
Коллаж
27.10
65
Квиллинг
07.11
66
Оригами
07.11
67
Импликация
08.11
68
Мозаика
08.11
69
Вводное занятие. Правила ТБ. На пришкольном участке
10.11
70
Расположение, назначение, правила ухода за пришкольным участком.
13.11
71
Виды культурных растений на участке.
13.11
72
Виды дикорастущих растений на участке.
14.11
73
Садово-огородный инвентарь.
14.11
74
Садово-огородный инвентарь. Правила ТБ при работе с ним.
15.11
75
Приемы использования инвентаря в работе с растениями.
15.11
76
Удаление растительных остатков (сухие ветки, листья) с пришкольного участка.
17.11
77
Осенняя обработка почвы на пришкольном участке.
20.11
78
Сгребание опавших листьев граблями, перенос собранного мусора
20.11
79
Вводное занятие. Кулинария.
21.11
80
Кухня. Правила ТБ.
21.11
81
Санитарно-гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи.
22.11
82
Оборудование для приготовления пищи.
22.11
83
Приспособления для приготовления пищи.
24.11
84
Посуда.
27.11
85
Продукты питания
27.11
86
Напитки.
28.11
87
Классификация напитков
28.11
88
Заваривание чая.
29.11
89
Виды чая
01.12
90
Кисель
04.12
91
Приготовление киселя.
04.12
92
Овощи.
05.12
93
Чистка овощей.
05.12
94
Работа с ножом
06.12
95
Нарезание продуктов кубиками
06.12
96
Фруктовый салат.
08.12
97
Нарезание кольцами, полукольцами.
11.12
98
Фруктовая тарелка.
11.12
99
Приготовление овощного салата.
12.12
100
Винегрет.
12.12
101
Бутерброды..
13.12
102
Виды, продукты для приготовления
13.12
103
Приготовление открытого бутерброда.
15.12
104
Приготовление закрытых бутербродов.
18.12
105
Приготовление горячего бутерброда.
18.12
106
Яйца. Блюда из яиц.
19.12
107
Яйцо отварное.
19.12
108
Каши.
20.12
109
Крупы для каш.
20.12
110
Приготовление овсяной каши.
22.12
111
Завтрак.
25.12
112
Блюда для завтрака
25.12
113
Горячий и холодный завтраки
26.12
114
Комнатные растения
26.12
115
Растения, выращиваемые в комнатных условиях
27.12
116
Выращивание комнатных растений: потребность комнатного растения (полив, рыхление, опрыскивание, подкормка, пересадка)
27.12
117
Полив комнатный растений.
29.12
118
Заготовка поливной воды для отстаивания
09.01
119
Пересадка растений..
09.01
120
Опрыскивание комнатных растений
10.01
121
Удаление сухих листьев с растений. Опрыскивание растений.
10.01
122
Рыхление почвы.
12.01
123
Пластилин. Правила ТБ при работе с пластилином.
15.01
124
История возникновения пластилина
15.01
125
Материал, вспомогательные предметы для работы с пластилином.
16.01
126
Освоение приема «мазки»
16.01
127
Отщипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков
круговыми движениями пальцев
17.01
128
Расплющивание шариков на всей поверхности )
17.01
129
Закрепление приемов надавливания и размазывания
19.01
130
Смешивание различных цветов пластилина
22.01
131
Знакомство с эффектом «рельефность» Ручные работы
22.01
132
Знакомство с эффектом «мраморность», Ручные работы
23.01
133
Знакомство с эффектом «пушистость». Ручные работы
23.01
134
Полное поглощение красок
24.01
135
Знакомство с элементами: «шар», «конус».
Ручные работы
24.01
136
Знакомство с элементами: «жгут», «валик».
Ручные работы
26.01
137
Аппликация из пластилина
29.01
138
Барельеф.
29.01
139
Ручные работы Вырезание плоских деталей (круга) и наложение на фон «Луна на небе».
30.01
140
Ручные работы Нанесение фона.
30.01
141
Смешивание цвета
31.01
142
Изображение раститель ности: трава (форма жгут), трава (форма плоская лента).
31.01
143
Создание несложной картины «Бабочка» с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов Ручная работа
02.02
144
Создание несложной картины «Бабочка» с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов
05.02
145
Создание несложной картины «Медведь» с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов. Ручная работа
05.02
146
Создание несложной картины «Медведь» с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов
06.02
147
Ручная работа «Аквариум с рыбками».
06.02
148
Оформление ручной работы «Аквариум с рыбками».
07.02
149
Ручные работы . Создание геометрического узора с помощью гвоздей и ниток
07.02
150
Ручные работы Аппликация из карандашной стружки « Цветочки»
09.02
151
Ручные работы Аппликация из карандашной стружки « Цыпленок
12.02
152
Организация рабочего места.
12.02
153
Рабочий стол, свет
13.02
154
Знакомство с выжиганием как одним из видов декоративно-прикладного искусства. Виды и разнообразие способов выжигания.
13.02
155
Прибор для выжигания, правила ТБ при работе с электроприбором . Его подготовка к работе.
14.02
156
Основные приёмы выжигания контурных линий.
14.02
157
Ручные работы. Освоение штриховки рисунка.
16.02
158
Ручные работы. Точечный рисунок.
19.02
159
Нанесение рисунка на доску с помощью копировальной бумаги.
19.02
160
Ручные работы. Выжигание картинки . Отделка точками и штрихованием.
20.02
161
Ручные работы. Окрашивание работы.
20.02
162
Использование иглы.. Техника безопасности при работе с иглой.
21.02
163
Виды игл
21.02
164
Инструменты и приспособления для швейных работ.
26.02
165
Вдевание нити в иглу. Завязывание узелка.
26.02
166
Виды работ с тканью.
27.02
167
Технологические операции при работе с нитками и тканью.
27.02
168
Виды пуговиц.
28.02
169
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
28.02
170
Закрепление нити несколькими стежками на одном месте.
01.03
171
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
04.03
172
Пришивание пуговицы «на ножке». Закрепление нити несколькими стежками на одном
месте.
04.03
173
Ручные работы. Пришивание различных пуговиц.
05.03
174
Аппликация из пуговиц "Цветочек" (разметка)
05.03
175
Аппликация из пуговиц "Цветочек" ( пришивание пуговиц).
06.03
176
Аппликация из пуговиц "Солнышко" (разметка).
06.03
177
Аппликация из пуговиц "Солнышко" ( пришивание пуговиц).
11.03
178
Материал для вышивания
11.03
179
Декоративные швы
12.03
180
Вышивка гладью
12.03
181
Вышивка рококо
13.03
182
Лоскутное шитье
13.03
183
Макраме
15.03
184
Гобелен
18.03
185
Машинная вышивка
18.03
186
Вязание крючком
19.03
187
Вязание деревянным крючком
19.03
188
Вязание круглого коврика из ткани
20.03
189
Вязание коврика
20.03
190
Виды ручных стежков.
22.03
191
Ручные работы . Шов «вперед иголка»
01.04
192
Ручные работы . Шов «назад иголка»
01.04
193
Ручные работы. Прямые стежки.
02.04
194
Ручные работы . Шов «косые стежки»
02.04
195
Ручные работы . Шов прямые и косые стежки
03.04
196
Ручные работы . Шов «через край» (обметочный)
03.04
197
Технология изготовления салфетки из ткани с бахромой
05.04
198
Ручные работы Выкраивание салфетки квадратной формы
08.04
199
Ручные работы Изготовление салфетки квадратной формы из ткани
08.04
200
Изготовление салфетки квадратной формы из ткани с бахромой
09.04
201
Ручные работы. Аппликация "Машина" (цветные шерстяные нитки и пуговицы)
09.04
202
Ручные работы. Аппликация "Кораблик" (цветные шерстяные нитки и пуговицы)
10.04
203
Ручные работы. Аппликация "Дерево" (цветные шерстяные нитки и пуговицы)
10.04
204
Художественные изделия по технологиям художественной росписи тканей.
12.04
205
Виды декоративно- прикладного искусства
15.04
206
Зарисовки природных мотивов с натуры и их стилизация.
15.04
207
Основы композиций в декоративно- прикладном искусстве. Значение цвета.
16.04
208
Хроматические и ахроматические характеристики цвета.
16.04
209
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. 8 часов Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей. тканей из штапельных и синтетических волокон.
17.04
210
Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.
17.04
211
Выделение красителей по техническим свойствам: прямые. кислотные, основные и хромовые красители.
19.04
212
Компьютерная разработка эскизов со свободным расположением элементов рисунка,
композиция платка.
22.04
213
Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции,
решение в цвете рисунка.
22.04
214
Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани.
23.04
215
Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение
композиции будущего изделия.
23.04
216
Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для
оформления одежды.
24.04
217
Техника холодного и горячего батика.
24.04
218
Техника набойки.
26.04
219
Применение батика в оформлении интерьера.
29.04
220
Оформление одного из изделий по выбору (платок, шарф, платье и др.).
29.04
221
Значение орнамента. Орнамент в одежде.
30.04
222
Символика в орнаменте Характерные черты орнаментов народов России.
30.04
223
Цветовые сочетания в орнаменте.
03.05
224
Символический орнамент.
06.05
225
Геометрический орнамент.
06.05
226
Растительный орнамент.
07.05
227
Каллиграфический фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты.
07.05
228
Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.
08.05
229
Роспись ткани с помощью трафарета.
08.05
230
Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов
орнаментов, элементов ком позиций, в изучении сочетания различных цветов.
10.05
231
Основы графического моделирования изделий.
13.05
232
Выполнение эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).
13.05
233
Применение техники «свободная роспись», «узелковый батик», «бандан» в художественном оформлении одежды.
14.05
234
История появления техники «бандан». виды техники росписи данным способом (техники
«планги», «складной батик»)
14.05
235
Особенности построения композиции в узелковом батике Инструменты и материалы для
выполнения узелкового батика
15.05
236
Выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» салфетка,
15.05
237
Урок – презентация творческих работ за учебный год
17.05
238
Выставка творческих работ
20.05
239
История возникновения глиняной игрушки в России.
20.05
240
Знакомство с техникой декупаж.
21.05
241
Изготовление изделия в технике декупаж.
21.05
242
Разновидности орнамента
22.05
243
Хохломская роспись.
22.05
244
Городецкая роспись.
24.05
245
Русская деревянная игрушка Матрешка
27.05
246
Виды росписи матрешек
27.05
247
Народные стили росписи русских матрешек
28.05
248
Матрешка – это не форма, а смысл
28.05
249
Дымковская игрушка
29.05
250
Изготовление дымковской игрушки
29.05
251
Итоговый урок.
31.05
|