Рабочая программа учебного курса "Подвижные игры"
(54.6 Kb)
| 01.11.2023, 07:59 |
Свешникова Наталия Владимировна |
учитель начальных классов, МКОУ Чулокская ООШ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Цель программы - формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Задачи программы
Образовательные:
- Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
- Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
- Формирование интереса к народному творчеству;
- Расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса к народным играм, включение их в познавательную деятельность;
- Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
- Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
- Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
- Воспитание чувства коллективизма;
- Формирование установки на здоровый образ жизни;
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Место учебного курса «Подвижные игры» в учебном плане. В 1 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Здоровый образ жизни (1 ч)
Теория. Беседа о здоровом образе жизни.
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Тема 2. Профилактика травматизма (0,5 ч)
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде.
Тема 3. Здоровье в порядке - спасибо зарядке!» (0,5 ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 4. Нарушение осанки (0,5 ч)
Упражнения для укрепления осанки.
Тема 5. Закаливание. (0,5 ч)
Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении.
Тема 6. Современные подвижные игры (30 ч)
«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Цепи кованы», «Змейка на асфальте», «Бег с шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний», «Ворота», «Чужая палочка», «Белки, шишки и орехи», «Пустое место», «Круговая охота», «Команда быстроногих», «Эстафета с булавами», «След в след», «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары», «Веревочка», «Плетень», «Кто больше», «Успевай, не зевай», «День и ночь», «Кто подходил?», «Караси и щука», «Белый медведь», «Два Мороза», «Охотники и утки», «Бомбардировка», «Встречная эстафета», «Метание в цель», «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах», «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Передал – садись», «Фигуры», «Быстрая передача», «Бросай – беги», «Не давай мяча водящему», «Гонка мячей по кругу», «Гонка мячей по рядам», «Встречная эстафета с мячом», «Эстафета с ведением мяча», «Перестрелка», «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки», «Вызов номеров», «Хитрая лиса», «Наседка и курица», «Зайцы и лиса», «Ловля обезьян», «Третий лишний», «День и ночь», «Ворона и воробьи», «Красочки», «Мишка на прогулке», «Медведи и пчёлы», «У медведя во бору», «Волки, зайцы, лисы», «Краски», «Второй лишний» «Эстафета».
«Отгадай, чей голосок», «Гуси – лебеди», «Третий лишний», «Шишки, жёлуди, орехи», «Мячик», «Мяч по полу», «Кто меткий?», «Метко в цель», «Гонка мячей», «Мяч соседу», «Скатывание шаров», «Гонки снежных комов», «Клуб ледяных инженеров», «Мяч из круга», «Гонка с шайбами», «Черепахи». «Подвижная цель».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Кол-во часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образователь-ные ресурсы |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
Раздел 1. Здоровый образ жизни (0,5 ч) |
|
|
1 |
Беседа о здоровом образе жизни.
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. |
1 |
0 |
1 |
|
знакомятся с понятием здоровый образ жизни, с правилами безопасного поведения в местах проведения подвижных игр; |
Устный опрос;
Практическая работа;
|
https://resh.edu.ru/subject/9/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности |
Раздел 2. Профилактика травматизма (0,5 ч) |
2 |
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде. |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
знакомятся с правилами поведения на занятиях подвижными играми, требованиями к обязательному их соблюдению; знакомятся с формой одежды для занятий в спортивном зале, во время прогулок на открытом воздухе; |
Устный опрос;
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/9/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
Развитие ценностного отношения к человеческой жизни, уважения чужого мнения, развитие чувства толерантности |
Раздел 3. «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!» (0,5 ч) |
3 |
Комплекс упражнений утренней гимнастики. |
0,5 |
0 |
0,5 |
|
обсуждают рассказ учителя о пользе утренней зарядки, правилах выполнения входящих в неё упражнений;
уточняют название упражнений и последовательность их выполнения в комплексе;
разучивают комплекс утренней зарядки, контролируют правильность и последовательность выполнения входящих в него упражнений (упражнения для усиления дыхания и работы сердца; для мышц рук, туловища, спины, живота и ног; дыхательные упражнения для восстановления организма); |
Устный опрос;
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/9/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Раздел 4. Закаливание (0,5 ч) |
4 |
Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении.
|
0,5 |
0 |
0,5 |
|
знакомятся с понятием «закаливание», видами закаливания; обсуждают положительную связь закаливания с состоянием здоровья человека; учатся оказывать первую помощь при обморожении;
|
Устный опрос;
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/9/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
Установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. |
Раздел 5. Нарушение осанки (0,5 ч) |
5 |
Упражнения для укрепления осанки.
|
0,5 |
0 |
0,5 |
|
обсуждают отличительные признаки правильной и неправильной осанки,
возможные причины нарушения осанки и способы её профилактики;
определяют целесообразность использования физических упражнений для профилактики нарушения осанки;
разучивают упражнения для профилактики нарушения осанки (упражнения для формирования навыка прямостояния и упражнения для развития силы отдельных мышечных групп); |
Устный опрос;
Практическая работа;
|
https://resh.edu.ru/subject/9/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой
и спортом. |
Раздел 6. Современные подвижные игры (30 ч) |
6 |
Игры с бегом
Игры с мячом.
Игра с прыжками
Зимние забавы.
Игры малой подвижности.
Эстафеты |
4
5
5
5
5
6 |
0
0
0
0
0
0 |
4
5
5
5
5
6 |
|
разучивают считалки для проведения совместных подвижных игр; используют их при распределении игровых ролей среди играющих; разучивают игровые действия и правила подвижных игр, обучаются способам организации и подготовки игровых площадок;
обучаются самостоятельной организации и проведению подвижных игр (по учебным группам);
играют в разученные подвижные игры; |
Практическая работа;
игровая деятельность |
https://resh.edu.ru/subject/9/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
Приобретение опыта ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полная информация во вложении.
|
Категория: Блоги | Добавил: exbntkm13
|
Просмотров: 118 | Загрузок: 4
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|