Сегодня: 17.01.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа современный этикет

СКАЧАТЬ (2.50 Mb) 23.11.2021, 14:55
Бледная Наталья Александровна
методист, МУДО ЦТЭК

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
В современном мире политические, экономические, культурные и семейные отношения  невозможны без знания и соблюдения правил и норм поведения, так как люди не могут жить, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

При планировании и реализации программы учтены следующие нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность педагога дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации"
2. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
3. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196)

Направленность – социально-педагогическая.
Актуальность программы «Современный этикет» обусловлена тем, что человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

Правила этикета – это не только форма внешнего поведения. Они также определяются моральными нормами человека. Данная программа направлена на то, чтобы показать обучающимся, что этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требует этика – уважительно, доброжелательно, тактично, деликатно.

Программа по курсу "Современный этикет" направлена на то, чтобы обучающиеся овладели навыками культуры поведения, научились строить взаимоотношения с людьми. Данная программа предполагает изучение основных правил поведения, сложившихся в обществе, порядка общения в различных ситуациях и речевой культуры. 

Отличительные особенности программы заключаются в том, что в нее включен раздел «Эстетика поведения» для того, чтобы обучающиеся могли понять, какие манеры делают поведение "красивым".  Программа показывает, что понятия «этикет» и «эстетика» – неразрывное целое и являются составляющими культуры общения.  

Адресат программы - программа учитывает возрастные особенности обучающихся младшего подросткового возраста. Этот период характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Обучение этикету в данный возрастной период является педагогически целесообразным  и своевременным.

Вид программы - авторская.
            Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на два года обучения и адресована детям младшего подросткового возраста (10-13 лет).
         Длительность курса – 1 год обучения 108 часов, 2 год обучения 216 часов.
Форма обучения - очная
            Особенности организации образовательного процесса - занятия проводятся в групповой форме. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде мини-презентаций. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. В основе обучения лежит дискуссионный и ролевой принцип, что соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения. Теоретические знания переплетаются с практической частью: выходами в театр, кино, выставки и другое.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа и 4 часа.
            Продолжительность занятия - 35 минут.

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать формированию личности ребенка, владеющего основными общественными нормами поведения и культурой общения.

Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;
- научить обучающихся подчиняться правилам поведения, ориентироваться на социальные нормы;
- научить обучающихся основным правилам поведения как опоре для решения чисто практических задач;
- привить навыки культуры общения, в основе которых лежит доброжелательность, такт, подсказывающие что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах;
- научить правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в разных ситуациях.

Развивающие:
- развить навыки эффективного общения;
- развить речевую коммуникативную культуру;
- развить кругозор и духовный мир  учащихся;
- способствовать социальной адаптированности обучающихся путем присвоения ими этикетных и эстетических норм поведения и общения;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Воспитательные:
- формировать общую культуру поведения и общения;
- воспитать эстетическую культуру;
- формировать культуру межличностных отношений, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

1.3 Содержание программы
Учебный план
«Современный этикет»
1 год обучения (108 часов)

 

п/п
Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации контроля
Всего Теория Практика
1. Этикет и мы 12 10 2 Творческое задание, тестирование
2. Обращение
 
8 6 2 Творческое задание, тестирование
3. Речевой этикет 12 10 2 Творческое задание, тестирование
4. Искусство нравится другим 8 6 2 Творческое задание, тестирование
5. Телефонный этикет 8 6 2 Творческое задание, тестирование
6. Поведение в учебном заведении 16 14 2 Творческое задание, тестирование
7. Поведение в транспорте, на улице, в магазине 16 14 2 Творческое задание, тестирование
8. Мы в кафе  10 8 2 Творческое задание, тестирование
9. Эстетика поведения 16 14 2 Творческое задание, тестирование
10. Подведение итогов 2 2   Написание письменной работы по выбранной теме
  ИТОГО 108 88 20  







Содержание учебного плана

1. Этикет и мы. Ритуал приветствия.
Знакомство. Понятие об этикете. История этикета. Этикет и речь. Значение ритуала приветствия. Значение улыбки в общении. Правила приветствия: кто здоровается первым; кто не должен здороваться сидя; обстоятельства, которые надо учитывать при приветствии; если на приветствие не ответили. Неречевые формы приветствия: рукопожатие, поклон, поцелуй руки, головной убор, жесты. Речевые формы приветствия. Прощание: правила прощания, речевые формы.

Практика. Упражнение на знакомство: «Снежный ком», «Моя визитка». Упражнения на приветствие: «Приветствие без слов», «Приветствие разных стран», «Приветствие в парах». Игра-соревнование «Кто знает больше приветствий». Работа в группах:  «Что такое этикет?», «Рисуем ситуации, где нужен этикет». Упражнения - кейсы  на решение различных ситуаций общения. Блиц – опрос по правилам приветствия. Составление свода правил этикета.

2. Обращение. Ритуал представления при знакомстве.
Правила обращения к знакомым и незнакомым людям. Правила перехода на "ты". Речевые формы обращения. Правила представления: порядок представления старшего и младшего, мужчины и женщины, друзей и родственников, знакомых; знакомство в общественных местах. Непосредственное знакомство. Знакомство через посредников. Неречевые формы общения: рукопожатие при знакомстве.

Практика. Упражнения: «Тайна моего имени», «Качества моего характера», «Ассоциации», «Язык рукопожатий». Игра «Такие разные имена». Игра «Разрешите представиться». Работа в группах по определению правил обращения в различных ситуациях. Ролевое проигрывание ситуаций знакомства и ситуаций, в которых есть обращение к другому.

3. Речевой этикет.
Речевое общение: значение речевого этикета в общении; что такое речевая деятельность; что такое речевое общение; цель говорящего; коммуникативные намерения говорящего; комплимент как психологический механизм внушения через признание достоинств человека. Виды комплимента. Неуместный комплимент. О лести. Как сказать и принять комплимент. Речевые формулы; этикетные ситуации, требующие присутствие комплимента.
Просьба. Просьба как побудительное речевое действие. Речевые формулы и их уместность. Учет обстоятельств и взаимодействие с партнером по речевому общению. Приемы, повышающие вероятность выполнения просьбы.

Благодарность: речевые формулы и их уместность.

Извинение: этикетные ситуации, связанные с извинением; речевые формулы и их уместность.

Отказ: что такое отказ с позиции этикета; как отказать, чтобы не обидеть человека; технология отказа; речевые формулы отказа.

Требования, запрет, замечания, совет: технология предъявления требования; речевые формулы; технология запрета, замечания, совета; речевые формулы.

Приглашение: виды приглашения; учет обстоятельств и взаимоотношений с партнерами по общению; речевые формулы; приглашения устные и письменные; как принять или отказаться от приглашения.

Поздравления и пожелания: виды поздравлений; из каких частей состоит поздравление; уместное обращение; с чем и как поздравляют, что и как желают; подпись; что надо знать для написания интересного пожелания; формы поздравлений; как поздравить и принять поздравление.

Практика. Упражнения «Комплимент», «Интервью», «Взаимные презентации». Речевое упражнение «Красивый низкий голос». Работа  в группах по поиск речевых формул в различных ситуациях  общения. Игра – соревнование «Лучшее поздравление учителю». Упражнения и ролевые игры на отработку речевых формул: просьба,  благодарность, извинение, отказ, требование, приглашение, поздравление.

4. Искусство нравиться другим.
Общение - игра по правилам. Правила и технические приемы "позитивного общения". Влияние внешнего облика на общение. Невербальные средства общения. Модели общения. Поведение в конфликтах.

Основные методы общения с людьми. Способы достижения взаимопонимания. Как склонить людей к вашей точке зрения. О вежливости, доброжелательности и такте.

Практика. Упражнения на групповое сплочение, на умение высказывать свою мысль и принимать обратную связь. Упражнение на формирование доверия «Слепой-поводырь». Тестирование по методике Томаса «Стили поведения в конфликте». Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Коммуникативный тренинг.

5. Телефонный этикет.
Основное правило телефонного этикета: после какого сигнала снимают трубку; до какого сигнала ждать ответа; что делать, если разговор прервали; если вы ошиблись номером; телефон у соседей; телефонный разговор в гостях; регламент телефонных звонков и разговоров. Правила окончания разговора. Правила пользования мобильным телефоном.
Практика. Упражнения «Такие разные приветствия», «Угадай эмоцию по голосу». Решение проблемных ситуаций «Телефонный звонок». Игра «Испорченный телефон» (о важной роли активного слушания в процессе общения). Просмотр и обсуждение фильма «Уроки хороших манер». Дискуссия «Мобильный этикет». Ролевые игры на общение по телефону с другом, с мамой, с учительницей, с соседом, с незнакомым человеком и т.д. Ситуативный практикум.

6. Поведение в учебном заведении.
Правила поведения у входа в здание, в вестибюле, в раздевалке, на лестнице. О головном уборе. Правила приветствия. Правила обращения младшего к старшему; юноши к девушке; девушки к юноше. Как прервать беседу старших, ровесников. Пунктуальность. Позы и жесты. Неловкости на уроке. О внешнем виде. Правила посещения буфета (столовой).
Практика. Групповая дискуссия на тему «Как вести себя в школе». Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

7. Поведение в транспорте, на улице, в магазине.
Правила движения пешеходов: как обогнать пешехода; продвижение в узком месте; как пройти, если продвижение затруднено препятствием; где остановиться для разговора; как посмотреть витрину киоска. Как обратиться к незнакомым людям. Правила приветствия на улице.

Правила поведения при посещении магазина: поведение в дверях; обращение к продавцу; приветствие; как привлечь внимание продавца; как указать на нужную вещь и узнать цену; как обсудить покупку; можно ли что-то купить без очереди; как подойти к витрине, если много народу.

Правила поведения в транспорте: поведение на остановке; как правильно войти и выйти из общественного транспорта; поведение в салоне; встреча со знакомыми; как правильно сидеть; о чем и как разговаривать; неловкости. Правила поведения в такси, поезде, самолете, теплоходе.

Практика. Составляем коллаж «Поведение в общественных местах».  Игра «Необитаемый остров». Деловая игра «Транспортный переполох».

8. Мы в кафе.
Правила поведения при входе в кафе; в гардеробе; при входе в зал. Правила выбора столика; места за столом. Правила общения с обслуживающим персоналом. Кто и как делает заказ. Поведение за столом. Пользование льняными и бумажными салфетками. Маленькие неловкости: упал нож; как себя вести, если кто-то допустил неловкость. Правила приветствия и общение со знакомыми. Поведение при выходе. О чаевых. Поведение в кафе-самообслуживание: как выбрать стол; как присоединиться к сидящим, как уйти; в каком случае за собой убирают посуду.

Практика. Составляем свод правил  поведения в кафе. Диспут «Золотой правило общения». Разыгрывание ситуаций.

9. Эстетика поведения.
Что такое эстетика. Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика. Категории эстетической жизни личности. Человеческие чувства (любовь, счастье, красота). Этикет, такт, бонтон, деликатность. Красота общения. Приемы и формы, манеры поведения (диалоги, монологи, речь, выражения мыслей, чувств).

Практика. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Игра с пословицами о красоте. Ролевые игры. Работа с изречениями. Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

10. Подведение итогов.
Реферат, мини-сочинение, проект, эссе.

 


Категория: Блоги | Добавил: Наталья01
Просмотров: 35 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
IV Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
VI Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
IV Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
III Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.01.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог