Сегодня: 28.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Страноведение" (география, 11 класс)

СКАЧАТЬ (245.5 Kb) 11.06.2023, 14:21
Жаркова Ольга Васильевна
учитель географии, МАОУ "Лицей" г.Усинска
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» для учащихся 11 класса МАОУ «Лицей» г. Усинска  разработана  на основе Требований к результатам освоения программы среднего общего образования ФГОС СОО, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Рабочей программе воспитания «Лицей» г. Усинска.
Учебный план лицея отводит для обязательного изучения учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» на уровне среднего общего образования в 11 классе 17 часов (1  учебного часа в 2 недели).
Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.
Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования. В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах. «Страноведение» соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Курс помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории. «Страноведение» вызывает интерес к событиям общественной жизни.
В данном курсе рассматриваются экономико-географическое положение стран и регионов мира, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство и культура стран. 
К каждому занятию курса разработаны методические и дидактические материалы (рабочие листы для учащихся).

Цель курса: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.

Задачи курса:
  1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности, получению целостных знаний о географическом пространстве,
  2. Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;
  3. Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.
  4. Развитие понимания глобального, регионального и локального подходов в изучении различных географических процессов и явлений.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» на уровне среднего общего образования даёт воз­можность учащимся достичь следующих резуль­татов:
Личностные результаты:
1. Гражданское  воспитание:
  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать  в  самоуправлении  в  школе и детско-юношеских организациях;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотическое воспитание:
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой  край,  свою  Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
3.  Духовно-нравственное  воспитание:
  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,   ориентируясь   на   морально-нравственные   нормы и ценности;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;
  • 6ответственное отношение к своим родителям, созданию  семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
5.  Физического  воспитания:
  • сформированность  здорового  и   безопасного   образа   жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6. Трудового воспитания:
  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интерес к различным сферам профессиональной  деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний, неблагоприятные эко- логические последствия предпринимаемых действий, пред- отвращать их;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности.
8.  Ценности  научного  познания:
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между  людьми  и  познания  мира для применения различных источников географической ин- формации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять  проектную   и   исследовательскую   деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
  • самостоятельно формулировать и актуализировать  проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
  • разрабатывать план решения географической задачи  с  учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками   разрешения   проблем;   способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических  географических  задач,  применению  различных методов  познания  природных,  социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • владеть научным типом мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
  • формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства  своих  утверждений,  задавать  параметры и критерии решения;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
  • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
  • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
  • уметь интегрировать знания из разных  предметных  областей;
  • выдвигать новые идеи,  предлагать  оригинальные  подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
  • выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые  для  изучения  геосистем и поиска путей решения проблем; для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления, для выявления аргументов, подтверждающих или опровергающих одну и ту же идею;
  • выбирать оптимальную форму представления и  визуализации информации с учётом её назначения (тексты,  картосхемы, диаграммы и т.д.);
  • оценивать достоверность информации;
  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть навыками распознавания и защиты информации, обеспечения информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
  • использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной  деятельности,  организовывать и координировать действия по её достижению:  составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.
Овладение универсальными регулятивными  действиями:
а) самоорганизация:
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • давать оценку новым ситуациям;
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
  • давать оценку новым ситуациям;
  • оценивать соответствие результатов целям, вносить коррективы в деятельность;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других:
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
  • признавать своё право и право других на ошибки;
  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека .
Предметные результаты:
1) Понимание роли и  места комплекса географических наук в  системе научных дисциплин и  в  решении современных научных и  практических задач: определять аспекты глобальных проблем на региональном и локальном уровнях, которые могут быть решены средствами географических наук: оценивать возможности и роль географии в решении проблем на примере отдельных стран и регионов мира.
2) Освоение и  применение системы знаний для вычленения и  оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений: описывать положение и взаиморасположение географических регионов и стран в географическом  пространстве, ареалы распространения основных религий на территории стран и регионов мира, особенности отраслевой и  территориальной структуры хозяйства отдельных стран мира и России, природно-ресурсного потенциала, населения и  хозяйства изученных стран; называть страны-лидеры в изучаемых регионах по численности населения, по производству основных видов промышленной и  сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных интеграционных группировок; классифицировать различные природные и социально-экономические объекты и явления по заданным критериям; выделять и оценивать географическую информацию, представленную в  различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных тезисов; определять географические факторы, влияющие на сущность и  динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов и  явлений на территории отдельных стран и регионов мира; сравнивать структуру экономики стран с  различным уровнем социально-экономического развития в регионах мира, географические аспекты и  тенденции развития социально-экономических и  геоэкологических объектов, процессов и  явлений; объяснять распространение географических объектов, процессов и  явлений: географические особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран и регионов мира; причины этноконфессиональных конфликтов, особенности демографической ситуации в  отдельных странах и регионах мира; различия в  темпах и уровне урбанизации в  странах изучаемых регионов; различия в  уровне и  качестве жизни населения в  отдельных регионах и  странах мира; направления международных миграций; особенности демографической политики в изученных странах и в России; особенности размещения населения отдельных стран; международную хозяйственную специализацию изученных стран; оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран; оценивать природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, международные миграции как фактор, влияющий на демографическую и социально-экономическую ситуацию в  отдельных странах, с  использованием различных источников географической информации.
3) Сформированность комплекса знаний о  целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем: использовать географические знания о  хозяйстве и населении мира и России, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и  (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том числе для установления взаимосвязей между особенностями географического положения и  особенностями природы, населения и  хозяйства отдельных стран; выделения факторов, определяющих географическое проявление глобальных проблем человечества на региональном и  локальном уровнях; составления сравнительных географических характеристик регионов и стран мира; классификации стран по заданным основаниям; характеристики тенденций развития основных отраслей мирового хозяйства и  изменения его отраслевой и  территориальной структуры в странах мира; объяснения международной хозяйственной специализации изученных стран; места России в  международном географическом разделении труда; особенностей проявления глобальных проблем на региональном уровне, в отдельных изученных странах; взаимосвязанности глобальных проблем человечества.
5) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования и проектирования как метода познания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и  процессов: самостоятельно выбирать тему; определять проблему, цели и  задачи наблюдения/исследования; формулировать гипотезу; составлять план наблюдения/исследования; определять инструментарий (в том числе инструменты геоинформационной системы) для сбора материалов и обработки результатов наблюдения/исследования.
6) Сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и  экологических характеристик различных территорий и  акваторий: представлять информацию о  численности, составе и  структуре населения, об отраслевой структуре и  размещении хозяйства отдельных стран, регионов мира, о  распространении различных стихийных бедствий, о  последствиях глобального изменения климата, опустынивания территории в виде карт, картограмм, картодиаграмм.
7) Готовность и  способность к  самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования в них, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников; работы с  геоинформационными системами; анализировать и  интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать выводы; использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой для изучения особенностей природы, населения и  хозяйства, взаимосвязей между ними и  особенностей проявления и  путей решения глобальных проблем человечества на региональном и локальном уровнях, в  том числе определять показатели общего уровня развития хозяйства и  важнейших отраслей хозяйства в  отдельных странах, географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран и регионов мира с  использованием различных источников географической информации, ведущих поставщиков и  потребителей в странах и регионах мира основных видов промышленной и  сельскохозяйственной продукции и  услуг на мировом рынке; основные международные магистрали и транспортные узлы, направления международных туристических маршрутов на территории стран и регионов мира; классифицировать страны по типам воспроизводства населения, по уровню социально-экономического развития, по особенностям функциональной структуры их экономики с использованием различных источников географической информации; сравнивать страны по уровню социально-экономического развития, показатели, характеризующие демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных отраслей в  национальных экономиках, энергоёмкость ВВП отдельных стран мира; оценивать влияние международных миграций на демографическую и  социальноэкономическую ситуацию в отдельных странах и регионах России, условия отдельных территорий стран мира и  России для размещения предприятий и различных производств, роль ТНК в формировании цепочек добавленной стоимости, влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических типов; объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран; использовать знания об ареалах распространения мировых религий и  их современных изменениях для формулирования выводов и  заключений о различиях основных культурно-исторических регионов мира, международных экономических отношениях; представлять в  различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о  структуре населения, географических особенностях развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных стран.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: olgazharkova
Просмотров: 148 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог