Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Страноведение" (география, 11 класс)

СКАЧАТЬ (245.5 Kb) 11.06.2023, 14:21
Жаркова Ольга Васильевна
учитель географии, МАОУ "Лицей" г.Усинска
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» для учащихся 11 класса МАОУ «Лицей» г. Усинска  разработана  на основе Требований к результатам освоения программы среднего общего образования ФГОС СОО, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Рабочей программе воспитания «Лицей» г. Усинска.
Учебный план лицея отводит для обязательного изучения учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» на уровне среднего общего образования в 11 классе 17 часов (1  учебного часа в 2 недели).
Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.
Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования. В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах. «Страноведение» соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Курс помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории. «Страноведение» вызывает интерес к событиям общественной жизни.
В данном курсе рассматриваются экономико-географическое положение стран и регионов мира, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство и культура стран. 
К каждому занятию курса разработаны методические и дидактические материалы (рабочие листы для учащихся).

Цель курса: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.

Задачи курса:
  1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности, получению целостных знаний о географическом пространстве,
  2. Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;
  3. Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.
  4. Развитие понимания глобального, регионального и локального подходов в изучении различных географических процессов и явлений.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» на уровне среднего общего образования даёт воз­можность учащимся достичь следующих резуль­татов:
Личностные результаты:
1. Гражданское  воспитание:
  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать  в  самоуправлении  в  школе и детско-юношеских организациях;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотическое воспитание:
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой  край,  свою  Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
3.  Духовно-нравственное  воспитание:
  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,   ориентируясь   на   морально-нравственные   нормы и ценности;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;
  • 6ответственное отношение к своим родителям, созданию  семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
5.  Физического  воспитания:
  • сформированность  здорового  и   безопасного   образа   жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6. Трудового воспитания:
  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интерес к различным сферам профессиональной  деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний, неблагоприятные эко- логические последствия предпринимаемых действий, пред- отвращать их;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности.
8.  Ценности  научного  познания:
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между  людьми  и  познания  мира для применения различных источников географической ин- формации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять  проектную   и   исследовательскую   деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
  • самостоятельно формулировать и актуализировать  проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
  • разрабатывать план решения географической задачи  с  учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками   разрешения   проблем;   способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических  географических  задач,  применению  различных методов  познания  природных,  социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • владеть научным типом мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
  • формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства  своих  утверждений,  задавать  параметры и критерии решения;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
  • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
  • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
  • уметь интегрировать знания из разных  предметных  областей;
  • выдвигать новые идеи,  предлагать  оригинальные  подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
  • выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые  для  изучения  геосистем и поиска путей решения проблем; для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления, для выявления аргументов, подтверждающих или опровергающих одну и ту же идею;
  • выбирать оптимальную форму представления и  визуализации информации с учётом её назначения (тексты,  картосхемы, диаграммы и т.д.);
  • оценивать достоверность информации;
  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть навыками распознавания и защиты информации, обеспечения информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
  • использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной  деятельности,  организовывать и координировать действия по её достижению:  составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.
Овладение универсальными регулятивными  действиями:
а) самоорганизация:
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • давать оценку новым ситуациям;
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
  • давать оценку новым ситуациям;
  • оценивать соответствие результатов целям, вносить коррективы в деятельность;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других:
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
  • признавать своё право и право других на ошибки;
  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека .
Предметные результаты:
1) Понимание роли и  места комплекса географических наук в  системе научных дисциплин и  в  решении современных научных и  практических задач: определять аспекты глобальных проблем на региональном и локальном уровнях, которые могут быть решены средствами географических наук: оценивать возможности и роль географии в решении проблем на примере отдельных стран и регионов мира.
2) Освоение и  применение системы знаний для вычленения и  оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений: описывать положение и взаиморасположение географических регионов и стран в географическом  пространстве, ареалы распространения основных религий на территории стран и регионов мира, особенности отраслевой и  территориальной структуры хозяйства отдельных стран мира и России, природно-ресурсного потенциала, населения и  хозяйства изученных стран; называть страны-лидеры в изучаемых регионах по численности населения, по производству основных видов промышленной и  сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных интеграционных группировок; классифицировать различные природные и социально-экономические объекты и явления по заданным критериям; выделять и оценивать географическую информацию, представленную в  различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных тезисов; определять географические факторы, влияющие на сущность и  динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов и  явлений на территории отдельных стран и регионов мира; сравнивать структуру экономики стран с  различным уровнем социально-экономического развития в регионах мира, географические аспекты и  тенденции развития социально-экономических и  геоэкологических объектов, процессов и  явлений; объяснять распространение географических объектов, процессов и  явлений: географические особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран и регионов мира; причины этноконфессиональных конфликтов, особенности демографической ситуации в  отдельных странах и регионах мира; различия в  темпах и уровне урбанизации в  странах изучаемых регионов; различия в  уровне и  качестве жизни населения в  отдельных регионах и  странах мира; направления международных миграций; особенности демографической политики в изученных странах и в России; особенности размещения населения отдельных стран; международную хозяйственную специализацию изученных стран; оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран; оценивать природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, международные миграции как фактор, влияющий на демографическую и социально-экономическую ситуацию в  отдельных странах, с  использованием различных источников географической информации.
3) Сформированность комплекса знаний о  целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем: использовать географические знания о  хозяйстве и населении мира и России, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и  (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том числе для установления взаимосвязей между особенностями географического положения и  особенностями природы, населения и  хозяйства отдельных стран; выделения факторов, определяющих географическое проявление глобальных проблем человечества на региональном и  локальном уровнях; составления сравнительных географических характеристик регионов и стран мира; классификации стран по заданным основаниям; характеристики тенденций развития основных отраслей мирового хозяйства и  изменения его отраслевой и  территориальной структуры в странах мира; объяснения международной хозяйственной специализации изученных стран; места России в  международном географическом разделении труда; особенностей проявления глобальных проблем на региональном уровне, в отдельных изученных странах; взаимосвязанности глобальных проблем человечества.
5) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования и проектирования как метода познания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и  процессов: самостоятельно выбирать тему; определять проблему, цели и  задачи наблюдения/исследования; формулировать гипотезу; составлять план наблюдения/исследования; определять инструментарий (в том числе инструменты геоинформационной системы) для сбора материалов и обработки результатов наблюдения/исследования.
6) Сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и  экологических характеристик различных территорий и  акваторий: представлять информацию о  численности, составе и  структуре населения, об отраслевой структуре и  размещении хозяйства отдельных стран, регионов мира, о  распространении различных стихийных бедствий, о  последствиях глобального изменения климата, опустынивания территории в виде карт, картограмм, картодиаграмм.
7) Готовность и  способность к  самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования в них, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников; работы с  геоинформационными системами; анализировать и  интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать выводы; использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой для изучения особенностей природы, населения и  хозяйства, взаимосвязей между ними и  особенностей проявления и  путей решения глобальных проблем человечества на региональном и локальном уровнях, в  том числе определять показатели общего уровня развития хозяйства и  важнейших отраслей хозяйства в  отдельных странах, географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран и регионов мира с  использованием различных источников географической информации, ведущих поставщиков и  потребителей в странах и регионах мира основных видов промышленной и  сельскохозяйственной продукции и  услуг на мировом рынке; основные международные магистрали и транспортные узлы, направления международных туристических маршрутов на территории стран и регионов мира; классифицировать страны по типам воспроизводства населения, по уровню социально-экономического развития, по особенностям функциональной структуры их экономики с использованием различных источников географической информации; сравнивать страны по уровню социально-экономического развития, показатели, характеризующие демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных отраслей в  национальных экономиках, энергоёмкость ВВП отдельных стран мира; оценивать влияние международных миграций на демографическую и  социальноэкономическую ситуацию в отдельных странах и регионах России, условия отдельных территорий стран мира и  России для размещения предприятий и различных производств, роль ТНК в формировании цепочек добавленной стоимости, влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических типов; объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран; использовать знания об ареалах распространения мировых религий и  их современных изменениях для формулирования выводов и  заключений о различиях основных культурно-исторических регионов мира, международных экономических отношениях; представлять в  различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о  структуре населения, географических особенностях развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных стран.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: olgazharkova
Просмотров: 205 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог