Сегодня: 28.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Рабочая программа учебного предмета "Чтение" предметная область "Язык и речевая практика" вариант-1, 1 класс

05.12.2022, 23:37
Зайцева Светлана Ивановна
учитель начальных классов, ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл
«Казанская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № от года «УТВЕРЖДАЮ»
Директор_____________
Шабалина Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Вариант-1
1 класс

Разработчик программы:
учитель- Зайцева С. И.



2022-2023 учебный год

Структура программы:
Стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Общая характеристика учебного предмета «Чтение» 5
3. Описание места учебного предмета «Чтение» в учебном плане 6
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Чтение» 6
5. Технологии, методы и формы обучения 7
5.1.Технологии обучения 7
5.2. Методы обучения 7
5.3. Формы обучения 7
5.4. Приёмы коррекционной направленности 7
5.5. Типы уроков 8
6. Формирование БУД 8
7. Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной компетенции 10
8. Результаты освоения учебного предмета «Чтение» учащимися 2-4 класса 11
9. Содержание учебного предмета «Чтение» 11
10. Материально-техническое обеспечение учебного процесса 15
11. Содержание мониторинга динамики развития учащихся 15

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» (1 вариант);
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) на текущий учебный год ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат».
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям обучения и воспитания отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее-СП 2.4.3648-20);

Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель – формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта обучающихся.

Обучение чтению в первом классе соответствует первому этапу обучения русскому языку в коррекционной школе и представлено уроками обучения грамоте. Задачи этого периода:
1.Формирование у обучающихся интереса к языку.
2.Формирование общеречевых навыков, развитие слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения.
3.Формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи; совершенствование произносительной стороны речи.
4. Формирование первоначальных навыков чтения.
5. Развитие у обучающихся умения излагать свои мысли в устной форме.
6.Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, самоконтроля и самооценки.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.

Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5. Коррекция недостатков речевого развития:
-развитие речи, владение техникой речи;
-уточнение и обогащение словаря.
6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
-расширение представлений об окружающем мире.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

В 1 классе программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. В программе сокращены часы на добукварный период, так как поступившие в первый класс обучающиеся имеют определенный запас знаний по разделу.

Наличие пропедевтических периодов в младших классах подготавливает обучающихся к беглому, осознанному чтению произведений в старших классах, обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта детей, в том числе исправление различных нарушений речи.
В программе выделены разделы «Чтение», «Развитие речи», «Внеклассное чтение». Содержание этих разделов реализуется при изучении каждой лексической темы.

2.Общая характеристика учебного предмета «Чтение»
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых детей обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Обучение чтению во 2-4 классах решает следующие задачи:
- совершенствование техники чтения, в частности навыка правильного чтения и подготовка к овладению навыком беглого чтения;
- совершенствование навыка выразительного чтения;
- формирование навыка осознанного чтения.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение формируется постепенно.
Совершенствуется навык выразительного чтения. Работа над темпом и мелодикой речи, над тоном и силой голоса связывается с определением характера персонажей, их возраста, ситуации, в которой они находятся.

Формирование навыка осознанного чтения осуществляется одновременно в трёх направлениях: работа над словом; уяснение смысловых отношений в тексте; понимание основной мысли и подтекста. Работа над словом начинается с разбора значения неизвестных малоупотребительных слов, а затем, в процессе анализа произведения, значение объясняется своими словами. Смысловые отношения внутри части текста уясняются на основе использования приёма словесного иллюстрирования, которому необходимо научить умственно отсталых обучающихся. Понимание основной мысли художественного произведения, как и в предыдущие годы, связано с разбором выводов, с анализом названий текстов, соотнесением содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный).

В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Обучение чтению идет параллельно на уроках русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними: формируется внимание к слову, как основной единице языка, что создает основу для расширения словарного запаса; развиваются навыки диалогического общения, когда обучающиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» рабочая программа в 1 классе рассчитана на 103 часа в год (3 часа в неделю). В соответствии с этим реализуется «Рабочая программа по учебному предмету «Чтение».

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Чтение»
На уроках чтения у обучающихся формируются следующие ценностные ориентиры:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Технологии, методы и формы обучения
5.1. Технологии обучения педагогические:

• коррекционно-развивающего обучения;
• проблемного обучения;
• групповые технологии и коллективное творческое дело;
• игровые технологии;
• проектного метода обучения;
• технология модульного обучения.

5.2. Методы обучения:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, игры.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- методы стимулирования.

5.3. Формы обучения: фронтальное и индивидуальное обучение.

5.4. Приемы коррекционной направленности:

• задания по степени нарастающей трудности;
• включение в урок заданий, предполагающихразличный доминантный анализатор;
• разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся;
• задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
• дозированная поэтапная помощь педагога;
• перенос только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание;
• включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
• задания с опорой на несколько анализаторов;
• постановка законченных инструкций;
• включение в урок материалов сегодняшней жизни;
• создание условий для «зарабатывания», а не «получения» оценки;
• проблемные задания, познавательные вопросы;
• игровые приемы, призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка деятельности.

5.5. Типы уроков:
• УУНЗ - уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым материалом;
• УКЗНМ - уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях);
• УВПУ - уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях);
• УПОСЗ - уроки повторения, обобщения, систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе);
• УПОКЗ - уроки проверки, оценки, коррекции знаний;
• КУ - комбинированные уроки;
• УЭ – урок-экскурсия;
• УП – урок-практикум;
• УРР – урок развития речи.

6. Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее БУД) реализуется во 2-4 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:
• формировать мотивационный компонент учебной деятельности;
• способствовать овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
• развивать умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
• определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
• определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

На уроках чтения в1 классе формируются следующие базовые учебные действия:
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

7. Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной компетенции
Предметными результатами изучения предмета «Чтение» во 2-4 классах является сформированность следующих умений:
1класс
Обучающиеся должны Область развития жизненной компетенции
Знать Уметь
Наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом Читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали. Обеспечение произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. (Языковая компетенция)
Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся. (Коммуникативная компетенция)
Овладение умением понимания и анализа прочитанного текста, умением отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать своё отношение к поступку героя, событию, пересказывать содержание прочитанного

8. Результаты освоения учебного предмета «Чтение» в 1 классе
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:
Достаточный уровень:

1 класс
-слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы учителя или с опорой на картинку;
-читать по слогам короткие тексты;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать наизусть 2-3 небольших стихотворения. -слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
- пересказывать по вопросам, картинно- символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;
- выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед классом.

9.Содержание учебного предмета
1 класс
Добукварный период.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?»), направления звука («Покажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков»). Имитация голоса животных, узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, детских музыкальных инструментов.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у- воет волк, ш-ш-ш- шипит гусь, р-р-р-рычит собака и др.
Практическое знакомство со словом («Назови предметы»). Фиксация слова условно – графическим изображением. Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» условно – графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: дом – дым, удочка – уточка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Фиксация предложения условно – графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений по картинке, запись условно – графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно – графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка.) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Деление двусложных слов на слоги: И-ра, А – ля, Ва – ся. Фиксация части слова условно – графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма – на, са - за, да – та.
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте». Отработка четкого произношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш, и т. д. (с учетом произносительных навыков обучающихся).
Умение слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, у, м, о, н, с в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий.
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок(2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг, их последовательное введение. Составление комбинаций из разных фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т.д). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху – внизу, справа – слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: ёлочка – три треугольника, дом – треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулак, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретами, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период.

1 – й этап: изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начинаются со звука а» и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной в словах (а-у, у-а) закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: (м-н, с-ш, ма –на, са –ша). Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му- ха, у – ха) с последующим их повторением целых словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох сом сын и т.д.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

2 – й этап: повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг,ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани), выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах; слогов с мягкими и твёрдыми согласными, а также с и- й. Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твёрдыми и мягкими согласными, трёх- четырёхбуквенных слов кот, кит, соль, и т.д. Чтение слого¬вых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов. Большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстрированным материалом. Работа со звуко–буквенной схемой. Обозначение букв красным и синим кружками.

Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником. Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотне¬сение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение небольших загадок, стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3 – й этап: повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах, словах.

Образование и чтение, без искажения звукового состава, усвоенных раннее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?».

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотне¬сение слов, предложений, текста с иллюстративным мате¬риалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

10. Материально – техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект:
1.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2017.
Печатные пособия:
-наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок «Птицы», «Животные», «растения»; наборы сюжетных картинок по отдельным темам «Времена года»; наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений.
Учебно-практическое оборудование:
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы к разделу «В мире волшебной сказки», «Полюбуйся, весна наступает…», «Зима наступила», «Листьям время опадать» и др.).
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.


11. Содержание мониторинга динамики развития учащихся
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле¬ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион¬но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 1 классе используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Проводится мониторинг в начале года, в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме контрольной работы. Данные мониторинга заносятся в Карту сопровождения обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.


Категория: Блоги | Добавил: sveta10021978
Просмотров: 31 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог