Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
В современном мире политические, экономические, культурные и семейные отношения невозможны без знания и соблюдения правил и норм поведения, так как люди не могут жить, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.
При планировании и реализации программы учтены следующие нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность педагога дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196)
Направленность – социально-педагогическая.
Актуальность программы «Современный этикет» обусловлена тем, что человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Правила этикета – это не только форма внешнего поведения. Они также определяются моральными нормами человека. Данная программа направлена на то, чтобы показать обучающимся, что этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требует этика – уважительно, доброжелательно, тактично, деликатно.
Программа по курсу "Современный этикет" направлена на то, чтобы обучающиеся овладели навыками культуры поведения, научились строить взаимоотношения с людьми. Данная программа предполагает изучение основных правил поведения, сложившихся в обществе, порядка общения в различных ситуациях и речевой культуры.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в нее включен раздел «Эстетика поведения» для того, чтобы обучающиеся могли понять, какие манеры делают поведение "красивым". Программа показывает, что понятия «этикет» и «эстетика» – неразрывное целое и являются составляющими культуры общения.
Адресат программы - программа учитывает возрастные особенности обучающихся младшего подросткового возраста. Этот период характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Обучение этикету в данный возрастной период является педагогически целесообразным и своевременным.
Вид программы - авторская.
Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на два года обучения и адресована детям младшего подросткового возраста (10-13 лет).
Длительность курса – 1 год обучения 108 часов, 2 год обучения 216 часов.
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса - занятия проводятся в групповой форме. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде мини-презентаций. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. В основе обучения лежит дискуссионный и ролевой принцип, что соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения. Теоретические знания переплетаются с практической частью: выходами в театр, кино, выставки и другое.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа и 4 часа.
Продолжительность занятия - 35 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать формированию личности ребенка, владеющего основными общественными нормами поведения и культурой общения.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;
- научить обучающихся подчиняться правилам поведения, ориентироваться на социальные нормы;
- научить обучающихся основным правилам поведения как опоре для решения чисто практических задач;
- привить навыки культуры общения, в основе которых лежит доброжелательность, такт, подсказывающие что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах;
- научить правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в разных ситуациях.
Развивающие:
- развить навыки эффективного общения;
- развить речевую коммуникативную культуру;
- развить кругозор и духовный мир учащихся;
- способствовать социальной адаптированности обучающихся путем присвоения ими этикетных и эстетических норм поведения и общения;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Воспитательные:
- формировать общую культуру поведения и общения;
- воспитать эстетическую культуру;
- формировать культуру межличностных отношений, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
1.3 Содержание программы
Учебный план
«Современный этикет»
1 год обучения (108 часов)
№
п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации контроля |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Этикет и мы |
12 |
10 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
2. |
Обращение
|
8 |
6 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
3. |
Речевой этикет |
12 |
10 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
4. |
Искусство нравится другим |
8 |
6 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
5. |
Телефонный этикет |
8 |
6 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
6. |
Поведение в учебном заведении |
16 |
14 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
7. |
Поведение в транспорте, на улице, в магазине |
16 |
14 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
8. |
Мы в кафе |
10 |
8 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
9. |
Эстетика поведения |
16 |
14 |
2 |
Творческое задание, тестирование |
10. |
Подведение итогов |
2 |
2 |
|
Написание письменной работы по выбранной теме |
|
ИТОГО |
108 |
88 |
20 |
|
Содержание учебного плана
1. Этикет и мы. Ритуал приветствия.
Знакомство. Понятие об этикете. История этикета. Этикет и речь. Значение ритуала приветствия. Значение улыбки в общении. Правила приветствия: кто здоровается первым; кто не должен здороваться сидя; обстоятельства, которые надо учитывать при приветствии; если на приветствие не ответили. Неречевые формы приветствия: рукопожатие, поклон, поцелуй руки, головной убор, жесты. Речевые формы приветствия. Прощание: правила прощания, речевые формы.
Практика. Упражнение на знакомство: «Снежный ком», «Моя визитка». Упражнения на приветствие: «Приветствие без слов», «Приветствие разных стран», «Приветствие в парах». Игра-соревнование «Кто знает больше приветствий». Работа в группах: «Что такое этикет?», «Рисуем ситуации, где нужен этикет». Упражнения - кейсы на решение различных ситуаций общения. Блиц – опрос по правилам приветствия. Составление свода правил этикета.
2. Обращение. Ритуал представления при знакомстве.
Правила обращения к знакомым и незнакомым людям. Правила перехода на "ты". Речевые формы обращения. Правила представления: порядок представления старшего и младшего, мужчины и женщины, друзей и родственников, знакомых; знакомство в общественных местах. Непосредственное знакомство. Знакомство через посредников. Неречевые формы общения: рукопожатие при знакомстве.
Практика. Упражнения: «Тайна моего имени», «Качества моего характера», «Ассоциации», «Язык рукопожатий». Игра «Такие разные имена». Игра «Разрешите представиться». Работа в группах по определению правил обращения в различных ситуациях. Ролевое проигрывание ситуаций знакомства и ситуаций, в которых есть обращение к другому.
3. Речевой этикет.
Речевое общение: значение речевого этикета в общении; что такое речевая деятельность; что такое речевое общение; цель говорящего; коммуникативные намерения говорящего; комплимент как психологический механизм внушения через признание достоинств человека. Виды комплимента. Неуместный комплимент. О лести. Как сказать и принять комплимент. Речевые формулы; этикетные ситуации, требующие присутствие комплимента.
Просьба. Просьба как побудительное речевое действие. Речевые формулы и их уместность. Учет обстоятельств и взаимодействие с партнером по речевому общению. Приемы, повышающие вероятность выполнения просьбы.
Благодарность: речевые формулы и их уместность.
Извинение: этикетные ситуации, связанные с извинением; речевые формулы и их уместность.
Отказ: что такое отказ с позиции этикета; как отказать, чтобы не обидеть человека; технология отказа; речевые формулы отказа.
Требования, запрет, замечания, совет: технология предъявления требования; речевые формулы; технология запрета, замечания, совета; речевые формулы.
Приглашение: виды приглашения; учет обстоятельств и взаимоотношений с партнерами по общению; речевые формулы; приглашения устные и письменные; как принять или отказаться от приглашения.
Поздравления и пожелания: виды поздравлений; из каких частей состоит поздравление; уместное обращение; с чем и как поздравляют, что и как желают; подпись; что надо знать для написания интересного пожелания; формы поздравлений; как поздравить и принять поздравление.
Практика. Упражнения «Комплимент», «Интервью», «Взаимные презентации». Речевое упражнение «Красивый низкий голос». Работа в группах по поиск речевых формул в различных ситуациях общения. Игра – соревнование «Лучшее поздравление учителю». Упражнения и ролевые игры на отработку речевых формул: просьба, благодарность, извинение, отказ, требование, приглашение, поздравление.
4. Искусство нравиться другим.
Общение - игра по правилам. Правила и технические приемы "позитивного общения". Влияние внешнего облика на общение. Невербальные средства общения. Модели общения. Поведение в конфликтах.
Основные методы общения с людьми. Способы достижения взаимопонимания. Как склонить людей к вашей точке зрения. О вежливости, доброжелательности и такте.
Практика. Упражнения на групповое сплочение, на умение высказывать свою мысль и принимать обратную связь. Упражнение на формирование доверия «Слепой-поводырь». Тестирование по методике Томаса «Стили поведения в конфликте». Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Коммуникативный тренинг.
5. Телефонный этикет.
Основное правило телефонного этикета: после какого сигнала снимают трубку; до какого сигнала ждать ответа; что делать, если разговор прервали; если вы ошиблись номером; телефон у соседей; телефонный разговор в гостях; регламент телефонных звонков и разговоров. Правила окончания разговора. Правила пользования мобильным телефоном.
Практика. Упражнения «Такие разные приветствия», «Угадай эмоцию по голосу». Решение проблемных ситуаций «Телефонный звонок». Игра «Испорченный телефон» (о важной роли активного слушания в процессе общения). Просмотр и обсуждение фильма «Уроки хороших манер». Дискуссия «Мобильный этикет». Ролевые игры на общение по телефону с другом, с мамой, с учительницей, с соседом, с незнакомым человеком и т.д. Ситуативный практикум.
6. Поведение в учебном заведении.
Правила поведения у входа в здание, в вестибюле, в раздевалке, на лестнице. О головном уборе. Правила приветствия. Правила обращения младшего к старшему; юноши к девушке; девушки к юноше. Как прервать беседу старших, ровесников. Пунктуальность. Позы и жесты. Неловкости на уроке. О внешнем виде. Правила посещения буфета (столовой).
Практика. Групповая дискуссия на тему «Как вести себя в школе». Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
7. Поведение в транспорте, на улице, в магазине.
Правила движения пешеходов: как обогнать пешехода; продвижение в узком месте; как пройти, если продвижение затруднено препятствием; где остановиться для разговора; как посмотреть витрину киоска. Как обратиться к незнакомым людям. Правила приветствия на улице.
Правила поведения при посещении магазина: поведение в дверях; обращение к продавцу; приветствие; как привлечь внимание продавца; как указать на нужную вещь и узнать цену; как обсудить покупку; можно ли что-то купить без очереди; как подойти к витрине, если много народу.
Правила поведения в транспорте: поведение на остановке; как правильно войти и выйти из общественного транспорта; поведение в салоне; встреча со знакомыми; как правильно сидеть; о чем и как разговаривать; неловкости. Правила поведения в такси, поезде, самолете, теплоходе.
Практика. Составляем коллаж «Поведение в общественных местах». Игра «Необитаемый остров». Деловая игра «Транспортный переполох».
8. Мы в кафе.
Правила поведения при входе в кафе; в гардеробе; при входе в зал. Правила выбора столика; места за столом. Правила общения с обслуживающим персоналом. Кто и как делает заказ. Поведение за столом. Пользование льняными и бумажными салфетками. Маленькие неловкости: упал нож; как себя вести, если кто-то допустил неловкость. Правила приветствия и общение со знакомыми. Поведение при выходе. О чаевых. Поведение в кафе-самообслуживание: как выбрать стол; как присоединиться к сидящим, как уйти; в каком случае за собой убирают посуду.
Практика. Составляем свод правил поведения в кафе. Диспут «Золотой правило общения». Разыгрывание ситуаций.
9. Эстетика поведения.
Что такое эстетика. Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика. Категории эстетической жизни личности. Человеческие чувства (любовь, счастье, красота). Этикет, такт, бонтон, деликатность. Красота общения. Приемы и формы, манеры поведения (диалоги, монологи, речь, выражения мыслей, чувств).
Практика. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Игра с пословицами о красоте. Ролевые игры. Работа с изречениями. Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
10. Подведение итогов.
Реферат, мини-сочинение, проект, эссе.
|